Тест-драйв раллийной ГАЗель Next

Тест-драйв раллийной ГАЗель Next

Газель – это, пожалуй, самая доступная россиянину машина. Заплатил 40 (а кое-где и 20) рублей за проезд – и катайся пассажиром, сколько влезет. Другое дело, что на ней не получится долбить по треку, придерживая языком желудок и временами выкрикивая термины, связанные с репродуктивными функциями человека. А вот на боевой ГАЗели команды ГАЗ Рейд Спорт так сделать можно, и при этом силовой агрегат у неё не так уж очень отличается от тех автобусов, которые возят сонных городских жителей по спальным районам.

 

Дисклеймер: хейтеры уже потирают ладошки и готовят свои вредные вопросы. Дескать, чего там вообще осталось от ГАЗели, и сколько моих средств (я ж налогоплательщик!) ушло на всё это. Наверняка, это интересно и многим другим людям, более развитым умственно. Поэтому мы совместно с Некоммерческим партнерством «Межрегиональное объединение спортсменов ралли-рейдов (РОСРР) сделали видеоверсию этого теста. Там есть ответы на эти и некие другие вопросы. Да и эмоций там, быстрее всего, больше — от камер их скрыть не вышло.

Тест-драйв раллийной ГАЗель Next

Допустим, вам в жизни всё так опостылело, что внезапно возникло желание кинуть кресло менеджера по продажам чего-то очень подходящего и стать пилотом раллийной ГАЗели. Что для этого нужно? ГАЗель, деньги и… мужество. Начём с первого — что за ГАЗель попалась нам на тест, и как такие машины готовят к ралли-рейдам?

В общем и целом боевую ГАЗель делают из серийной машины. Разбирают её и собирают поновой, попутно кое-что меняя.

Как и неважно какая другая ГАЗель, эта машина тоже начинается с рамы. Рама — рядовая серийная, хотя дальше кое-что меняется кардинально. Во-1-х, ГАЗель “обрастает” трубами силового каркаса безопасности. Все вероятные “переделки” проводят в рамках приложения J к Интернациональному Спортивному Кодексу FIA. Документ длинный и привлекательный, но нам важно только то, что как раз он и регламентирует, что и как можно поменять в машинах различных категорий: серийные автомобили для ралли-рейдов (Т2), модифицированные автомобили для ралли-рейдов (Т1) и так дальше. И варить каркас “от балды” нельзя — он тоже должен быть изготовлен согласно приложению J FIA.

Тест-драйв раллийной ГАЗель Next

А вот о самой значимой переделке догадаться трудно. В раллийной ГАЗели мотор перемещён в базу — он стоит сзади кабины. Сделано это для лучшей развесовки: если бросить его на своём месте под капотом, то после прыжка машина будет лететь в землю носом. Не считая того, такое расположение изменяет воздухозабор, который сейчас тоже расположен позади кабины. Боевой машине нередко приходится ездить по пескам (вспомните несмотря на то что бы “Шёлковый путь” или гонку Астраханской области  “Золото Кагана”). А песок на пользу мотору не шёл никогда. Да и на других летних соревнованиях машины ездят совершенно не по асфальту, и пыли хватает всегда.

Ну а сейчас перейдём к мотору. Тут стоит обыденный для ГАЗели турбодизель Cummins ISF2.8. Некие его не признают: мол, какое-то китайское творение, а не мотор. Правда тут только в том, что производят эти моторы вправду в Китае. Но разработан он янки, и они совсем не брезгуют ставить этот китайский мотор в свои машины. Да, они его получают с того же завода, откуда его получает и ГАЗ.

По “железу” мотор полностью стоковый, с чугунными блоком и ГБЦ, с тем же цепным приводом ГРМ и шестерёнкой на ТНВД. Но программно он, естественно, отличается. Основное отличие новой прошивки — завышенное давление наддува. И теперь обычный “камень” выдаёт около 200 л.с. и 500 Нм вращающего момента.

Тест-драйв раллийной ГАЗель Next

Всё это добро в коробки отлично “переваривает” серийная комбинация из коробки передач и раздаточной коробки Hyndai-Dymos, изготовленных в Корее.

Мосты — то малое, что приходится немного “допиливать”. Конечно же, сюда ставят блокировки впереди и сзади (это Eaton e-locker), а главное — их усиливают, обваривая дополнительными рёбрами жёсткости. Без их есть большая вероятность просто погнуть мосты: машине приходится много скакать по пересечённой местности, к чему обыденные мосты не готовы.

Тест-драйв раллийной ГАЗель Next

После этого кажется очень странноватым, что эта машина сможет дубасить по пескам и иным непотребным покрытиям на обычных рессорах от Соболя. Правда, рессоры и гидроотбойники приходится ставить не обыденные, а американские King.

Зато подвесное оборудование — стартер, генератор, даже насос ГУРа — точно такое же, что стоит на тех самых “газельках”, на которых можно ездить за 20-40 рублей. Да и управляющее управление тут совершенно стандартное.

Ну а сейчас посмотрим на машину снаружи.

Понятно, что на гонке бортовой кузов, термофургон либо пассажирский салон машине не пригодится. Тем более, что сзади кабины стоит мотор — ничего другого сюда вставить уже не получится. Поэтому за боковинами центральную часть занимает топливный бак. Его тоже нельзя сварить как охото: бак должен укладываться в некоторые требования. В первую очередь, естественно же, по безопасности. Например, он не может выступать за границы силового каркаса. Ну а не считая того, он должен обеспечивать минимальный припас хода без дозаправки. О расходе горючего как таковом тут говорить, наверное, не имеет смысла. Всё зависит от критерий гонки, покрытия под колёсами, темперамента и инстинкта самосохранения пилота (несмотря на то что в существовании последнего я сильно сомневаюсь в принципе). Расход можно уложить и в 10 л. на сто километров, а если “рубиться” на бездорожье, то можно выйти и за 40 л.. На нашей машине бака хватает минимум на 400 км гонки.

Тест-драйв раллийной ГАЗель Next

Здесь же можно увидеть и детали системы остывания. Она тут от ГАЗона, но детали тоже серийные. На более новых машинах под кабиной делают особый короб, который нужен для воздухозабора из более обычного места — от “морды” машины, и который проходит через кабину к мотору. У нас такового нет, но воздуха хватает и без него.

Не считая того, в задней части кузова лежит то, без чего в ралли-рейдах время от времени обойтись просто невозможно — это две лопаты (чтоб ни пилот, ни штурман не скучали) и хай-джек. Откапываться, естественно, никто не любит, но любишь гонять — обожай и копать.

Тест-драйв раллийной ГАЗель Next

Кабина смотрится точно как серийная, но на самом деле она отличается несмотря на то что бы тем, что некоторые её детали (капот и крылья) изготовлены из композитных материалов. Так получается приметно облегчить машину. К тому же капот, согласно всё тому же приложению J к кодексу FIA, должен быть с другими замками, позволяющими стремительно снять его снаружи. И рядом с ним должны быть выключатели, с помощью которых можно отключить “массу”. Не достаточно ли: вдруг машина кувыркнётся, а экипаж из неё стремительно вылезти не сможет. Вот тут и понадобится возможность быстро скинуть капот снаружи и обесточить автомобиль.

Тест-драйв раллийной ГАЗель Next

Сейчас посмотрим на окна. Если лобовое стекло остаётся здесь заводским, то боковые приходится снимать. Окна изготовлены из пластика и установлены на “быстросъёмы” — в случае чего от их можно очень просто избавиться. Казалось бы, это мелочь, но технические комиссары инспектируют и их. Они вообще всё инспектируют.

Тест-драйв раллийной ГАЗель Next

Бывало, что машину (не ГАЗовскую) снимали с гонки за нехватку каких-нибудь 4 килограммов — облегчать её бесконечно нельзя, и за этим тоже смотрят. А ещё есть любители мерить свесы (которые тоже регламентированы) не по железным конструкциям (каркасу, раме или чему-то схожему), а по пластиковым деталям, которые отпадают сами собой после первого прыжка. Свес становится короче, а это даёт право. Даёт, правда, незаконно, поэтому техком может проверить машину еще раз на любом этапе гонки. И если команда кое-где смухлевала, её с треском и позором снимут с соревнования. Такое время от времени бывает.

Тест-драйв раллийной ГАЗель Next

Некие другие особенности машины мы описали в видео, так что пока на этом закончим и попробуем забраться в кабину.

Мы кое-где встречались?..

Я ожидал, кто каркас приметно затруднит посадку. Конечно, он немного мешает, но не критично — залезть в кабину нетрудно. Но при посадке могут возникнуть трудности, при этом чисто физиологического характера.

Тест-драйв раллийной ГАЗель Next

Кресла! Да, те самые спортивные “ковши”… Не под мою эээ… филейную часть их делали. Вообщем, тут есть два пути: либо приобрести готовый “ковш” подходящего размера, либо сделать его под заказ. В первом случае придётся выложить около 100 тысяч рублей, во втором — около трёхсот. Советую привыкнуть, что в ралли-рейдах почаще говорят не о тысячах и 10-ках тысяч, а сразу о сотнях. Видимо, “спорт миллионеров” — это ни разу не гольф.

Хорошо, деваться некуда. Выдыхаем, сжимаем всё что можно и протискиваемся в кресло. И 1-ый же взгляд на панель вызывает идея: “Ба, да это же старый знакомый!”. Панель-то здесь тоже от серийного автомобиля, а она, как вы отлично знаете, сейчас на ГАЗовских машинах фактически одна —  что на “газельке”, что на Урале. Несмотря на то что, конечно, на нашей бешеной машине она незначительно богаче. Тут появились нестандартные приборы: вольтметр, указатель давления масла и температуры. Ну и, естественно же, давление наддува турбины.

Поглядеть эту публикацию в Instagram

До этого чем рисковать жизнью во имя родной редакции, осмотримся на месте штурмана раллийной ГАЗели. Ну, а позже ударим по бездорожью и разгильдяйству. #тестдрайв #грузовик #ГАЗ #ралли #автоспорт

Публикация от Колёса.ру (@kolesaru) 28 Мар 2019 в 2:14 PDT


Попробуем проехаться с проф пилотом, сидя в кресле штурмана?

Естественно, попробуем! Но сначала наденем шлем, подключим и настроим переговорное устройство. И здесь снова проблемы. Правда, не в филейной части, а в голове — шлем должен посиживать на голове очень плотно, а этому мешают уши, будь они прокляты. Их приходится проталкивать пальцами, извините за подробности, и расправлять повдоль головы. Никогда мне ещё мои родные уши так не мешали. Ну а вставить в разъём шлема разъём “переговорки” уже не трудно. Погнали!

Тест-драйв раллийной ГАЗель Next

Перед стартом я задумывался, что так зажат ковшом и притянут к нему пятиточечными ремнями, что хоть какое движение исключено. Как же я ошибался! Если на достаточно заснеженном и извилистом треке я ещё только тупо улыбался, то на сравнительно прямом участке без снега идиотическая улыбка прошла сама собой. Хорошо, что у меня есть страховка… Я бы не произнес, что это страшно. Нет, скорее, это очень забавно. Настолько, что веселье вырывается непроизвольными выкрикиванием в переговорку и чуток ли не течёт по ногам. Вы когда-нибудь ехали на ГАЗели либо Соболе 140 км/ч? А если по бездорожью? Вообщем, эта боевая “газелька” может разогнаться и до 170 км/ч, но нам это было сделать негде. Слава богу.

После незначительный (шучу, очень большой) встряски можно обменяться местами. Профессиональный пилот Александр Семёнов садится на моё место, я  — на его. На данный момент каааак долбану по трассе! Не ужаснее Семёнова.

А вот нет. Признаюсь, я задумывался, что после некоторого опыта “вжигания” на шоссейных гонках я здесь буду чувствовать себя более-менее уверенно. Не совершенно хорошо, но хотя бы не зазорно. Но оказалось как раз-таки позорно.

Жил-был червь, который всю жизнь ползал по поверхности яблока. И был он уверен, что весь мир — двухмерный. А позже уткнулся рылом в яблоко и прожрал в нём ход на другую его сторону. И очень опешил, что вылез не там, где залез. “А мир-то трёхмерный!” — пошевелил мозгами червяк. Приблизительно те же чувства испытал и я. Гонка — это не только желание точно ехать на право, влево и вперёд и вовремя тормозить. Это не только “выпрямление” в поворотах, прохождение их близко к апексу, разгон и торможение на прямых колёсах. Это ещё и прыжки вверх-вниз, в каждый момент — полностью разное сцепление колёс с грунтом, это передвижение во всех вероятных и невозможных плоскостях. Пилот из меня, если честно, как пуля из литола. Не убью, так испачкаю.

Кроме того, что нужно беречь большие пальцы (их можно вышибить рулём), приходится помнить, что эта ГАЗель хоть и гоночная, но дизельная. И хоть и дизельная, но гоночная. То есть, полка момента у неё начинается сравнимо рано (по сравнению с бензиновым мотором), но не стоит допускать падения оборотов ниже 3-х тысяч (что для дизеля, вообще-то, много). Если быть четким, максимальный момент доступен с 1 600 до 4 000 об/мин, а наибольшая мощность — при 4 000 оборотах. То есть, крутить мотор посильнее смысла нет.

Рёва дизеля практически не слышно: во-первых, он сзади, во-2-х, спасает шлем. Поначалу пытался смотреть на тахометр, но стремительно понял, что далеко я так не уеду. Выручала вибрация, по которой можно найти приблизительные обороты, запомнив соотношение тряски с показателями тахометра.

Машина обута в шины BF Goodrich, на которых нам можно было проехать и по снегу, и по грязищи. Работа шин и подвесок мне показалась просто потрясающей: даже стуча колёсами по разбитой грунтовке, машина стояла на дороге… нет, не скажу «стабильно». Наверное, тут подойдёт слово “предсказуемо”. Я понимал, на какой обочине окажусь в последующий момент, а значит, мог скорректировать линию движения “полёта”.

Тест-драйв раллийной ГАЗель Next

Наверняка, Семёнов с трудом сдерживал смех, смотря на мои потуги. А я в этот момент жалел, что нечем стереть пот с лица. Кроме очень хорошей реакции, нужно ещё и стремительно соображать, но без опыта получается или только быстро крутить руль, либо мыслить, куда его крутить. Делать быстро и верно нужно уметь.

Я практически понял, что такая гонка — это не “покатушка” с друзьями по грязищи, заканчивающаяся ремонтом Нивы или УАЗа с распитием крепких спиртных напитков. Тут приходится очень и очень много работать всеми частями тела (включая мозг), а через полчаса оно (это самое тело) начинает потихоньку разваливаться.

Вобщем, эмоции лучше передаст то самое видео,  снятое вместе с некоммерческим партнерством «Межрегиональное объединение спортсменов ралли-рейдов (РОСРР). И оно не последнее: мы создадим целую серию тестов автомобилей, успешно прошедших и “Шёлковый путь”, и “Северный лес”, и “Дакар”. Если, естественно, эти ребята не угробят меня на одной из этих собственных машин.

Поглядеть эту публикацию в Instagram

Совершенно скоро мы покажем полную видеоверсию тест-драйва раллийной ГАЗели. Но к отличному надо привыкать понемногу, поэтому пока — только короткий анонс, не наносящий травму нервной системе. Пристёгиваем ремни, ключ на открывается и полетели! #тестдрайв #грузовик #ГАЗ #ралли #автоспорт

Публикация от Колёса.ру (@kolesaru) 29 Мар 2019 в 5:44 PDT

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *