Oбзор аварийной пиротехники для автомобиля

Oбзор аварийной пиротехники для автомобиля

Пиротехника в машине – это не непременно ящик фейерверков в багажнике отправляющегося на вечеринку пиромана. Это еще и очень полезный аксессуар для обеспечения безопасности в случае появления экстремальной ситуации. Мы изучили «огненные» средства спасения, которые, как принято считать, хоть какому автовладельцу полезно возить с собой.

 

Характеры разных стран диктуют разные характерные заморочки, обеспечивающие, по воззрению их разработчиков, безопасность в автомобиле. К примеру, не секрет, что американские автопроизводители очень переживают за возможность открыть изнутри багажник, чтобы случайно закрытый там человек смог без помощи других выбраться на волю. А вот в Стране восходящего солнца практикуют оснащение машин пиротехническими файерами, позволяющими подать сигнал бедствия в экстремальной ситуации.

В разговоре о пиротехнике появляется вопрос: а, собственно, почему именно файеры? Ведь автомобиль априори обустроен мощной батареей, от которой питается броский головной свет, «аварийка» и громкий клаксон? Чего еще необходимо? Ну, во-первых, аккумулятор как минимум может пострадать при аварии, и вы одним махом останетесь без всего перечисленного выше. Во-вторых, и электрический свет, и клаксон очень привычны для восприятия и часто не способны привлечь внимание окружающих в подабающей степени. Вспомните, как вышло в конце 90-х с сиренами охранных сигнализаций – они стали обычной частью звукового фона любого города, на их перестали обращать внимание, и угонщики могли чуток ли не днем спокойно ковыряться в проводке автомобиля под свойственное «вау-вау», от которого, морщась, отворачивались прохожие.

А вот ярко светящий и дымящийся факел, зажатый в активно размахивающей им руке, внимание по-прежнему завлекает, и делает это очень эффективно. Человек с файером еще быстрее, нежели без оного, остановит попутную машину, поезд (если вдруг заглох на переезде), просигнализирует спасателям на вертолете и даже сумеет отпугнуть диких животных. Случаи-то, как говорит известный анекдот, всякие бывают…

Oбзор аварийной пиротехники для автомобиля

Японский фальшфейер

Традиционный пример автомобильной сигнальной пиротехники – тот самый японский фальшфейер, знакомый многим русским владельцам «праворучек». Традиционно он располагается в большинстве японских авто под управляющий колонкой или в ногах водителя. 

Файер представляет собой корпус из узкого и мягкого полиэтилена красного цвета, снутри которого располагается двухслойная пластиково-картонная трубка с зарядом горючего. Трубка с легким усилием извлекается из корпуса, после чего последний стыкуется с ней, образуя ручку. Зажигается сигнал, разумеется, без внешних источников огня – чирканьем фосфорной головки о встроенную в колпачок терку. Для незнакомых с «мунспиком», чьим шрифтом обильно усеян корпус, имеется аннотация в картинках.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Пылающий файер предписывается держать горизонтально или под наклоном. Если поднять его вертикально, то при горении может быть падение на руку горящих частиц и искр.

1 / 2

2 / 2

Перед тем как зажечь фальшфейер, необходимо, разумеется, покинуть салон автомобиля. Но при ДТП дверь может заклинить с уцелевшим стеклом, а механизм стеклоподъемника деформироваться и отказать. На этот случай в торце файера имеется мощный и острый стальной наконечник, защищенный легкосъемным колпачком – стеклобой.

Oбзор аварийной пиротехники для автомобиля

Изредка кто, обзаведясь подержанной «японкой», не пробовал зажечь из любопытства этот девайс, и наверняка был приятно удивлен тем, что штатная пиротехника из машин Страны восходящего солнца с возрастом за полтора 10-ка лет зажигается стабильно с первого раза и пылает столько, сколько положено новой. При этом официально гарантийный срок хранения файера – четыре года, и на корпусе большим шрифтом написана дата производства и дата подмены.

Европейский фальшфейер

«Курица — не птица, Польша – не заграница!» – так, кажется, говаривали в русское время… Тем не менее, будем считать условно европейским фальшфейер под брендом польской компании, выпущенный на китайском заводе. 

Устройство выполнено очень солидно. Ярко-желтый, бросающийся в глаза корпус, который трудно потерять, является защитой от сырости и удлиняющей ручкой — так же, как и у японского файера. Сам стержень пиротехнического состава находится в железной трубке. На корпусе нарисована последовательность действий при использовании, а вовнутрь вложена подробная мультиязычная бумажная инструкция.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Воспламенение этого файера осуществляется не «по принципу спички», как у японского, а скачком шнура с кольцом, что более накрепко в условиях мандража при экстремальной ситуации. Колпачок с воспламеняющей теркой в экстремальной ситуации можно уронить в густую травку на обочине трясущимися руками, а вот большое и толстое кольцо, в которое пролезает хоть какой палец, включая большой — более надежное и правильное решение.

Oбзор аварийной пиротехники для автомобиля

Тяжело  оказалось найти дату изготовления и срок годности этого фальшфейера. Её не было ни на корпусе, ни в русском описании в бумажном вкладыше, где приведены аннотации на нескольких языках… Почему-то только в украинском переводе (!) получилось обнаружить фразу «дата виготовлення – вересень 2015 року, срок сберiгання – 5 рокiв».

Гарантийный срок хранения – 5 лет, стало быть.

Русский фальшфейер

Российская индустрия не производит специальных фальшфейеров для автомобилистов. Но для перевозки в салоне в качестве аварийного средства идеально подходит и ничем, по сути, не отличается от специально-автомобильных фальшфейер, предназначенный для комплектования маломерных судов и подачи сигналов бедствия на акваториях. Соответствующий пример – файер от челябинского ФГУП «Сигнал». 

В отличие от 2-ух других файеров из нашего обзора, российский гаджет выполнен в корпусе из толстенного карболита. Этот тип пластика сейчас используется нечасто, хотя был очень всераспространен в прошлом. Особенность карболита – в его прочности и термостойкости. Судовой файер нереально раздавить либо как-то повредить в салоне автомобиля, бардачке либо багажнике, и он не расплавится и не потечет на руку. К тому же, в отличие от гидрозащищенных японского и европейского файеров, российский реально стопроцентно герметичен. Его крышка из толстого целофана не деформируется и вкручивается в корпус через резиновое кольцо-прокладку. Этот файер реально можно кинуть осенью в лесное болото, подобрать его весной и убедиться, что влага вовнутрь не попала. Он отвечает требованиям интернациональной спасательной конвенции СОЛАС-74/96 и интернациональному Кодексу спассредств LSA (Life Saving Appliance).

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Воспламенение файера для маломерных судов также осуществляется скачком шнура с кольцом. Правда, кольцо российские пиротехники поставили неудачное. На палец его надеть нереально – худо-бедно пролезет лишь мизинец. Поэтому шнур придется дергать, просто зажав кольцо в кулаке, что не очень удобно, и есть риск проскальзывания его в влажных от стресса ладонях. Кольцо европейского файера в этом плане идеально – нашим нужно было ставить аналогичное.

1 / 2

2 / 2

На корпусе есть аннотация, но не в картинках, а текстовая и плохо разборчивая ввиду маленького шрифта.

Oбзор аварийной пиротехники для автомобиля

Ну и главный минус российского файера – малое время горения. Светит он всего полминуты – в два раза менее продолжительно, чем «японцы» и «европейцы». Челябинский завод выпускает и его увеличенный вариант, в несколько раз более броский и горящий минуту, но для легковой машины, где часто не так уж много лишнего места в салоне, он очевидно избыточен, поскольку больше классического японского файера по поперечнику и длине раза в два.

Какой фальшфейер лучше для автомобилиста?

Хоть какой фальшфейер, из изученных нами, доступен для приобретения. Брать, хранить и использовать их можно свободно, без каких-то лицензий и разрешений. Стоимость всех 3-х сопоставима и вполне гуманна – 200-300 рублей. 

Oбзор аварийной пиротехники для автомобиля

Яркость огня всех файеров достаточна для действенного привлечения внимания и днем, и ночью, хотя японский светит слабее европейского («польско-китайского») и российского и существенно меньше дымит. А вот по времени горения «японец» уходит в отрыв – он уверенно пылает не менее 5 минут, тогда как «европеец» — минутку, ну а «челябинец» — около 30 секунд.

Что важнее – время горения либо длительность? Вопрос, на самом деле, дискуссионный. Длительно горящий фальшфейер позволяет уверенно подать сигнал, не заморачиваясь с расчетом времени и дальности в критериях стресса. При этом быстрогорящие производят больший зрительный эффект огня ночью и дыма днем, да и активация посредством выдергивания чеки еще более удобна, нежели терочное воспламенение. Но, наверняка, все же «японец», да еще и с учетом наличия в нем стеклобоя — лучший вариант. Хотя иметь любой из этой троицы лучше, чем никакого. 

Oбзор аварийной пиротехники для автомобиля

Что не нужно использовать

Не стоит держать в автомобиле файеры, относящиеся к так именуемой «бытовой пиротехнике» — в картонных корпусах с колоритными праздничными принтами. Надежность их невысока, а при продолжительном хранении в салоне авто со значительными перепадами температуры и влажности – и подавно. И черт их знает, не полыхнут ли они в один красивый день самопроизвольно в салоне долго стоящей на июльском пекле машины.

Ну и совершенно бесполезны в автомобиле разного рода ракетницы – от пользующейся популярностью стреляющей ручки «сигнал охотника» до армейских разовых ракет типа РОП, РСП, РБП и схожих, которые сегодня любой может приобрести свободно и без лицензии. Ракете, даже броской, не удастся в должной мере привлечь внимание водителя машины, машиниста поезда либо просто прохожих – они не воспринимают  небо как источник инфы, и даже если случайно заметят огонек над головой, не свяжут его с сигналом об угрозы или с призывом о помощи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *