Тест-драйв танка Т-62

Тест-драйв танка Т-62

Я кое-как свесил ноги в лючок и упёрся рукой в броню башни. Шофер кричит: “Ты там крышку люка придерживай! А то грохнется на ноги, поломает (непечатное слово). И сам держись, на данный момент поедем (два слова, обозначающих направление)”. Я вцепился одной рукою в крышку люка, а другой рукою схватился за кромку его проёма. Танк взревел и тронулся. И здесь я понял, что это хрустят пальцы, а не броня. Ох, а ведь это только начало… Только бы как-то пережить эти минутки и хотя бы попытаться надавить на эти рычаги самому!

 

“Спасибо” НАТО

История этого танка заслуживает особенного внимания. Без неё будет не совершенно понятно, почему Т-62 получился именно таким, каким вышел.

Всё началось в середине 1950-х. На вооружении Русской армии тогда стоял танк Т-54 и его модификация Т-55. Он был принят на вооружение ещё в 1946 году, и ни у кого язык не поворачивался именовать его плохим. Особенно у друзей из капиталистических государств. Но за десять лет буржуи (в первую очередь — заморские) здорово умотали вперёд и построили танк M48 (он же — Паттон III либо Паттон 48). Коварные американцы сделали хитрецкий шаг: они впервые башню не сварили, а отлили. И наши Т-54 с таковой башней ничего сделать не могли: их 100-мм нарезные пушки Д-10Т пробить броню М48 не могли. А это было, с военной точки зрения, некорректно. И тогда танк решили модернизировать ещё раз.

Небывалый проект назвали “Объект 140”. Его пробовали построить на базе старого Т-54, но вышло не очень хорошо. К 1958 году стало понятно, что выходит сложный и нетехнологичный монстр, который никому не нужен и задаром (несмотря на то что на его разработку ушло 16 миллионов рублей, по тем временам — сумма большая). Главный конструктор “Объекта 140” Леонид Николаевич Карцев остался очень недоволен своим детищем. Потом он написал о нём так:

К отдельным деталям моторного отделения вообщем невозможно было добраться обычным способом. Две тяги, к примеру, наши сборщики-асы ухитрялись соединять через лючок в днище танка, только вооружившись зеркалом, как это делают стоматологы при пломбировании труднодоступных зубов. Форсунки нижнего блока мотора можно было заменить также только через лючки в днище танка. И вообще, подмоторная часть днища «объекта 140» состояла фактически из одних люков.

Тест-драйв танка Т-62

Проект свернули. Как гласил тот же Карцев, сделали это без томных последствий. Отчасти благодаря тому, что параллельно “Объекту 140” шла разработка ещё 1-го проекта — “Объекта 165”. Он представлял собой гибрид из сходу нескольких наработок и уже существовавшего на то время Т-55:  корпус и башню взяли от “Объекта 140”, боевое отделение — от “Объекта 150”, а мотор, коробку и ходовую часть позаимствовали как раз от Т-55. Про Т-55 мы уже упоминали, про “Объект 140” тоже, а вот что такое “Объект 150”? А это ещё один наш подарок империалистам — 1-ый и единственный ракетный танк, ставший позже известным под названием ИТ-1  — “истребитель танков”. В общем, заготовок было много, и беспримерный “Объект 165” был готов всего за два года: в 1959 году на свет появились 1-ые образцы нового танка. Ещё два года ушло на их обкатку, устранение замечаний и приёмку на вооружение. В итоге Т-62 был принят летом 1962 года.

Этот танк на теоретическом уровне мог справиться с любой существующей на то время бронетехникой государств НАТО. И именно им мы должны сказать огромное человеческое “спасибо” за Т-62. Вашими молитвами, как сказано.

Сталь против стали

Естественно, первое, что бросается в глаза — это ствол пушки. Стрелять из неё нельзя — танк демилитаризованный, и орудия в нём нет. Пушка осталась, но она тоже в нерабочем состоянии. Но она заслуживает несколько хороших слов: её можно считать гордостью этого танка.

Дело в том, что Т-62 — это 1-ый в мире танк с гладкоствольным орудием. Казалось, нарезное было бы уместнее, почему оно гладкоствольное? А это как раз обосновано спецификой танка — дырявить другие танки. Гладкоствольная пушка У-5ТС «Молот» была получена методом модификации пушки Д-54. Последняя на вооружение так и не встала, при этом сразу по двум причинам.

Тест-драйв танка Т-62

Во-1-х, она оказалась недостаточно эффективной в борьбе с зарубежной бронетехникой, а во-вторых, военным очень не приглянулся дульный тормоз. Вы наверняка видели, что такое дульный тормоз — такая набалдашка на конце ствола. Если кратко — она помогает снизить отдачу при выстреле. Но все-же военные от него решили отказаться. Во-1-х, он сильно демаскирует танк — при выстреле там видны и дым, и пламя. Во-2-х, дульный тормоз опасен для десанта, который во время выстрела может ехать на броне. В итоге военные решили, что чёрт с ней с отдачей, но тормоза не нужно. Осталось решить вопрос с бронебойностью.

Здесь пошли простым путём: убрали нарезку. Заряд снаряда без вырезки можно увеличить, а значит, лететь он будет веселее. Так и вышло. Вот так из пушки Д-54 вышла совсем другая пушка У-5ТС.

Есть у этой пушки и ещё две “фишки”, которые сделали её для собственного времени почти революционной. Первая — это устройство для выброса стреляных гильз. После выстрела оно выбрасывает гильзу через лючок в башне — таким образом сберегли внутреннее пространство. Вторая особенность У-5ТС — необыкновенный стабилизатор «Комета» вместо «Молнии» на Д-54. С ним можно было стрелять из пушки на ходу, что для танка с гладким стволом было в новинку.

Тест-драйв танка Т-62

Казённая часть пушки

Ну а сейчас перейдём непосредственно к танку.

Честно говоря, вокруг него можно ходить часами, но ничего увлекательного снаружи не видно. Просто 37 тонн стали и брони. Обычному глазу не видно, что корпус танка  собран из листов катаной броневой стали шириной от 16 до 100 мм. При этом сталь тут не простая, а хромо-никель-молибденовая.

Зато если забраться наверх танка, то можно узреть щиты, закрывающие его моторно-трансмиссионное отделение. И вот здесь уже интересно: тут как раз и стоит самая узкая броня — 16 мм. Но один человек замучается открывать эти лючки. Смотрите сами: сначала надо взять ключ на 27 и открутить болты. Позже этим же ключом сдвинуть запоры люков. А позже — открыть люки, суммарный вес которых составляет примерно 700 кг. Задача не из лёгких. В общем-то, потому мы в моторный отсек и не попали — это длительно и очень сложно. Но кое-что про мотор все-же расскажем.

Люки моторно-трансмиссионного отделения

Запоры люков моторно-трансмиссионного отделения

Есть таковой миф: ресурс танкового двигателя очень небольшой, ибо он должен выдержать бой, а позже его всё равно надо “капиталить”. Этот вопрос я задал механику-водителю. Мехвод ответил уклончиво:

— А я знаю? Работал бы на заводе — сам бы спросил. Вон, 10 тыщ — и опять расход масла 20 л.. Опять на капиталку…

Что ж, частично миф подтверждён. Но если серьёзно, гарантийный срок работы мотора был заявлен в 350 часов. Вправду, не слишком много. А что это за мотор вообщем?

Тут стоит дизель В-55В. Это четырёхтактный мотор V12 объёмом 38,9 л. Наибольшая мощность для такого объёма не так уж велика — 580 л.с. Зато момент воистину танковый — 2 250 Нм. Размещен мотор поперечно. Коробка передач — пятиступная. Подробнее о них мы расскажем чуток ниже.

Прибор наблюдения заряжающего

Прибор наблюдения наводчика

Я не буду углубляться в исследование средств связи, наблюдения и навигации. Если кратко — они тут есть. У командира есть бинокулярный перископический смотровой прибор ТКН и электронно-оптический инфракрасный прибор ночного видения. У наводчика есть ещё и  призменный перископ ТНП-165. Ужаснее всего приходится мехводу: в бою он может глядеть на мир только через два недвижных призменных перископических прибора однократного увеличения. При этом один из них смотрит прямо вперёд, а 2-ой — чуть правее курса. А вот что творится с боковой стороны, механик-водитель не видит вообще.

Тест-драйв танка Т-62

Перископический прибор механика-водителя

Уже очень не терпится залезть на место механика-водителя, но начнём мы все-же не с этого, а с покатушек на месте командира танка.

Здесь вам не Европа!

К огорчению, этот танк демилитаризован чуть более, чем вполне, поэтому в башне и центральной части танка царствует разруха. Тут не осталось даже сидений для экипажа. Так что мне придётся устроится мягеньким местом на броне, свесив ноги просто в пустоту лючка. Держаться не за что, а вот лючок держать надо. Жить хочется, поэтому держимся изо всех сил. Запуск мотора, погнали!

Тест-драйв танка Т-62

Если честно, я ждал, что сейчас как затрясёт да заколбасит! А ничего подобного. Танк идёт очень мягко, не чета этим вашим Киа Соул. Ну а как по другому — почти сорок тонн… А ещё — персональная торсионная подвеска. К тому же здесь есть даже гидравлические амортизаторы, соединенные с балансирами фронтальных и задних опорных катков. Сами же катки здесь обрезиненные, так что ход у танка умопомрачительно плавный. А вот когда водитель подвёз меня к снежной горе, я сообразил, что всё, отписался. Но ничего подобного: для танка это не преграда! Ну и нужно отметить, что механик-водитель у нас превосходный, так что скоро стало даже скучновато. Единственное, что развлекало — это дымовая заавесь, которую устроил жрущий масло дизель. Какая уж здесь маскировка…

Поглядеть эту публикацию в Instagram

Жалко, что «Оскар» в Америке уже прошёл. А ведь могли бы получить статуэтку за самое кислое видео года! Просто Т-62, который за час тест-драйва сожрал 100 л. солярки и 20 литров масла. Ничего необыкновенного, можно листать дальше. #тестдрайв #танк #военнаятехника

Публикация от Колёса.ру (@kolesaru) 26 Фев 2019 в 5:03 PST

От таковой “экологии” в Европе сошли бы с мозга. Хотя от Т-62 сошли бы с мозга, даже если бы он укладывался в Евро-6.

Ну а как здесь на месте мехвода? О, сказочно! Сказочно тесновато.

Тест-драйв танка Т-62

Так смотрится место мехвода

У кресла водителя есть регулировка, которая, грубо говоря, сводится к трём положениям: голова наружу, голова снутри и «серединка». В боевых критериях, конечно, кресло надо опустить и закрыть лючок. Но тогда тут практически вообще ничего не видно! Очевидно, на танковом полигоне это не очень критично, но всё равно очень некомфортно. Можно занять компромиссное среднее положение, и тогда можно выглядывать из лючка, высунув голову. Так мы и сядем.

Все вы отлично знаете что руля у танка нет. Так что будем говорить об “ухватистых” и “пухлых” рычагах фрикционов (на самом деле никакие они не ухватистые и тем более не пухлые). Здесь нет даже нормальных педалей. Точнее, педаль газа обычная, а вот тормоз и сцепление — это какие-то лошадиные стремена, а не педали.

Тест-драйв танка Т-62

Так, что здесь нам надо знать, прежде чем тянуть руку к кнопке стартера? Во-1-х, обратим внимание на рычажок перед рычагом КП. С его помощью перед запуском мотора нам надо подкачать топливо. Хитрецкий “барашек” рядом с ним — тумблер между топливными баками. Баков на Т-62 несколько. Главные стоят внутри корпуса, и они накрепко защищены бронёй. Снаружи вдоль правого борта есть ещё два запасных бака, из которых солярку можно перекачать в главные. Но мы этот переключатель не трогаем. А вот кнопку маслозакачивающего насоса (МЗН) надавить придётся: перед пуском дизеля в него нужно “накачать” масло. Но перед этим необходимо ещё включить “массу”. Для этого жмем кнопку питания, расположенную почти около правого уха.

Тест-драйв танка Т-62

Вообщем, тут всё сделано так, чтобы танкист в бою выжил, но страшно измучился. И кнопок, которые легко нажимаются пальцем, здесь тоже почти нет. Поэтому по кнопке массы приходится стучать кулаком. Сейчас нажимаем кнопку МЗН, ждём несколько секунд и нажимаем кнопку стартера. В принципе, мотор можно запустить и сжатым воздухом, но у нас все четыре 24-вольтовые АКБ заряжены. Итак, дизель запущен.

Понимаете, чем обычная современная машина, даже грузовая, отличается от танка? В ней всегда тише, чем снаружи. Закрыл окошко — и мотора практически не слышно. А вот в Т-62 всё строго напротив. Рёв внутри танка просто чудовищный. Мехвод несмотря на то что бы в шлеме, а вот у меня уши ничем не прикрыты. Кричать тут тоже бесполезно, так что заткнулись и терпим.

Терпим не только шум, но и унижения от рычагов коробки. Помнится, я как-то радовался, что рычаги Шерпа можно двигать пальчиками. Но Т-62 — ни разу не Шерп, несмотря на то что тут тоже есть бортовая трансмиссия. Правда, другая. Здесь стоят двухступенчатые планетарные механизмы поворота с блокировочными фрикционами. У рычагов два положения, и в зависимости от того, как сильно потянуть рычаг на себя, радиус поворота изменяется. Само собой, ступенчато. Как наш мехвод ухитрялся рулить этим танком точно — мозга не приложу.

Силу нужно прикладывать не только к рычагам, но и к педалям. Но здесь выручает посадка: ноги выпрямить просто негде, потому они всё время согнуты в коленях. Упираемся спиной в кресло и давим со всей дурачься. И при переключении передач не забываем жать “собачку” на рычаге. Кстати, коробка здесь пятиступенчатая с абсолютно нелогичной схемой переключения передач: 1-ая — вниз, вторая — влево и вниз, 3-я — влево и вверх, четвёртая — на право и вверх, пятая — вправо и вниз, а задняя — просто вперёд.

Тест-драйв танка Т-62

Баки-стеллажи

Контрольный выстрел в голову — это абсолютная невидимость органов управления в “походном” положении. Выручает ужасная теснота: руками махать негде, и рычаги находятся сами собой. Если опустить голову в танк, органы управления видны, но не видно дорогу. И вообщем ничего не видно.

Допускаю идея, что мне с ростом метр восемьдесят в танке вообщем не место. Я тут не мог развернуться с фотоаппаратом, а как здесь воевать — вообще непонятно. И не дай бог этого осознать.

Т-62 закончили выпускать в 1975 году, но повстречать их можно до сих пор. Из недавнешних боевых действий можно вспомнить вооружённый конфликт в Южной Осетии, штатские войны в Ливии и Сирии. Т-62 до сих пор стоит на вооружении 13 государств мира. Хороший, конечно, танк. Но пусть лучше он стоит, а не ездит и стреляет. Так всем будет лучше.

Выражаем благодарность за предоставленную на тест-драйв машину межрегиональной публичной организации содействия изучению и эксплуатации военной техники “Военно-техническое общество”.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *