Как советские автолюбители ремонтировали шины

Изумительные приспособления встречались в багажниках советских шоферов! Дай некие из них современному автовладельцу, и не всякий даже усвоит, что это и как использовать. «Колеса» стараются часто раскапывать необычные артефакты, дабы сберечь память о нашей авто истории. Сегодня тестируем редкое приспособление для ремонта колес в пути — вулканизационный брикет.

Зажигательный ремонт

Вообщем, огонь в качестве помощника шиномонтажника сейчас известен многим. С его помощью удается в полевых (и не только в полевых) критериях натянуть на обод бескамерную шину огромного диаметра. Для этого достаточно под полунасаженную на диск покрышку плеснуть чуть бензина, а после того, как он через несколько минут перейдет в состояние легковоспламеняемых паров, поднести пылающую на конце палку. Вспышка, хлопок и сопутствующее им выделение огромного объема газов мгновенно сажают шину на хампы диска.

Нашим дедушкам эта «мистика» была незнакома по причине отсутствия в обиходе бескамерных покрышек. Вобщем, они тоже частенько использовали горящий бензин при ремонте колеса, но несколько по другому.

Классика жанра – шоферская хитрость времен Величавой отечественной войны, с помощью которой в полевых критериях заклеивали камеры колес грузовых «полуторок». На дырку накладывали заплату из так называемой «сырой резины» (невулканизированного каучука), а на нее сверху, через несколько слоев газетки, ставился как стакан старенькый поршень от двигателя. В поршень наливали и поджигали бензин. Такое простейшее приспособление разогревало место клейки до 140-150 градусов, благодаря чему каучук вулканизировался, переходя в состояние крепкой и эластичной резины.

Как русские автолюбители ремонтировали шины

В послевоенные же годы появился любознательный автомобильный аксессуар, призванный заменить в дорожных критериях заклейку с помощью поршня. Назывался он «вулканизационный брикет». Фактически, почти в любой книжке по эксплуатации «победы», «москвича», «жигуля» либо грузовика в 50-70-е годы ХХ века можно было повстречать упоминание вулканизационного брикета. Представлял он собой, практически, пиронагреватель, но не требующий бензина для работы, и потому гораздо более безопасный в обращении и более удачный.

Из книги «Авто шины», Военное издательство министерства вооруженных сил СССР, 1946 год:

Как русские автолюбители ремонтировали шины

Для воспламенения горючего состава в брикете его требовалось немного разрыхлить чем-то острым (ножом или гвоздем), а позже уже поджечь спичкой. Если горючая масса плохо воспламенялась, предлагалось немного ее раздуть. Собственно, гигроскопичность состава и была предпосылкой непопулярности вулканизационных брикетов в шоферском обществе… Прокол колеса – беда не такая уж частая, и брикеты длительно валялись в инструментальных ящиках и багажниках, где безизбежно отсыревали, несмотря даже на достаточно плотную упаковку. И в подходящий момент нередко оказывались бесполезными.

Из книжки «Эксплуатация и ремонт мотоциклов», 1956 год:

Как русские автолюбители ремонтировали шины

Встречалось несколько несущественно различающихся подвидов вулканизационных брикетов, но по сущности все они представляли собой металлический «лоток» с низенькими бортиками, заполненный горючим составом – обычно чем-то вроде целлюлозно-древесной крошки, пропитанной селитрой. На донышко лотка (с наружной, разумеется, стороны) была прилеплена заплатка из сырой резины. С резины следовало содрать защищающий ее от высыхания слой целлофановой пленочки, наложить брикет на за ранее зачищенное и обезжиренное место прокола на камере, придавить струбцинкой и поджечь. Когда прогоревший брикет остывал, заплатка была гарантированно качественно приклеена благодаря рассчитанной температуре горения, количеству горючего в брикете и времени его остывания около 10 минут.

Нсмотря на то, что вулканизационные брикеты были нацелены в первую очередь на автомобилистов (несмотря на то что их упоминание мне встречалось даже в книжке «Полевой ремонт самолетов», издательство Воениздат, 1943 год), больший смысл они имели для владельцев легких байков и мопедов без генератора (с одним только магнето), а также для велосипедистов, у которых нет ни источника электроэнергии, ни припаса бензина.

Вулканизационный брикет: ретро-тест

Умопомрачительно, но не являвшийся чем-то редким и дефицитным в прошедшем, вулканизационный брикет сегодня найти вживую фактически невозможно. По непонятной причине редкостью он стал несусветной – даже живых фото этого аксессуара фактически нет ни в Гугле, ни в Yandex’е. Встречаются лишь многочисленные упоминания в старенькой автомобильной литературе. Однако для «Колес» ничего неосуществимого нет – мы, хотя и с огромным трудом, раздобыли пару экземпляров этого реально редчайшего шоферского приспособления, и провели эксклюзивный ретро-тест.

Как русские автолюбители ремонтировали шины Как русские автолюбители ремонтировали шины

Попавшие к нам в руки вулканизационные брикеты были выпущены Барнаульским хим заводом. Даже странно, что это предприятие до сих пор существует и как и раньше занимается выпуском материалов для ремонта камер и шин.

Наши брикеты изготовлены в 1964 году. С тех пор они нетронутыми ожидали своего часа 54 года… И невзирая на явные зачатки историко-культурной ценности этих ретро-аксессуаров, мы не удержались, чтоб не опробовать в деле пришельцев из старой автоэпохи.

После тщательной просушки и подмены задубевшей за полвека заплатки из сырой резины на свежайшую, мы попробовали заклеить ими автомобильную камеру.

1 / 2

2 / 2

Итог вы видите на фотографии: старинный авто «артефакт» не подвел, сработал четко по аннотации и завулканизировал заплатку на камере.

Что же, «произведено в СССР» звучит гордо даже спустя полста лет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *