Тест-драйв Москвича 407

Тест-драйв Москвича 407

Передо мной автомобиль умеренного светло-серого цвета, которому исполнилось 56 лет. Умопомрачительно, что внешность, салон и все агрегаты имеют равеноство оригиналу 60-х годов: здесь нет видимых заимствований от более поздних моделей либо современных машин. Придраться получилось только к «неродным» оптическим элементам стандартных круглых фар. Одним словом, на этом Москвиче можно ехать хоть на выставку, хоть в музей, хоть на киносъёмки… а мы сейчас просто с пол-оборота запустим двигатель и выберемся на дороги общего использования.

 

Своё, родное

Этот автомобиль — из поздних, 1962 года. И это принципиальное уточнение, так как Москвичи с индексом 407 с 1957 по 1963 годы пережили много больших и мелких модернизаций. У раннего и позднего экземпляров этой модели различные коробки передач и задние мосты. Я уже не говорю про такую «мелочь», как различные облицовки, задние фонари и спинки сидений. В свою очередь, модель 407 отличалась от собственной предшественницы 402 двигателем, а от собственной наследницы 403 – передней подвеской, рулевым управлением и педальным узлом.

Что бы кто не придумывал, но могу уверенно сказать, что эти машины были уникальной отечественной разработкой, они не скопированы ни с какой иномарки. Во-1-х, главный конструктор этой серии машин А.Ф. Андронов, намучившись с копированием Москвича первого поколения 400-420, не мог терпеть прямые заимствования у иностранных аналогов и воспрещал подчинённым ему конструкторам копировать. Во-вторых, уже в 50-х наши машины делали с прицелом на экспорт в любые страны, а означает, прямо вставал вопрос, как сказали бы на данный момент, «авторских прав», или, как говорили тогда, патентной чистоты конструкции узлов и наружной формы автомобиля.

Тест-драйв Москвича 407 Тест-драйв Москвича 407

Да, на фоне импортных машин того же возраста Москвич не блещет полной оригинальностью, его форма стопроцентно соответствует тогдашней моде и тогдашнему стилю. Но и четкого аналога у него нет! Более того, ощущается, что в этой машине по полной программке учтены чужие ошибки. Кузов с «дутыми» боковинами, капотом, крышей и багажником смотрится только пропорциональным, в нем нет лишней «надутости» и тяжеловесности, которой в 50-х грешили многие европейские и южноамериканские машины. Все внешние детали, как в отлично сшитом костюме, идеально подобраны один к одному. Не будем забывать, что Андронов был проф художником-живописцем и очень внимательно относился с наружному облику автомобилей своего завода. Так что гармоническая внешность Москвича – это памятник хорошему вкусу Андронова.

Металлический уют 50-х

Маленьким ключиком отпираю замочек, интегрированный в кнопку дверной ручки. За ручку очень комфортно браться. За ту, что открывает дверь изнутри, кстати, тоже.

Тест-драйв Москвича 407

Салон, естественно, не такой огромный, как в Волге ГАЗ-21, но совершенно не тесный. Этому очень способствуют обдуманно тонкие спинки переднего сиденья. У него цельная подушка для водителя и пассажира, но спинки установлены раздельно. Диванчик выпуклый посередине, а его края осязаемо «скатываются» вниз. Сиденье очень мягкое и комфортное, а что подголовников в те времена не было – не страшно. Сам диван можно двинуть ближе к рулю, а можно отодвинуть. А ещё можно двинуть всё сиденье вперёд до упора, отбросить назад спинки и вместе с подушкой заднего дивана получится реальная ровная «двуспальная» поверхность. В 50-е годы числилось, что в дальнем путешествии водитель и пассажиры сумеют, разложив таким образом сиденья, устроиться с комфортом на ночлег. Тогда такое практиковалось нередко.

Тест-драйв Москвича 407

В салоне по нынешним меркам непривычно много «голого железа», окрашенного в цвет кузова. Это корпус приборной панели с приятным покатым верхом, составная рамка ветрового стекла, кожух управляющий колонки, часть дверей. Но для эры Москвича это типичная картина, да и цвета кузовов были обычно приятные глазу.

Обивка сидений и дверей комбинированная из ткани и искусственной кожи. У этой машины «красноватый салон», но часто встречались ещё ярко-синие и ярко-зелёные интерьеры. А вот карие пластиковые накладки комбинации приборов, перчаточного ящика и вокруг пепельницы с виду приятны, но каверзны. Пластик советских машин отражал несовершенство материалов тогдашней хим промышленности. Даже у хорошо сохранившихся машин накладки на панель от времени деформируются, а то и рассыпаются в порошок. Зато на данный момент появились предприниматели, зарабатывающие на производстве и продаже «новодельного» пластика для старенькых автомобилей.

Тест-драйв Москвича 407 Тест-драйв Москвича 407

Очень хороша обзорность: стёкла высочайшие, стойки наклонены «правильно». Гнутое ветровое стекло на Москвиче-402 с практически таким же кузовом было, кстати, 1-ое в СССР. С места водителя отлично просматриваются габариты: скаты крыльев выступают высоко, а при движении задним ходом видны края задних.

Руль из белоснежной пластмассы очень красивый. Ступица с большой красноватой кнопкой выступает над поверхностью обода и «глядит» на водителя. Снизу рулевой колонки – кольцо включения сигнала, установленное раздельно от руля. Переключатель указателей поворота необыкновенный – в виде маленького рычажка, расположенного на колонке не слева, а сверху. На машинах этого семейства можно включать «поворотники», не снимая рук с «баранки», а просто отогнув большой палец.

Тест-драйв Москвича 407

Других молодых водителей поставит в тупик размещение рычага переключения передач. Он находится на управляющий колонке там, где у большинства современных автомобилей врубается стеклоочиститель, и это типичная «фишка» очень многих машин 50-60-х годов, как наших, так и импортных машин.

Замок зажигания расположен понизу приборной панели точно посередине. Ключик практически такой же, как у двери. Поворачиваю, и совместно с зажиганием оживают стрелки четырех устройств. Слева от круглого спидометра – амперметр и указатель уровня бензина, справа – датчик давления масла в движке и температуры охлаждающей жидкости в радиаторе. Приборы красивые, с хромированными рамками. Их расположение припоминает некоторые модели Mercedes-Benz 50-х годов, к примеру, знаменитый Ponton w120. Только у германской машины приборы выполнены одним блоком, а у «Москвича» спидометр, правый и левый циферблаты – отдельными деталями. Кое-где на круге спидометра притаился крохотный голубий огонёчек, указывающий, что включён дальний свет фар.

Тест-драйв Москвича 407

Мелкие педали сцепления и тормоза «растут» прямо из пола. Размещены они под удобным углом, и усилия на их минимальны. Подвесная педаль газа, похожая на ложку, не много отличается от той, которая у существенно младшего по возрасту Москвича 2140. Рядом с замком – как как будто вырезанные из слоновой кости ручки «подсоса», включения габаритного и близкого света в фарах, выключатели отопителя и «дворников». Когда печка включена, снутри её ручки, прямо сквозь светлую пластмассу, сияет лампочка.

Рай для консерватора

Заводится Москвич так же, как хоть какой карбюраторный автомобиль. Надо, вытянув «подсос», закрыть воздушную заслонку карбюратора, а позже уже ключом зажигания включать стартёр. С юношества обожаю звук двигателя Москвичей 407, 403 и 408! На холостых оборотах мотор «мурлычет», как удовлетворенный кот. Чуть добавляешь газу, начинает приятно сыто «рычать». На улице – не май месяц, и придётся пожечь малость бензина на прогрев. Вытянув хромированную ручку слева, закрываю жалюзи радиатора – вентилятор тут, как на большинстве машин прошлого века, крутится постоянно. Зимой жалюзи вообще можно не открывать.

Стрелка температуры воды поднялась – можно ехать. Перевожу рычаг на колонке на себя и ввысь – с едва ощутимым толчком включаю первую.

Тест-драйв Москвича 407

Понимаете, почему рычаг здесь изогнутый, как хвостик? В 1960 году на Москвиче ввели четырёхступенчатую коробку. До этого была трёхступенчатая, а расположенный там же рычаг был прямой палочкой. Передачи там врубались совсем иначе, так же, как на Волге ГАЗ-21 либо на Победе. Новый рычаг сразу указывал шофёру, какая на данной машине стоит коробка и как нужно переключать передачи.

Тест-драйв Москвича 407

Статьи / История

Последняя фортуна АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Базисная модель «Москвич-2140» стала последней разработкой «старенькой» конструкторской команды АЗЛК. Машину «заложили» ещё при знаменитом Главном конструкторе Александре Фёдоровиче Андронове в начале 70-х годов. Дело в том,…

271851

20

0
24.04.2018

Трогаюсь, разгоняюсь и перехожу на вторую, переместив «хвостик» на себя вниз. Дойду до третьей – от себя ввысь, до четвёртой – от себя вниз. Пригодится сдать задним ходом – до конца от себя и ввысь. Брать пластмассовый кончик рычага в кулак и переводить передачи тут очень приятно, всё включается идеально – механизм с длинноватыми тягами и рычагами отрегулирован грамотным спецом. Руль лёгкий и точный, машина уверенно заходит в повороты, и очень приятно созидать, как перед тобой впереди указывает дорогу красноватый флажок – маскот на середине капота. При включении указателей поворота, мигает красноватый огонёк, одиноко пристроившийся слева на верхнем скате панели. У более старенькых машин этого семейства его ещё не было.

Под бодренькое урчание мотора и легкое подвывание шестерён коробки верчусь по узеньким улочкам дачного посёлка. Разъезжаться со встречными машинами просто: узкий автомобиль отлично слушается руля. Кстати, тут уже стоит задний мост с гипоидной передачей, внедрённый в конце 1960 года. На прежних машинах была обычная коническая передача, издававшая при работе соответствующий звук.

Выезжаю на оживлённую федеральную трассу. Умеренных 45 л.с. вполне хватает, чтоб влиться в поток машин нового века и уверенно в нём держаться. Но превосходить скорость и обгонять всех вокруг не охото. Не надо забывать, что шины тут диагональные, тормоза барабанные без усилителя и совершенно нет ремней безопасности. Да, именно такие авто в молодости научили меня не «гонять» без последней необходимости, держать дистанцию побольше, тормозить чуток пораньше. Но если надо, и на таком автомобиле можно включить пониженную передачу, и приноровившись к необыкновенному включению «поворотников», быстро перескочить из ряда в ряд.

Огромные 15-дюймовые колёса позволяют «не замечать» ни маленьких ямок, ни «лежачих полицейских», уверенно проезжать по откровенному бездорожью. А если охото ездить по ровному асфальту подинамичнее и поувереннее, можно поменять колёса на 13-дюймовые популярной размерности 175/70R13. Диски от «Москвича» 412/2140 встанут на те же шпильки без переделок. Музейная аутентичность? Но меняем же мы на современных машинах зимние колёса на летние и назад. Здесь это делается ничуть не труднее, только надо уметь подцепить и сбросить с каждого колеса хромированный колпак, а позже «прищёлкнуть» его обратно.

Тест-драйв Москвича 407

Начинается дождь. Тонкие щёточки стеклоочистителя расположены симметрично, так же, как в «буханке» УАЗ. Когда они работают, в центре остаётся заметная неочищенная зона. Привыкнуть к этому можно. Правда, работают «дворники» любопытно. Поддаёшь оборотов двигателя – «бегают» быстрее, на малых оборотах – медлительнее. Просто здесь привод стеклоочистителя ещё не электронный, а механический, тросом от распределительного вала. Это, пожалуй, самый «архаичный» узел в автомобиле. Ещё несколько «напрягает» отсутствие стеклоомывателя. Он появится только на последующей модели Москвич-403. Зато если дорога очень влажная, неплохо ведут себя узкие диагональные шины – они как ножиком режут толщу воды.

Пусть я стршный консерватор, но мне приятно ехать так, держась за таковой тонкий «костяной» обод руля, оперировать передачами на колонке, слушать живы звуки мотора, коробки, выхлопной системы, вой ветра за окном, не спешить и не «выкручивать» старенький двигатель.

Автомобиль для влюблённых

Темнеет. Нужно остановиться и покопаться в карманах. В центре потолка, словно сшитого из байкового одеяла, стоит большой стильный плафон, включаемый язычком рукоятки. Снутри две лампочки, которые прекрасно освещают весь салон. Таковой же плафон останется в московских Москвичах до начала 70-х, в ИЖах и в «ушастых» Запорожцах – до конца того же десятилетия.

Тест-драйв Москвича 407

Отопитель в машине работает полностью нормально, особенно если открыть люк воздухопритока перед ветровым стеклом. Можно снять куртку и повесить на крючок над центральной стойкой. Жаль, у данного экземпляра не сохранился ламповый радиоприёмник. А ещё у него нет часов. У неких комплектаций 407-х и 403-х они были элегантные, в эбонитовом корпусе. И стояли на потолке прямо над зеркалом заднего вида.

Ну, отлично, поездка на московском олдтаймере ничего, не считая удовольствия, доставить мне не может. Посмотрю повнимательнее машину на стоянке. Понимаете, например, как здесь открывается багажник? Ручкой из салона. Только где она? Некие не могут найти. А она находится под задним сидением и почему-то справа. Дотянуться с водительского места – не неувязка. Откидываешь вперед спинку переднего сиденья, протягиваешь правую руку и достаёшь. А что если сзади кто-то посиживает? Например, симпатичная длинноногая пассажирка. Я так не раз забавлялся: сажал сзади девушку и невзначай собирался открыть багажник. Эх, юность…

Тест-драйв Москвича 407

Хорошо, вернёмся к багажнику. Крышка сильно входит на заднюю панель. Погрузочная высота повыше, чем в Волге ГАЗ-21, но ниже, чем в Москвиче 412, 2140 либо в Жигулях. Прямо под багажником на задней панели прикрытая кронштейном номера заливная горловина бензобака. Такая точно остается на Москвичах вплоть до модели 2140 и даже на музейном макете 3-5-6. Это ноу-хау Андронова. На заправке не принципиально, правым или левым боком подъехать к колонке и бензин ночью не сольют. Да, багажник поменьше, чем в Москвиче-2140 и Жигулях, много места занимает запасное колесо. Но тоже всё, что нужно увезти можно. Он очень интересно освещается ночью. С наружной стороны крышки багажника – «дизайнистый» корпус фонаря освещения номера, а с тыльной прямо напротив той же лампочки – окошко, закрытое слюдой. Через него лампа освещения номера заодно освещает внутренность багажника. Остроумно и просто, как всё превосходное. Кстати, петли багажника стоят снаружи. Как же они мешают на других современных седанах!

А задние фонари конкретно на таких Москвичах уже в 50-х в первый раз получили раздельные секции указателя поворота, стоп-сигнала и габаритного фонаря. На Волгах вплоть до ГАЗ-3110, Жигулях ВАЗ-2101 и ВАЗ-2103 «стоп» и «габарит» совмещены.

Капот раскрывается ручкой под приборной панелью, но она тоже справа. И тоже можно достать с места водителя. Теперь уже пассажирку лучше высадить спереди, чтобы локоть оказался на её коленках. Ну, прямо автомобиль для влюблённых!

Пойду, посмотрю, что под капотом. Разъём крышки плавной «губой» ложится на верхний брус облицовки. Нужно подсунуть руку и отжать предохранительный крючок, он левее середины машины. Капот лёгкий, петли обыкновенные, нет сложной кинематики и пружин, как у Волги.

Тест-драйв Москвича 407

Вот он, заслуженный 1,4-литровый движок. Однокамерный карбюратор находится слева, впускной коллектор очень сложный – изнутри в нём скрыты трубы обогрева. Во времена этих машин не всем был доступен антифриз. Дома на плите разогревали ведро воды и заливали в радиатор. Кипяточек, попав в систему охлаждения, согревал поступающую в цилиндры смесь.

Фильтр грубой чистки масла здесь стоит прямо на движке, а не на брызговике кузова, как у Москвича-408. А означает, с системой смазки двигателя его связывает «неубиваемая» медная трубка, а не резиновые шланги.

Тест-драйв Москвича 407

Распределитель зажигания сверху и под рукою, катушка – на моторном щите. А еще для регулировки клапанов не нужно снимать всю клапанную крышку, достаточно открутить мелкие крышечки с барашковыми гайками.

А вот добросовестный медный бачок гидропривода тормозов. Это вам не какая-нибудь пластмасса! А бачка сцепления нет совершенно: привод у него рычажный, из строя не выйдет никогда.

Тест-драйв Москвича 407

Создатель благодарит Виктора Кулёва за предоставленный автомобиль.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *