Спецверсии Москвичей и Жигулей для советской милиции

Спецверсии Москвичей и Жигулей для русской милиции

В послевоенные десятилетия и до самой перестройки в СССР, наряду с милицейскими Волгами, получали всё большее распространение доступные авто малого класса — как тогда гласили, малолитражные. Сначала это были «Москвичи», а с 1970 года к ним добавились «Жигули». Массовый выпуск дешевых легковушек позволил обеспечить советскую милицию огромным количеством патрульных машин.

 

Первым из автомобилей малого класса обширное распространение в СССР получил «Москвич-400-420», выпускавшийся с 1947 года Столичным заводом малолитражных автомобилей МЗМА. В 50-е годы фондов, выделенных МВД на служебный транспорт, не всегда хватало на закупку автомобилей «Победа» М-20. Потому в некоторых регионах в милицейские гаражи поступали «Москвичи». Завод в то время не получал задания на разработку специальной модификации «Москвича» для милиции, и такая машина в производственную программку не входила.

Спецверсии Москвичей и Жигулей для русской милиции

Москвич 400-420

На местах автохозяйства сами оборудовали автомобили «Москвич» громкоговорителями, дополнительными осветительными приборами и другими устройствами. Также без помощи других машины окрашивали в синий цвет и наносили отличительные знаки – красноватую полосу и надписи.

Спецверсии Москвичей и Жигулей для русской милиции

Москвич 400-420

Единая расцветка милицейских автомобилей была утверждена приказами министра внутренних дел СССР 1953 и 1957 годов. Автомобиль «Москвич» по всем характеристикам превосходил распространённые тогда в милиции байки с коляской М-72. Он отличался устойчивостью, маневренностью, предоставлял четырём пассажирам такие комфортабельные условия передвижения, какие не мог обеспечить байк. По маневренности «Москвич» превосходил «Победу», а по проходимости не много уступал ГАЗ-67, что в условиях того времени игралось заметную роль.

В 60-е годы, когда правительство упразднило общесоюзное МВД и передало управление милицией республиканским министерствам охраны общественного около (МООП), централизованная система закупки автотранспорта не действовала. В то время местные хозяйственные управления часто приобретали для милиции и госавтоинспекции не «Волги», а «Москвичи» моделей 407 и 403.

1 / 3

Москвич-403 и АМ-3

2 / 3

Москвич-407

3 / 3

Москвич-403

Просторный отапливаемый салон создавал более комфортные условия для работы дежурного экипажа, чем были в прежнем «Москвиче». Багажник вмещал набор нужного криминалистического инструмента или служил для установки радиостанции, обеспечивавшей связь машины с диспетчерской. МЗМА на несколько лет ранее ГАЗа выпустил модификацию с кузовом универсал. Машины «Москвич-423Н» тоже служили в милиции. Их достоинства, в частности, оценили кинологи — сзади в универсал было комфортно посадить служебную овчарку.

Спецверсии Москвичей и Жигулей для русской милиции

Москвич 423Н

Сначала «Москвичи» этого семейства носили принятую в 50-х годах голубую окраску с красной полосой. С 1963 года МООП РСФСР ввел беспримерный стандарт – бирюзово-голубой кузов и красную полосу только на фронтальных дверях. В таком виде «Москвичи» этого поколения служили в милиции. Но нередко из-за сложностей с перекраской автомобилей, красноватую полосу наносили на машины произвольных цветов.

Это длилось и после 1964 года, когда МЗМА смог оперативно обновить базовую модель. Новые «Москвичи-408» получили в милиции ещё большее распространение, встречались даже машины с 4-мя фарами, по документам проходившие как «экспортные», но на самом деле массово поставлявшиеся и на внутренний рынок.

Спецверсии Москвичей и Жигулей для русской милиции

Москвич 408 Приезд Ю.А. Гагарина в Обнинск ‘1966

Конец 60-х годов ознаменовался несколькими необходимыми событиями. Во-первых, конструкторы МЗМА разработали для «Москвича» принципно новый двигатель модели 412, который уверенно поставил московскую машину в один ряд современными для тех лет европейскими моделями. Выпуск этих движков развернул Уфимский моторный завод. Во-вторых, было принято решение дублировать создание автомобилей «Москвич» на машиностроительном заводе в Ижевске, и скоро автомобильный парк страны пополняли уже два завода. В-3-х, в Тольятти развернулась стройка нового завода-гиганта по производству автомобилей на базе FIAT-124. В-4-х, кресло министра охраны общественного порядка занял Н.А. Щелоков, который возродил общесоюзное МВД и впритирку занялся обновлением парка милицейского автотранспорта.

1 / 3

Москвич 412 АЗЛК

2 / 3

Москвич 412

3 / 3

Москвич 412 АЗЛК

Приказ министра внутренних дел №338 от 22 сентября 1969 года утвердил небывалый стандарт окраски милицейских автомобилей – жёлтый кузов, голубая полоса вдоль каждого борта, синяя крышка багажника. Для автомобилей различных марок был предложен одинаковый набор специального оборудования: Два рупора громкоговорителя, проблесковый маячок голубого цвета на высокой «ножке», фара-искатель на левом фронтальном крыле, пара жёлтых противотуманных фар, фонарь с надписью «остановитесь» на багажнике, радиостанция «Пальма».

Спецверсии Москвичей и Жигулей для русской милиции

Москвич 412 АЗЛК

В 1-ые же списки автомобилей, которые следовало закупить МВД, кроме ГАЗ-69, «Волг» ГАЗ-21 и ГАЗ-24, входили машины «Москвич-412». При этом, предполагалось в год покупать «Москвичей» в два раза больше, чем «Волг». И ещё до начала серийного производства в Тольятти Щёлоков показал интерес к новинке советского автопрома ВАЗ-2101. Эти машины тоже подлежали закупке и переоборудованию.

Нужно заметить, что новую жёлто-синюю окраску и сигнальную аппаратуру «примерили на себя» даже «Москвичи» с так именуемым «старым кузовом» образца 1964-1969 годов. Но основную массу составили все-же модернизированные машины, пошедшие с конвейера в ноябре-декабре 1969-го. Для нужд МВД закупались «Москвичи» обоих заводов, но большее распространение в милиции все-же получили ижевские. Дело в том, что у «Ижмаша» не было таковой большой экспортной программы, как у АЗЛК, к тому же все 100% машин из Ижевска с 1968 года комплектовали движками модели 412, в то время как АЗЛК ещё был обязан устанавливать 408-е моторы. Так или по другому, а жёлто-синие «Москвичи» в начале 70-х несли службу вровень с «Волгами» обоих поколений.

1 / 5

Москвич-408, ИЖ-412, ГАЗ-24

2 / 5

ИЖ-412

3 / 5

ИЖ-412

4 / 5

ИЖ-412

5 / 5

ИЖ-412

Бывалые образцы «Жигулей» в милицейской окраске и комплектации существовали уже в 1970-1971 годах, но в огромных количествах продукция ВАЗа начала поступать в дорожно-патрульную и патрульно-постовую службу только с 1973 года. 1-ые лет 7 все милицейские «Жигули» отличались кузовом и салоном базисной модели ВАЗ-2101, самой массовой и дешевенькой. Но часть машин для МВД оснащалась прямо на заводе в Тольятти более массивным двигателем ВАЗ-2103 с соответствующими передаточными числами коробки. Из-за очень большого количественного выпуска на заводе ВАЗ в 70-е годы получилось обеспечить массу милиционеров и инспекторов ГАИ служебным автотранспортом, а многих пересадить с байка на автомобиль.

Спецверсии Москвичей и Жигулей для русской милиции

ВАЗ-2101 начало 70-х

В 1975 году желто-синюю расцветку милицейских машин узаконил введённый в действие ГОСТ. Но уже к началу 80-х годов этот эталон всё чаще и чаще нарушали на местах, в том числе в Москве и Ленинграде. Если милицейские машины начала 70-х поступали в гаражи МВД со специализированных компаний, где были все условия для перекраски и переоборудования автомобилей, то к концу десятилетия возродилась практика закупки стандартных машин на автозаводах и оборудования их силами местных автобаз. Потому на улицах замелькали «Жигули» и «Москвичи» с голубыми полосами на белых, бежевых, даже ярко-зелёных и ярко-красных кузовах, бессистемно подобранными моделями радиооборудования, громкоговорителей и особых световых сигналов.

Спецверсии Москвичей и Жигулей для русской милиции

ВАЗ-2101 и Москвич-2140

С 1976 по 1988 годы базисной моделью АЗЛК был «Москвич-2140». В патрульно-постовой и дорожно-патрульной службах милиции эти машины встречались очень нередко. Обычно им оставляли конвейерную окраску. Но завод выпускал огромное количество гражданских «Москвичей» жёлтого цвета нескольких цветов. Если такие машины приходили в милицию, соблюдение ГОСТа выходило само собой. Параллельно с московскими машинами МВД закупало ижевские автомобили. Сначала это были «Москвичи-412» образца 70-х, а позже модернизированные автомобили образца 1982 года с приставкой «028» в индексе. В Ижевске базисные гражданские машины в 80-х в желтоватый не красили, поэтому в милиции обычно работали машины случайных цветов с синей полосой.

Спецверсии Москвичей и Жигулей для русской милиции

Москвич-2140

Во время Олимпиады 1980 года в столичной милиции помимо ВАЗ-2101, появились ВАЗ-2103. К середине 80-х Волжский автозавод поменял свою первую модель автомобилем ВАЗ-21013 с кузовом от ВАЗ-21011. Такие машины, как самая экономная версия, тоже получили в гаражах системы МВД общее распространение. Что касается «Жигулей» следующих моделей, ВАЗ-2106, ВАЗ-2105, ВАЗ-2107, то на их милиционеры и инспекторы ГАИ массово пересели уже в перестроечные и постсоветские годы.

1 / 8

ВАЗ-2101

2 / 8

ВАЗ-2101 и вертолёт

3 / 8

ВАЗ-2105

4 / 8

5 / 8

ВАЗ-2101

6 / 8

ВАЗ-21013

7 / 8

ВАЗ-21013

8 / 8

ВАЗ-21013

В 1988 году в СССР появился 1-ый легковой автомобиль для милиции, разработанный самим автозаводом производителем базисной модели и вошедший в официальный типаж Минавтопрома. Управление конструкторских и экспериментальных работ УКЭР АЗЛК спроектировало специальную модификацию «Москвича» для работы в системе «Патруль», машина получила отраслевой индекс модификации АЗЛК-21418 и на неё были выпущены отдельные Технические условия.

1 / 2

Москвич-21418

2 / 2

Москвич-21418

В стандартное оснащение автомобиля входили: дополнительный аккумулятор в багажном отсеке, фара-искатель и противотуманные фары, сигнально-громкоговорящее устройство СГУ-60, дополнительные панели с розетками для подключения специального электронного и радиооборудования, запираемые на ключ снаружи замки задних дверей и их блокировка от открытия изнутри, крепления для пристёгивания наручников на заднем сидение.

Спецверсии Москвичей и Жигулей для русской милиции

Москвич-21418

Милицейская модификация оснащалась 1,5-литровым двигателем УЗАМ-331.10. Прелюбопытно, что в производственную программу завода заходил и ещё один автомобиль для правоохранительных органов АЗЛК-21417 без наружной специальной окраски, но частично оборудованный, как АЗЛК-21418. Официально его выпуск не разглашался.

Две пользующиеся популярностью модели Волжского автозавода ВАЗ-2121 «Нива» и ВАЗ-2108 плохо подходили для милиции из-за кузовов с 2-мя боковыми дверями. Тем не менее, МВД заинтересовалось обеими машинами. «Нивы» со специальной расцветкой и оборудованием появились в УВД неких областей и республик СССР ещё в конце 70-х. Благодаря завышенной проходимости, эта машина показала себя, как вероятная альтернатива популярному в милиции УАЗ-469Б. Милицейские ВАЗ-2108 несли службу в милиции и ГАИ сразу с аналогично окрашенными и оборудованными ВАЗ-2109.

Спецверсии Москвичей и Жигулей для русской милиции

ВАЗ-2108

В активе у ВАЗа было особое предложение для силовых органов. На протяжении многих лет особое КБ в Управлении главного конструктора УГК разрабатывало роторно-поршневые движки системы Ванкеля. Сначала односекционные роторные моторы устанавливали на ВАЗ-21018, потом пришло время двухсекционных роторных двигателей на ВАЗ-21059, ВАЗ-21079 и особых модификациях ВАЗ-2109. Эти машины отличались завышенными скоростными и динамическими качествами, поэтому незначительные их партии закупали и КГБ/ФСБ и МВД. Роторные ВАЗы тоже «примерили на себя» милицейскую расцветку и специальное оборудование.

В постсоветский период полиция, а потом полиция закупала любые доступные модели автомобилей. Продукция ВАЗа длительно лидировала в этом списке, и только в 10-х годах XXI века её в массовом порядке начали теснить иномарки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *