Что такое «тайные списки». Минпромторга. Кого из автопроизводителей допускают до программ поддержки автопрома

Что такое "потаенные списки". Минпромторга. Кого из автопроизводителей допускают до программ поддержки автопрома

В этом году были перезапущены две муниципальных программы поддержки автопрома. Программа поддержки лизинга стартовала 21 января, но стремительно закончилась: как сообщают наши источники, значимая часть средств ушла на сделку по оформлению в длительную аренду автомобилей «Камаз» структурами «Роснефти». Средств на программу поддержки автокредитования (стартовала с 1 марта) должно хватить до лета, но, как обычно, получить выгоды смогут не все автоконцерны, а лишь избранные. И если ранее Правительство игнорировало только китайцев, сейчас дело дошло и до других «национальностей».

 

Правительство РФ уже более 10 лет выделяет средства на государственные программки поддержки автомобильной промышленности, в частности, впрямую стимулируя спрос. Далеко не всегда это было связано с кризисными явлениями, скажем, в 2010 году, когда рынок рос, из бюджета отрядили 44 миллиардов. рублей. Весьма увесистая сумма, учитывая тогдашний курс рубля. Даже в пиковом 2012-м, когда рынок новых легковых автомобилей в Рф едва не достиг трёх миллионов машин, разделив с Германией 1-ое место в Европе и четвёртое в мире, на поддержку 1-го только автокредитования потратили 3,2 миллиардов рублей.

Между тем, необыкновенную остроту вопрос господдержки обрёл с января 2015 года: после кризиса конца 2014-го, вызванного обвалом рубля и краткосрочным скачком спроса, в начале 2015 года фактически все зафиксировали обвал продаж. Автомобильные компании начали считать каждую копейку, в том числе, потраченную в расчёте на компенсации из бюджета.

На конец 2014 года у многих «автомобилистов» не было подтверждённых документально обязанностей Правительства РФ, о чём, автору истинной статьи в интервью и кулуарно гласили многие «топы», скажем, экс-глава Nissan в Рф Филипп Сайяр. Тогда же генеральный директор «Лифан Моторс Рус» Засунь Цзецзюнь всё ещё искренне надеялся, что правительство возвратит деньги за программу утилизации и даже ссылался на свою встречу с заместителем министра индустрии Андреем Дутовым, уточнив, правда, что «замминистра Дутов мне ничего определенного не произнес. Я думаю, что компенсации будут, но мы готовы к убыткам». Как в воду смотрел! Средств от российского правительства Lifan не дождался ни в 2015 году, ни позднее, так что товарищ Сунь молча зафиксировал убытки. 

К слову, конкретно с 2015 года «китайцы» стали в полный глас заявлять, что Правительство РФ обходит их вниманием. Тогда же заговорили о некоторых «списках», которые составляют в недрах Правительства РФ «бюрократы особых поручений» и рассылают их участникам рынка, задействованным в тех либо иных программах господдержки.

Может появиться вопрос, а почему именно сейчас мы решили предложить нашим читателям свои умеренные соображения на эту тему? Причин тому две. Во-1-х, в самое ближайшее время предприятие «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус» на 52,1% принадлежащее Great Wall Motor и на 47,9% некоей фирме Tide Technology and Trade, зарегистрированной в Гонконге, начнёт сборку автомобилей Haval. Во-2-х, 1 марта, когда была возобновлена госпрограмма по поддержке автокредитования, оказалось, что на сей раз отцепили не только «китайцев». Мимо госдотаций пропархали Volkswagen, Skoda, и отчасти даже Kia. Но самое противное для этих компаний заключается в том, что узнали они об этом вечерком 28 февраля.

Начнём со второго пт. Итак, с 1 марта вновь заработала госпрограмма поддержки авто кредитования в двух видах: «первый автомобиль» и «домашний автомобиль». За некоторое время до старта официально было озвучено главное граничное условие для роли: модель должна быть собрана в Рф и стоить менее одного миллиона рублей. Но это была только «демоверсия». Потом появилось новое условие, а, точнее одно из 2-ух: или модель должна оснащаться двигателем русской сборки, или сборочное предприятие, где эту модель собирают, должно иметь на руках подписанный Особый инвестиционный контракт. Таким образом, Kia растеряла сразу две модели: Picanto и Soul выпускают на калининградском «Автоторе» способом SKD-4 (на завод приходит готовый кузов – сваренный и окрашенный) и около 3-х тысяч комплектующих в комплекте. Двигатели на эти машины привозят из-за границы, а собственный СПИК «Автотор» ещё не заключил, несмотря на то что планировал обернуться ещё в феврале.

В общем, у Kia осталась Rio. Моторы на ней зарубежные – 1,6-литровый привозят из Китая, 1,4-литровый – из Европы, но «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус», где собирают Rio подписал СПИК с Минпромторгом и Правительством Санкт-Петербурга ещё 25 декабря 2018 года.

Что такое "потаенные списки". Минпромторга. Кого из автопроизводителей допускают до программ поддержки автопрома

Министр индустрии и торговли РФ Денис Мантуров

А вот в Skoda и Фольксваген остались на бобах, хотя с моделями Rapid и Polo они проходили в программку по первому варианту требований, которые в компаниях получили в начале третьей декады февраля. Напомним, что на сегодняшний момент у калужского завода «Фольксваген Групп Рус» пока нет СПИКа. Заявка, по которой немцы готовы инвестировать аж 40 миллиардов рублей, находится в работе. Однако, на обозначенные модели, которые в Калуге же и создают, устанавливают, в том числе, и движок 1.6 MPI серии EA211. Модификации Skoda Rapid и VW Polo с этим мотором – базисные. Мотор этот уже как несколько лет как в Калуге локализован, при этом, достаточно глубоко: коленвал – полностью российский (и по изготовлению, и по механобработке), а приходящие из-за границы головку блока и сам блок обрабатывают на калужских линиях. То есть, движок позволял Skoda Rapid и VW Polo участвовать в программке.

И вот накануне старта программки в компании приходит «новая редакция» требований: модуль системы «ЭРА-Глонасс» тоже должен быть русским. Обойти это требование, чтобы успеть в сегодняшнюю программу, не представляется возможным. Во-первых, это необыкновенный модуль автоматически означает повторное прохождение процедуры сертификации, а это — и длительно, и дорого, притом, что к по ожиданиям профессионалов, деньги, выделенные на автокредитование кончатся уже к июню. Во-2-х. Сегодня правительству понадобился российский модуль «ЭРА-Глонасс», а что пригодится завтра? Эдак в любой момент можно поменять требования в подходящую сторону. Мы разговаривали со спикерами в Skoda в начале марта, на тот момент — и у их не было решения по этой дилемме. Задали мы и логичный вопрос: не могли они ранее предположить, зная, как увязана работа «ЭРА-Глонасс» с сертификацией автомобиля, что необходимо выбирать российскую компанию? «Мы и сами сейчас задаём себе этот вопрос» — был ответ…

К слову, этот 1,6-литровый агрегат EA211 немцы из Калуги экспортируют на два европейских предприятия, и достаточно в больших количествах. В 2018 году около 44 тыс. наших моторов было отправлено в Европу. Программка экспорта была разработана в том числе и с учётом логистической субсидии, которая могла покрыть до 80% издержек на транспортировку экспортной продукции. Много это либо мало – 44 тысячи? Для сравнения, в 2018 году с русским мотором 1.6 MPI серии EA211 было продано 55 тыс. Polo, 12,5 тыс. Octavia и 31,9 тыс. Rapid. То есть, много. Разумеется, что прекращение выплат «логистических субсидий» не сделает лучше рентабельность производства экспортных двигателей. Мы запросили «Фольксваген Групп Рус», сохранят ли они экспортные объёмы с учётом полного, как сейчас стало ясно, отсутствия перспектив по этой программке, но ответа пока не получили.

Мы гласили о списке машин по программе господдержки автокредитования, который Правительство РФ рассылает по банкам. У нас есть этот перечень и, как не трудно догадаться, там нет не только упомянутых моделей, но и китайских, которые, в данном случае, проходили по первой редакции правил: «русская сборка» и «цена до 1 млн рублей». В Lifan нам комментировать ситуацию не стали, а вот Геннадий Павлов, директор «Чери Авто Рус», списал всю ответственность на банки. «Мы прошли эту ситуацию ещё в 2014 году, и знаем, что мы не участвуем в госпрограммах поддержки и участвовать не будем. Нам в правительстве тогда растолковали, что это сами банки не желают с нами работать. Мы говорили с банками, они подтвердили, что это их решение». Ещё бы, имея на руках перечень из правительства с машинами, по которым будут компенсации, как не подтвердить? Какой банк будет работать для себя в ущерб!

Теперь вернёмся в начало года и вспомним, что Правительство РФ возобновило программку государственной поддержки лизинга 21 января. Представьте для себя, у нас есть на руках и этот «потаенный список». Правда, некоторые лизинговые компании, включенные в программку, наверное, не знали, что он «потаенный» и ничтоже сумняшеся опубликовали его на собственных сайтах. Но наш образец — из правительственной почты.

Напомним, что сегоднящая итерация госпрограммы поддержки лизинга ориентирована на коммерческий транспорт, но, в том виде, в каком перечень первоначально попал к нам, в нём отсутствовали фургоны Peugeot и Citroen, собираемые на предприятии «ПСМА Рус» в Калуге по полному циклу, а, поточнее, по методу CKD-2. Мы прозвонили пяток лизинговых компаний, начиная со статусной ВТБ-Лизинг и дальше по списку, оказалось, что, действительно приобрести французские фургоны по госпрограмме нельзя! Здесь лизингодателя опять же можно понять: если правительство заблаговременно говорит, что по такой-то модели компенсаций не будет, для чего же работать себе в убыток? Правда, практически спустя неделю после того, как мы начали «наводить справки», фургончики Peugeot и Citroen расчудесным образом включили в программу.

В имеющемся у нас перечне по программе лизинга обращают на себя внимание две строки. Во-первых, к программе допущена Lada Largus. Да-да, если кто не знал, вне зависимости от выполнения салона и кузова, Lada Largus – это лёгкий коммерческий автомобиль, сертифицированный на нашем рынке по категории N1. 2-ая строчка – пояснение к позиции UAZ: «все модели, не считая Hunter и моделей на его базе».

Помните недавнюю информационную волну на предмет того, что UAZ Hunter «стал грузовиком»? Не знаю, задался ли несмотря на то что бы один наш коллега вопросом, почему это вышло, а, точнее, почему единственный легковой UAZ вдруг поменял категорию. Всё дело в том, что спрос на «Хантер» падает. В прошедшем году он нашёл лишь 1445 покупателей, при том, что Patriot, который дороже более, чем на 200 тыс. рублей, разошёлся тиражом в 10 раз огромным. Менеджмент UAZ надеется, что категория N1 поможет прирастить продажи именно с помощью следующих госпрограмм, нацеленных на коммерческий транспорт.

Вы спросите, а что же наша доблестная армия, ей что, не необходимы «Хантеры»? Нет, уже не нужны. Дело в том, что некое время назад поменялась тактика ведения боя: согласно новейшей концепции необходимость в командно-штабной машине отпала. Минобороны по способности поддерживает UAZ, но всё это капля в море. Так, под конец прошедшего года УАЗ Пикап резко обошёл по продажам Тоета Hillux. Вот это как раз содействие от Минбороны. Дело в том, что для действий в Сирии нашим военным как раз пригодились пикапы, из которых там делают тачанки, устанавливая чего-нибудть крупнокалиберное и быстростреляющее на грузовую платформу.

Осталось осветить ещё один вопрос: а почему мы упираем и на китайский фактор в виде завода «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус»? Дело в том, что это 1-ое собственное китайское автосборочное предприятие на местности России. Деньги вложены колоссальные – по различным данным, общий объём инвестиций составит от 18 до 25 миллиардов рублей. Китайцы наверняка, с присущей им дотошностью, исследовали все ошибки нынешних инвесторов в их попытках получить доступ к средствам, выделяемым в рамках господдержки. К слову, с недавнешних пор в генеральных директорах представительства Haval Motor Rus – француз Жером Этого с большим опытом в автомобильном секторе русского рынка. Короче говоря, от ХММР уже не отмахнёшься, это вам не «ДерВейс», повсевременно находившийся в поле зрения правоохранительных органов.

Завод Great Wall начали строить в 2014 году на местности только что открывшегося индустриального парка «Узловая». Great Wall звучно назвали «якорным резидентом», показали сюжеты по федеральным каналам, пожали китайцам руки. В последующем году на территории парка создали ещё одно образование – Необыкновенную экономическую зону «Узловая»,  в границы которой территория завода «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус» не попала. А сейчас, внимание. Резидент индустриального парка имеет всего только некие «специальные льготы на региональном уровне», может получить выгоду от роли парка в региональных целевых программах, в данном случае, «Улучшение вкладывательного климата в Тульской области». Самая значимая льгота – снижение ставки по налогу на прибыль до 13,5% и по налогу на имущество до 0%.

А что имеет резидент Особенной экономической зоны «Узловая»? Налог на имущество, налог на землю, налог на транспорт, НДС и ввезенная пошлина – 0%, налог на прибыль в течение первых 5 лет – 2%, следующие 5 лет – 7%. После этого срока до 2065 года налог на прибыль – 15,5% заместо общепринятых 20%. Плюс – ещё по мелочи. Короче говоря, китайцы уже должны ощущать себя обманутыми и мне трудно представить их эмоции, если Минпромторг завернёт их заявку на СПИК. Вобщем, все подробности по этому вопросу – в конце месяца, у нас как раз грядёт встреча с директором завода ХММР Чэном Сяогуаном и уже упомянутым Жеромом Этого.

Между тем, самый хотимый спикер по этой теме – Министр Индустрии и торговли Правительства РФ Денис Мантуров для прессы, по последней мере, для нас пока не доступен. На наш запрос, оформленный по всей строгости министерских правил в Минпромторге не отвечают, а на недавнешнем брифинге, проведённом под эгидой Ассоциации евро бизнеса, пресс-подходы были невозможны, а вопросы из зала — только для членов АЕБ, которые, понятно, сбивались на частности. Кстати, представителей автоиндустрии на брифинге почему-либо не наблюдалось, неужто не позвали?.. Мы на том брифинге были, и, как у Жванецкого, удостоверились, что «министр мясной и молочной индустрии есть и очень хорошо выглядит», а ведь «накопились вопросы». К примеру, можно ли считать правила роли в госпрограммах инструментом искусственного перераспределения спроса на определенные модели, причём за денежки налогоплательщиков, они же — клиенты этих новых машин и этих «определенных моделей» в частности?..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *