История создания автомобиля LAF 4101

История сотворения автомобиля LAF 4101

Только самые “продвинутые” автовладельцы могут вспомнить, что эпоха автопрома Казахстана началась пятнадцать лет обратно с выпуска ВАЗ-21213 «Нива». И то, если очень напрягутся. Однако это — официальная история, а есть ещё и другая. И началась она не с Нивы, а с совершенно другого автомобиля, и не пятнадцать, а 30 лет назад.

 

История началась в том самом городке, где по замыслу создателей кинокартины «Джентльмены фортуны» у героя Василия Алибабаевича жила мать. Именно в Джамбуле в 1996 году личный предприниматель задумал попробовать свои силы в разработке автотранспортных средств собственной конструкции. Сейчас бы мягко произнесли, что идея эта не из обычных, а тогда, в самый пик разрухи, головы у людей болели о другом, и большинству было все равно, кто и что замыслил. Тем не менее, владельцу самой большой станции техобслуживания в регионе казалось, что это полностью реализуемо.

Имя собственное

Очевидно, в самом начале этого пути никаких суровых разработок не предвещалось. Всё сводилось к изменению конструкций готовых автомобилей. В первом случае у джипа Нива были убраны верх и двери и усилен кузов. Таким образом Александр Локтев (тот самый бизнесмен) получил фаэтон для своего увлечения охотой. Последующим проектом стал эвакуатор, построенный на базе грузовика ГАЗ-53. Он был нужен для бизнеса.

История сотворения автомобиля LAF 4101

Оба автомобиля удачно прошли заводскую сертификацию и получили заводские индексы, чем конструктор очень гордился. Но вот от предложенного ему в Нижнем Новгороде индекса для третьего авто он отказался…

Осенью 1997 года бизнесмен решился на серьезный шаг – постройку автомобиля, который до того времени не имел аналогов посреди серийных образцов. Выбор направления пал в сторону автомобилей высочайшей степени проходимости, а основными методами постройки стали «скрещивание» и доработка. Если углубиться в детали, то для проекта использовалась рама, мосты, колеса и раздатка грузовика ГАЗ-66, кузов и салон автомобиля ГАЗ-24, движок, коробка и передние крылья ГАЗ-53. На выходе вышло нечто внешне несуразное, наделенное спорными дизайнерскими решениями, к которым можно отнести чужеродный “фасад” и желание сделать из автомобиля универсал при помощи каркаса и тента.

История сотворения автомобиля LAF 4101

История сотворения автомобиля LAF 4101 История сотворения автомобиля LAF 4101 История сотворения автомобиля LAF 4101

ГАЗ-66, ГАЗ-24 Волга, ГАЗ-53

Но невзирая на это, своё предназначение автомобиль оправдал. Во время первых выездов джип с легкостью проходил броды, преодолевал крутые подъемы, полностью адекватно вел себя на дорогах общего использования. Вот тогда-то и родилась идея сотворения собственного бренда и организации мелкосерийного выпуска схожих машин. Правда, для того, чтобы заявить о для себя как об автопроизводителе, как автомобилю, так и его создателю потребовалось пройти ряд испытаний .

В связи с тем, что в Казахстане на тот момент не было ни 1-го автомобильно-научного института, в местное управление дорожной милиции был отправлен запрос с просьбой о поддержке в оценке внедорожника. Там к инициативе бизнесмена отнеслись с пониманием и собрали группу, в которую кроме рядовых специалистов вошел начальник управления.

История сотворения автомобиля LAF 4101

ГАЗ-66 ‘1964–99

Многие измерительные приборы пришлось находить. Некоторые одалживали в соседних областях, какие-то приобретались в Рф. Зато в итоге группа получила последующие показатели: 2,5-тонный автомобиль способен развивать наивысшую скорость 98,5 км/ч, преодолевать 45,4-градусные подъемы, форсировать водные преграды глубиной 1,4 метра. При этом машина могла нести полезную нагрузку в 850 кг.

Для сопоставления в испытаниях принял участие ГАЗ-66. Очевидно, автомобили имели принципиально разное предназначение, но требовалось узнать другое: какие преимущества даёт автомобилю укороченная база? 1-ое, что оказалось лучше — радиус разворота, который составил девять метров. Вторым и более принципиальным преимуществом стал радиус продольной проходимости, то есть способность машины преодолевать очень крутой перелом продольного профиля дороги (бугор, выступ). Там, где «шишига» садилась на пузо, ЛАФ (так назвали новый автомобиль, правда, пока заочно) проскакивал с ходу.

История сотворения автомобиля LAF 4101

ГАЗ-66 ‘1964–99

По окончании испытаний представители дорожной инспекции поздравили создателя джипа, но дали понять, что о постановке на учет без муниципального сертификата соответствия не может быть и речи. При этом все прекрасно знали, что в Казахстане не было ни 1-го госучреждения, которое выдало бы такой документ. Так бизнесмен попал в замкнутый круг, из которого единственным выходом виделся заводской индекс Горьковского автозавода, присвоенный после удачных испытаний машины в России. Но в этом случае о самостоятельном бренде пришлось бы запамятовать: автомобиль именовался бы ГАЗом, а создателю позволили бы только присвоить имя собственное. Такой сюжет не устраивал Локтева, но ситуация складывалась не в его пользу. Почему в Нижний Новгород был сделан соответственный запрос, в ответе на который верно прописали, когда и куда нужно доставить джип.

Бизнесмен был уверен, что автомобиль успешно пройдет все тесты, однако с поездкой не торопился, всячески ее откладывая.

Тем временем стали поступать 1-ые заказы на постройку подобных автомобилей. Невзирая на сложности, отмахиваться от них не стали. Не имея на руках официального разрешения, выпустили еще три машины. Главным их отличием стала внешность, лишенная «тяжеловесной рожи» — на сей раз донорами кузовов послужили более современные Волги ГАЗ-31029, и в их образ приняли решение ничего не добавлять.

История сотворения автомобиля LAF 4101

Каждый из автомобилей проходил тот же цикл испытаний, что и 1-ый образец, и именно это помогло совсем случайно решить основную проблему. За очередной поездкой уникального джипа по руслу реки стал наблюдать незнакомец, представившийся потом журналистом газеты «Казахстанская Правда». Благодаря его материалу в газете об автомобиле узнали “наверху”, и из аппарата президента в городскую управу пришло судьбоносное для бизнесмена извещение: в двухдневный срок автомобиль и его создатель должны были прибыть в Астану.

1 / 5

2 / 5

3 / 5

4 / 5

5 / 5

Сказано — изготовлено. Два вездехода отправились в путь. На месте предназначения автомобили осмотрел глава государства Нурсултан Назарбаев, после чего поинтересовался у конструктора, в чем непосредственно заключаются его проблемы. После их разговора все вопросы с прохождением гос сертификации и разрешением на серийное создание были решены. Официальное имя, присвоенное автомобилю, стало звучать как LAF 4101, от инициалов создателя Александра Федоровича Локтева . Но сказать, что все проблемы на этом закончились, нельзя.

История сотворения автомобиля LAF 4101

Взлёт и падение

Наряду с вновь поступающими заказами стали появляться и новые требования от заказчиков. К примеру, многих не устраивало, что при изготовлении вездеходов применялись бывшие в употреблении детали (хоть и отменно отреставрированные). В срочном порядке пришлось заключать контракт с ГАЗом о поставке узлов и агрегатов. На первых порах Волги, чьи кузова использовались в проекте, приобретались у местного дилера на сто процентов комплектными, но вскоре ГАЗ помог разрешить и эту проблему – наладили отправку только кузовов и салонов.

История сотворения автомобиля LAF 4101

Из-за предъявляемых к автомобилю новых требований его стоимость значительно возросла. Если в самом начале за вездеход в зависимости от комплектации просили от 8 до 10 тыщ долларов, то теперь цены стартовали с отметки в 15 тыщ. Несмотря на это, уверенный в светлом будущем своего проекта Локтев решил перенести создание в только что приобретенный мебельный завод, где смонтировали оборудование, выстроили сварочные и покрасочные цеха.

История сотворения автомобиля LAF 4101

Ради энтузиазма стоит рассказать о некоторых пожеланиях заказчиков. К примеру, среди них значилась автоматическая трансмиссия. К решению этой задачки, как скажут сегодня любители автостарины, подошли «по-варварски». В одном из бывших “горкомовских” гаражей была найдена Чайка ГАЗ-13 с вполне исправными движком и коробкой. Именно они перекочевали в один из джипов. И если к двигателю в ходе эксплуатации приреканий возникнуть не должно было, то коробка передач с кнопочным переключением всегда числилась проблемой партийного лимузина и за редчайшим исключением служила не больше 20-25 тыщ километров. Сейчас было бы интересно выяснить, как сложилась судьба того экземпляра.

История сотворения автомобиля LAF 4101

Наименее яркой, но куда более перспективной числилась модификация ЛАФа с дизельными моторами минского производства. Четырехцилиндровые дизели имели высочайший крутящий момент, гораздо более высокий ресурс, и самое главное — были существенно экономичнее. К сожалению, таких автомобилей выпустили мало, да и те пришлись под закат производства.

История сотворения автомобиля LAF 4101

Трудности начались с того, что многих клиентов на фоне бушующего кризиса стала отпугивать стоимость. Крупные заказчики в лице армии, пожарных, МЧС и ряда других структур не отыскали средств на приобретение нужных им автомобилей. А ведь переговоры велись длительно и были инициированы именно ими…

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Результат был печален. Официальное производство продлилось чуток больше пяти лет, за которые было сделано порядка пятидесяти автомобилей, каждый из которых, разглядывая снимки, можно именовать уникальным. А приобретенный мебельный завод, в стенки которого начинался перенос производства, так и не стал всеполноценным домом для первого казахстанского автомобиля. Сейчас, глядя на него, уже и не скажешь, что это место могло стать первым автозаводом страны. На данный момент тут пустынно и безлюдно.

История сотворения автомобиля LAF 4101

P.S. Как ни удивительно, после прекращения производства автомобилей ЛАФ в Казахстане предпринималась ещё одна попытка скрещивания армейского грузовика ГАЗ-66 с штатским автомобилем. В 2007 году 109-й авторемонтный завод в Ерейментау получил заказ на изготовка партии капотных внедорожников (получившие имя БАРС-01) для нужд армии. Сколько всего было выпущено автомобилей, доподлинно непонятно, но их отличием от джамбульского вездехода стала стандартной длины колесная база и растянутый кузов от джипа УАЗ-31512.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *