Можно ли вернуть бракованную запчасть

Можно ли возвратить бракованную запчасть

Миллионы автовладельцев ремонтируют машины или сами, либо в неавторизованных сервисах. Соответственно, часто ищут и покупают запчасти для собственных машин самостоятельно, не оплачивая наценку. Но не всегда всё идёт гладко. Как защитить свои права, если новенькая деталь попалась с браком, и чем покупка ШРУСа либо стартера отличается от покупки смартфона либо кроссовок?

 

Казалось бы, всё просто. Если продукт оказался с браком, то вы, сохранив чек, сдаете его назад в магазин, забирая деньги, или относите в сервисный центр на ремонт. Этот метод касается большинства типов товаров народного употребления. Чаще всего процедура возврата или гарантийного ремонта проходит относительно безболезненно и стремительно, хотя порой приходится и поругаться, и издержать собственное время.

А вот автозапчасти представляют собой очень специфическую категорию товаров, возврат которых при обнаружении брака очень непрост…

 В случае выявления бракованной автозапчасти торговцы часто оборачиваются из приветливых и услужливых в очень неприязненно настроенных. И заявляют, что возврат/обмен готовы выполнить, если только деталь устанавливалась в сертифицированном сервисе, который выдаст справку об установке оной. Плюс давят на мозги мантрами про экспертизы, которые придется оплачивать, быстрее всего, самому клиенту…

Можно ли возвратить бракованную запчасть

Торговцы отлично знают, что покупатель автозапчастей обычно находится в очень уязвимом положении – в гараже (или в сервисе) на яме либо на домкрате раскорячилась его полуразобранная «ласточка», которую кровь из носу нужно до вечера непременно поставить на ход, ибо наутро на ней ехать на работу. У него почаще всего нет времени на споры, экспертизы, рекламации и тем более – суды. А означает, он поворчит-поворчит, плюнет и откажется от претензий. А то еще и заплатит за 2-ой экземпляр злосчастной детали!

Неуж-то нельзя как-то иначе? Можно! Но не всё так просто.

Кто сломал запчасть?

Специфичность автомобильных запчастей состоит в том, что заводской брак в их редко обнаруживается визуально или тактильно – и тем более, при конкретной покупке. Если, к примеру, новая помпа, приобретенная вместо текущей старой, тоже подтекает, либо новый генератор не дает зарядки, находится это после установки их на движок. И именно в этот момент и появляется главный потребительский риск.

Если мы говорим о самостоятельном гаражном ремонте, который в нашей стране практикуют миллионы автолюбителей, то стоит признать: квалификация у всех различная. У многих ее нет вовсе, как нет и соответственного инструмента. Действительно ли запчасть оказалась с заводским браком (что, в общем-то, часто происходит, когда торгуют товаром бюджетных азиатских брендов), либо ее загубил неквалифицированной установкой с применением заржавелой кувалды сам покупатель – понять часто нереально, тем более, что менеджеры в магазине – не специалисты, а лишь продавцы. И нежелание магазинов поменять возвращаемую запчасть на новую отчасти объяснимо… Потому требование магазина предоставить документ о том, что деталь устанавливалась «сертифицированным автосервисом» — стандартное и полностью законное.

Соответственно, автовладелец, ремонтирующий автомобиль своими руками, откровенно говоря, находится не в самом удачном положении и плохо защищен в случае, если деталь, приобретенная им в магазине, оказалась с браком. Устанавливая ее своими руками, он добровольно берет на себя риск неквалифицированного ремонта. А торговец, зная это, волен отказать в подмене запчасти, аргументируя это тем, что клиент мог сам повредить ее при установке. И когда клиент подаст исковое заявление в суд с требованием компенсировать ему затраты, последний, скорее всего, не встанет на его сторону. Это, к огорчению, не та ситуация, в которой клиент всегда прав…

Можно ли возвратить бракованную запчасть

Зато с бумагой от автосервиса потребитель имеет гораздо больше шансов доказать, что деталь ему продали вначале бракованную, и он ни в чем не повинет – магазины в таких случаях редко возражают против подмены или возврата денег. И тут кроется смешной юридический казус, работающий в пользу автолюбителя. Хозяева пожилых автомобилей не пользуются услугами официальных дилеров с их дорогостоящими нормо-часами – а ведь конкретно с крутым современным техцентром всплывают ассоциации, когда речь входит о «документе от сертифицированного автосервиса».

Можно ли возвратить бракованную запчасть
 Снимок экрана каталога запчастей ZZap!ru

Но документом такого типа может являться обычный наряд-заказ или акт на выполненные работы, а «сертифицированным автосервисом» может быть даже гаражная починялка «У Ашота» — только бы ее владелец был хотя бы личным предпринимателем, и в перечень его зарегистрированных видов деятельности заходил ремонт автомобилей… Понятно, что это ни разу не является гарантией квалификации спеца, и пресловутый «профи» ИП-шник может быть стократ более криворуким, чем сам автолюбитель! Но юридически это значения не имеет, невзирая на то, что у многократно проходящих обучение в Германии специалистов дилера Mercedes и у «ИП-шника» Ашота в гараже совсем разный опыт и техническая база. И 1-ые, и второй являются автосервисами, а означает – профессионалами. Соответственно, поломка запчасти при монтаже от неведения и неопытности – маловероятна…

Экспертиза – за чей счет?

Автозапчасти в магазине можно поделить на две условные категории. Первая – это детали с гарантией от изготовителя. Они, как правило, хорошо упакованы и снабжены сопроводительными документами — это стартеры, генераторы, насосы, помпы и многие подобные узлы и агрегаты. Чаще всего в бумагах, вложенных в коробку, изготовитель обозначает гарантийный срок, начинающийся либо с момента реализации, либо с момента установки.

2-ая категория – запчасти, обозначенного гарантийного срока не имеющие. К ним почаще всего относится всякая мелочевка типа болтов либо пистонов, но такие детали могут быть и очень крупными и основательными – например, накладка бампера. Вряд ли кто-то будет заморачиваться, если какая-то маленькая и недорогая пластмасска окажется с недостатком — но тот же бампер, если он в один момент и без причин лопнул из-за каких-либо внутренних напряжений в некачественно отлитом пластике, уже способен пробить дыру в семейном бюджете. Как быть, если магазин не желает менять товар и пугает длительными и сложными экспертизами, оплачивать которые типо должен покупатель?

Закон о защите прав потребителя в собственной статье 18 в этой ситуации гласит, что если на запчасть гарантии изготовителя нет, то бремя доказывания брака лежит на покупателе – ему придется и в автосервисе бумажку об установке взять, и дополнительную экспертизу в сертифицированных автотехнических экспертных организациях проводить за собственный счёт. Если брак будет подтвержден, то и расходы на деталь, и цена экспертизы должны возместить. Если же на деталь есть гарантийный срок, то уже магазин должен обосновать вам, проведя экспертизу, что деталь не была бракованной при покупке, а это вы её погубили, забивая на место кувалдой и с перекосом. В этом случае клиент и никакой компенсации не получает, и экспертизу оплачивает из собственного кармашка.

Купил – но не то…

 Отдельная история – это ошибка в выборе запчасти. Нашим отцам и дедам в магазине довольно было сказать «мне нужна помпа на Волгу» либо «реле-регулятор на Москвич», и им без затей выдавали разыскиваемое — если оно было в наличии, очевидно. Сегодня же дефицит забыт, но ушла и простота: запчасти выбираются по каталогам производителей, и если у вас автомобиль некий переходной модели, нетрудно ошибиться. Ошибаются и системы поиска по VIN в интернет-магазинах. В итоге вам порой приходит не та запчасть, что вы находили, а продавец отказывается принять ее назад, апеллируя к правилам, вывешенным на веб-сайте магазина и звучащим примерно так: «Если вы не убеждены в выборе, то воспользуйтесь бесплатной помощью консультанта. Если убеждены и помощь не нужна – заказывайте, но знайте, что возврат неверно заказанной детали невозможен!».

Нежелание магазина принимать обратно деталь, купленную по ошибке, незаконно. Существует утвержденный Правительством РФ список товаров, не подлежащих возврату продавцу с формулировкой «не подошла» либо «не устраивает», и никакие автозапчасти — ни обыкновенные, типа болта с гайкой, ни сложные, типа генератора либо амортизатора, в него не входят. Потому совершенно неважно, кто сделал ошибку в выборе – клиент, автоматическая система подбора интернет-магазина или продавец – если запчасть клиенту не подходит, магазин должен принять ее обратно в течение 14 дней, не считая денька покупки, при наличии товарного или кассового чека.

Но здесь есть два важных момента!

 1-ый – по закону магазин имеет в приоритете не возврат средств, а предоставление той детали, что вправду вам требовалась. Если в наличии ее нет – тогда уже возврат средств. Второй момент – менее приятный. Обмен либо возврат денежных средств магазин обязан выполнить, только если не подошедшая запчасть не была в употреблении, сохранен ее товарный вид, потребительские характеристики, пломбы и фабричные ярлыки. Все это касается в полной мере и УПАКОВКИ.

Можно ли возвратить бракованную запчасть

Увы, разорвав запаянный полиэтиленовый пакетик, в котором часто лежит деталь внутри картонной коробки, вы невозвратно меняете ее товарный вид… А ошибка при выборе почаще всего обнаруживается, когда запчасть полностью распакована, и ее пробуют примерить на автомобиль. Принять деталь с невозвратно нарушенной упаковкой деталь магазин не может, и здесь он в своем праве.

ОпросВы сталкивались с браком запчастей?

Да, удавалось возвратить деньги или обменять

Да, но ничего возвратить не удалось

Нет, никогда

РезультатыPoll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

Да, удавалось возвратить деньги или обменять 46%, 37 37 46% 46% от всех голосовНет, никогда 30%, 24 24 30% 30% от всех голосовДа, но ничего возвратить не удалось 24%, 19 19 24% 24% от всех голосовВсего голосов: 8014.03.2019 × Вы либо с вашего IP уже голосовали. Голосовать Да, удавалось возвратить деньги или обменять Да, но ничего возвратить не удалось Нет, никогда × Вы либо с вашего IP уже голосовали. Результаты

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *