Тест-драйв ЗАЗ 965А

Тест-драйв ЗАЗ 965А

Молвят, что в семье бывает два позора — беременная дочь-восьмиклассница и Запорожец. Глупости это. Как и многие другие шуточки про этот автомобиль, которые сочиняли люди, сидящие в автобусах, трамваях и троллейбусах. “Горбатый” вообщем удивительная машина — он собрал в себя все вероятные и невозможные недостатки, но ничего милее и уютнее на наших дорогах никогда не было. И, видимо, уже не будет.

 

Мал клоп да… живуч!

Об истории этого автомобиля написано уже столько, что ничего нового сказать уже просто нереально. Мы даже как-то пытались развеять некие мифы о ЗАЗ 965, при этом постарались сделать это весьма аргументировано. Повторяться не будем, потому перейдём к чуть более интересной части повествования: о том, как в семье Даниила появилась эта машина. Кстати, никогда не именуйте в обществе зазоводов Запорожец “запором” — это считается досадным до невозможности, и за это можно получить по лицу торсионом фронтальной подвески.

Когда Даниил был небольшим, рядом с его домом была охраняемая стоянка, где автолюбители ставили свои машины. В один красивый день её решили застраивать, и машины оттуда пришлось убирать. Но один ЗАЗ 965 оказался никому не необходимым. Он стоял долго, его владелец никак себя не проявлял, и машина по запчастям стала переезжать в комнату Даниила. Что поделать: ребёнок очень желал себе Запорожец… А вот его мать Запорожец не хотела, поэтому запчасти “горбатого” было предложено вынести из комнаты куда подальше, лучше — свалку. И собрать себе автомобиль небольшой Даниил тогда не смог.

Тест-драйв ЗАЗ 965А

Позже он вырос и купил себе огромную машину. Большую по сравнению с “горбатым” — ЗАЗ 968М. Но вот неудача: этот автомобиль хоть и Запорожец, да не тот… Мечта не давала спать тихо, и пришлось заняться поиском именно 965-го.

И вот в конце концов спустя год после покупки первого Запорожца в семье появился 2-ой чудесный автомобиль с заднемоторной компоновкой. Было это в 2012 году. Казалось бы, в дом пришло счастье, но нет. И не из-за того, что машину пришлось вытаскивать из кустов, 6 лет ремонтировать и ставить на учёт в МРЭО, а из-за того, что супруга Даниила решила, что муж-зазовод — горе в семье. Честно говоря, частично она права. Рыскающий по просторам Веба в поисках запчастей муж с красноватыми глазами — то ещё счастье. Машину от греха подальше утащили на дачу, и пока все обычные мужики по выходным днём ездили в Ашан со своими супругами и детьми, а вечером дули пиво с друзьями, Даниил колупался в своём горбатом счастье. Делать пришлось почти все.

Тест-драйв ЗАЗ 965А Тест-драйв ЗАЗ 965А

Машина, выпущенная в апреле 1968 года, обошлась Даниилу в 20 тыщ рублей. Кто-то подумает, что это много, но на самом деле “горбатых” со сравнимо целым кузовом, а главное — документами, осталось так не достаточно, что торговаться за машину было бы святотатством.

А дальше пошли томные годы восстановления Запорожца. Найти на него детали не очень просто, а ведь поначалу Даниил даже думал сделать из собственного Запорожца экспортную версию — “Ялту”. Но от идеи пришлось отрешиться: во-первых, негоже “колхозить” и без того редчайшую машину, во-вторых, всякая мелочёвка для “Ялты” стоит очень дорого, а в природе практически не встречается.

Тест-драйв ЗАЗ 965А

После 6 лет восстановления машина наконец-то выехала на улицы городка. Ей как раз исполнилось 50 лет — самое время начинать вторую жизнь.

И хохот, и грех

Честно говоря, я незначительно удивился реакции проходящих мимо автомобиля людей. Мы снимали машину днем в немноголюдном дворике, так что прохожих было мало. Почти все они улыбались, глядя на Запорожец и… спрашивали, что это за машина. Я уже не удивляюсь тому, что у нас на фестивалях путают ЗиС с “полуторкой”, а Виллис — со Студебеккером, но запамятовать легендарный “горбатый”… Или я здорово постарел, либо слишком молодой народ гулял в то утро мимо машины.

Тест-драйв ЗАЗ 965А Тест-драйв ЗАЗ 965А

Для неких будет неожиданностью, но тот клоп, который кажется небольшим, на самом деле имеет настоящий трёхобъёмный кузов. Если включить фантазию, то можно даже заподозрить в машинке настоящий седан. Правда, двухдверный. Избавьте меня от описания «тёрок Вассермана» (так по имени изобретателя называли решётки воздухопоглотителей) и прочих известных и видимых вещей. Я отмечу только некоторые интересные элементы конструкции.

Не секрет, что при разработке Запорожца конструкторы кропотливо рассматривали некоторые импортные аналоги. Например, Bond Minicar, Isetta, Fuldamobil, Lloyd 600, Goggomobil T300 и Zündapp Janus. Некие до сих пор считают ЗАЗ 965 копией Fiat 600. Это не совершенно так, но несущая конструкция кузова Запорожца вправду во многом повторяет фиатовскую. Кузова всех других машин оказались для наших условиях или недостаточно крепкими, либо слишком дорогими в изготовлении. ЗАЗ 965 не мог быть дорогим, потому пришлось идти на некоторые ухищрения, которые на данный момент кажутся совсем уж бюджетными.

Fiat 600 ‘1955–60

Goggomobil T300 ‘1955–68

Zundapp Janus

Бмв Isetta

Bond Minicar Mark G Tourer ‘1964

Так, всю боковину кузова штамповали из 1-го листа металла. Вроде бы, получилось недорого, но не дай бог помять крыло — придётся поменять пол машины. Зато переднее и заднее стёкла здесь взаимозаменяемые. Ограничители дверей сделаны как в довоенных грузовиках — из обыденных ремней, а мотор вообще никак не крепится к кузову — в машине его держит трёхточечное крепление к картеру трансмиссии (мотор с коробкой представляют единый силовой агрегат, который снизу крепится к днищу, а сверху через коромысло к стене моторного отсека).

Тест-драйв ЗАЗ 965А

Зато “горбатый” может повытрепываться такими техническими решениями, которые нельзя было повстречать на его иностранных аналогах. Например, передняя подвеска у него торсионная, что позволяет ездить по таким дорогам, куда всякие Фиаты даже не сунутся. Задняя подвеска была независящей, на двух А-образных рычагах с диагональной осью качания. Такового не было ни у Москвичей, ни даже у Волг. Правда, без нагрузки задние колёса стояли “домиком”, а если в повороте очень нажать на газ, колесо можно было “заломить” под кузов. Но такое бывало не так уж часто: с мотором 887 “кубиков” очень не погоняешь.

Тест-драйв ЗАЗ 965А

Зато сам мотор тоже очень и очень увлекателен. Он довольно редкой компоновки — V4. Нечто схожее в мире выпускали всего три компании, кроме ЗАЗа: итальянская Lancia, американская AMC и европейский Форд. Причём последний делал два совершенно различных V4 — один для рынка Англии, другой — для континентальной Европы. Но вернёмся к Запорожцу…

Вообщем, изначально ЗАЗовцы хотели построить оппозитный 4-х цилиндровый мотор (наподобие того, что стоял у германского Жука) и даже сделали такой мотор, но его оказалось очень сложно обслуживать. Пытались воткнуть Запорожцу мотоциклетный двухцилиндровый МД-65, но он для машины оказался слабым. Его приходилось хорошо “крутить”, а от этого его ресурс до серьезного ремонта сокращался до неприемлемых 30 тыщ километров. Ну, а так как параллельно с разработкой Запорожца задумывались ещё и над транспортёром-амфибией ТПК, то и мотор решили делать для их один общий. В результате сошлись на конфигурации V4. На первых “горбатых” стоял мотор МеМЗ-965 объёмом 746 см3 и мощностью 23 л.с., в 1962 появился движок МеМЗ-966 (887 см3, 27 л. с.), а на нашей машине стоит МеМЗ-966Г эталона 1966 года — того же объёма, но выдающий аж 30 л. с.

Тест-драйв ЗАЗ 965А

Движок

МеМЗ-966Г 30 л. с.

Как вы понимаете, этот мотор с воздушным охлаждением. Для начала 1960-х — самое то: обычного антифриза всё равно не было, сливать на ночь воду зимой было хлопотно, так что чисто на теоретическом уровне двигатель с воздушным охлаждением был самым правильным решением. Ну а на практике он всё же нагревался… Иногда в этом были виноваты сами обладатели: переделывали воздухозаборники, позволяли зарасти ему маслом и грязюкой, неправильно выставляли угол опережения зажигания.

Вобщем, и сама конструкция получилась не очень удачной: с дороги летела пыль, оседая на рёбрах цилиндров, стены цилиндров были тонкими, а ГСМ середины прошедшего века качеством тоже не отличались. Кстати, в аннотации по эксплуатации прямо говорили о том, что мыть мотор необходимо хотя бы раз в год, а масло использовать и совсем для дизельных моторов (например, ДП-11): масла для бензиновых движков этому мотору не подходили.

В качестве плюсов мотора можно назвать его отличную ремонтопригодность, чему содействовали удобство его демонтажа из машины, съёмные цилиндры и малая масса. Мотор можно было вынуть из машины, забрать с собой и починить дома на кухне, как в мультике про миграцию городского населения в Простоквашино.

Тест-драйв ЗАЗ 965А

Запорожец нередко пытаются оскорбить, говоря, что в нём нет совершенно никаких удобств. Врут! Есть там удобства. Печки обычной нет, а удобства есть. Хотя, вообще-то, и печка есть — автономная, ненадёжная и пожароопасная. А вот с комфортом здесь порядок.

Во-первых, пролезть во чрево этого тулупа на колёсах не так трудно благодаря заднепетельным дверям, которые распахиваются на невообразимый угол. Во-вторых, тут есть регулировки сидений: шофер может отрегулировать кресло вперёд-назад или поменять наклон его спинки. Есть впереди даже 12-вольтовая розетка, солнцезащитные козырьки, освещение салона и петли на боковых стойках около крыши (они тут вместо ручек). В целом, очень даже богато.

Сели и поскакали!

Естественно, внутри не слишком просторно, а ни обладателя машины, ни меня природа не обделила ростом и хорошей комплекцией. И всё же мы полностью удобно устроились на передних сиденьях. Особенно видеть на советской машине тех времён напольный рычаг КПП: его тогда обожали ставить на рулевую колонку. Ещё более умопомрачительно, что тут четырёхступенчатая коробка передач, при этом с синхронизаторами. Шик-модерн и полёт технической мысли! И это я на данный момент говорю вполне серьёзно: трёхступки тогда ещё были очень популярны.

Приборная панель у нас тоже богатая — с указателем температуры масла. На первых “горбатых” его не было, и температуру указывали только две сигнальные лампы — зелёная и красноватая. Ну, а остальные приборы и указатели обыкновенны для любой машины: указатель уровня горючего, сигнальные лампы включения фар и указателей поворотов, одометр и спидометр, размеченный каким-то шутником до 120 км/ч.

Что же, запускаем мотор…

Отлично, что он стоит сзади — несмотря на то что бы он не орёт перед носом, поэтому что работает он шумно, а о звукоизоляции в СССР в середине 60-х задумывались и знали меньше, чем о “кока-коле” и Beatles. А сейчас важно нажать именно ту педаль, которую необходимо нажать, а не пару, которая оказывается под подошвой 1-го ботинка. Педальный узел тут точно для лилипутов, так что осторожно выжимаем сцепление, включаем первую передачу, ещё более осторожно находим педаль газа и… Что это за тряска? А это — такая особенность работы сцепления, диск которого не имеет демпфера. Кто-то с этим “расколбасом” мириться не желает, и слабые душой люди колхозят туда другие диски. Тряска уходит, но совместно с ней уходит и ощущение реального Запорожца.

Тест-драйв ЗАЗ 965А

Руль автомобиля очень лёгкий, можно пошевелить мозгами, что здесь стоит ГУР. На самом деле его, естественно, нет, но если машина весит меньше семисот кг, рулю почти невозможно быть тяжёлым.

Малый вес сказывается и на динамике. Не сказать, что машина-пуля, но на первой и 2-ой передаче она разгоняется неплохо. На скорости около 30 км/ч она уже выдыхается, и далее обогнать Запорожец может уже любая современная консервная банка. Наибольшая скорость, которую удалось развить на трассе, не оставляет шансов получить штраф за превышение — 80 км/ч. При этом становится понятным, что маневренность для ЗАЗа чужда как понятие. Не достаточно того, этот маленький автомобильчик даже в тесноватом дворе оказался не слишком поворотливым.

Подвески оставляют двоякое впечатление. “Пробить” её, скорее всего, просто нереально, и на ходу машина довольно мягенькая. А вот при переезде “лежачего полицейского” стало разумеется, что передняя подвеска всё-таки жестковата. По последней мере, если в салоне сидят всего два человека. Задняя проходила выпуклость гораздо спокойнее.

Тест-драйв ЗАЗ 965А

Есть мировоззрение, что на заднем диване Запорожца места фактически нет. В общем-то, спорить не буду: в футбол там не поиграешь. А если честно, то и в шашки тоже. Сзади нас там могли бы сесть только детки. Зато если разложить спинку, получается хороший грузовой отсек. И это хорошо, поэтому что в багажник много не положишь: он и так очень скромного размера, так ещё и занят 30-литровым бензобаком и запасным колесом.

Тормоза для малеханькой машины, не пытающейся даже казаться гоночным болидом, очень достойные. Если, конечно, попасть ногой на подходящую педаль…

Хеппи енд

На этом можно было бы рассказ окончить, если бы не одно “но”. Через несколько недель после знакомства с этим Запорожцем, я вызнал, что прекрасная половина семьи всё-таки признала спасённого супругом малыша. И теперь фотография “горбатого” в рамочке висит у их дома на стене. Запорожец и сам выжил, и семью не развалил… Ну разве не милая машинка?

Тест-драйв ЗАЗ 965А

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *