Мифы и факты об АЗЛК-2140 SL

Легенды и факты об АЗЛК-2140 SL

В русские годы бытовала обидная поговорка: «бывает машина, а бывает Москвич». Ведь невзирая на упорное противостояние Москвичей и Жигулей, и «четыреста двенадцатый», и АЗЛК-2140 в очах многих советских автомобилистов уступали по уровню комфорта и (главное!) престижа «вазовской» продукции – в особенности, после того, как в середине 70-х годов «люксовую» модель ВАЗ-2103 дополнила еще более впечатляющая снаружи и снутри «шестёрка» . Но Московскому автозаводу имени Ленинского комсомола получилось достойно ответить конкуренту с берегов Волги «особой» модификацией Москвича, получившего обозначение АЗЛК-2140 SL. Практически такой же, как обычный «сороковой», но… с полностью другим салоном и «забугорными» элементами отделки, этот автомобиль еще за длительное время до выхода переднеприводнго «сорок первого» стал объектом для сотворения различных вымыслов и небылиц, связанных с его разработкой и комплектацией. Выясняем, какие из их были правдивыми, а какие – нет.

 


МИФ 1: Аббревиатура SL расшифровывалась как Super Lux


миф

Буковкы SL на крышке багажника и фронтальных крыльях давали понять, что это – особая версия Москвича. Советские автомобилисты расшифровывали эту аббревиатуру по-разному – «суперлюкс», «особый люкс» и даже «сатурнус люкс».

Легенды и факты об АЗЛК-2140 SL Легенды и факты об АЗЛК-2140 SL
На фронтальных крыльях гордо красовались шильдики SL, намекавшие на особенное исполнение этого седана

Последний вариант изобрели те, кто был ознакомлен о техническом партнёре АЗЛК – югославской фирме Saturnus, выполнявшей роль дилера русского «Автоэкспорта» на Балканах. Именно это предприятие продавало там авто производства СССР и в рамках сотрудничества с Столичным автозаводом взяло на себя обязательства по поставке неких комплектующих для новой модели.

Но официально этот автомобиль именовался совсем не как Moskvich-1,5 SL – в заводской документации модификация «сорокового» проходила под индексом Москвич-2140-117, а также обозначалась как Москвич-2140 в выполнении «люкс».

Легенды и факты об АЗЛК-2140 SL
О люксовой версии Москвича в момент выхода новинки можно было выяснить из журнала «За Рулём»
Легенды и факты об АЗЛК-2140 SL
Даже невзирая на то, что в техпаспорте-«книге», выданном в МВД СССР, автомобиль часто записывали как М-2140-Люкс, на номерном шильдике указан только индекс модификации 2140-117
Легенды и факты об АЗЛК-2140 SL
Таинственный SR: кроме варианта SL на заводе планировали выпустить ограниченным тиражом «спортивно-раллийную» версию SR. Не вышло.

Любопытно, что в семидесятые годы «литерные» обозначения S, L, LS и ES использовали многие европейские дилеры Lada, «шестёрка» для финского рынка с 1978 года в неких комплектациях называлась Lada 1500SL, а АЗЛК-2140 там же обозначался как Elite 1500S. Возможно, «суперлюксовость» Москвичей возникла конкретно поэтому.

1 / 7

S, LS, L, GL – Жигулям для европейских рынков также присваивали «литерные» обозначения

2 / 7

S, LS, L, GL – Жигулям для европейских рынков также присваивали «литерные» обозначения

3 / 7

S, LS, L, GL – Жигулям для европейских рынков также присваивали «литерные» обозначения

4 / 7

S, LS, L, GL – Жигулям для европейских рынков также присваивали «литерные» обозначения

5 / 7

S, LS, L, GL – Жигулям для европейских рынков также присваивали «литерные» обозначения

6 / 7

S, LS, L, GL – Жигулям для европейских рынков также присваивали «литерные» обозначения

7 / 7

S, LS, L, GL – Жигулям для европейских рынков также присваивали «литерные» обозначения

1 / 3

SL, но не тот: в восьмидесятые годы священные буквы можно было встретить и на обыкновенной вазовской «шестёрке»

2 / 3

SL, но не тот: в восьмидесятые годы священные буквы можно было встретить и на обыкновенной вазовской «шестёрке»

3 / 3

SL, но не тот: в восьмидесятые годы священные буквы можно было встретить и на обыкновенной вазовской «шестёрке»


МИФ 2: Люксовый Москвич оснащался импортными деталями


правда

Бамперы, светотехнику, сидения и другие комплектующие для АЗЛК-2140 SL вправду выпускали в Европе. Фирма Saturnus, о которой мы упомянули в прошлом разделе, поставляла эти детали в рамках кооперации, а русская сторона рассчитывалась с югославами товарными автомобилями. 

Большие пластиковые бамперы, которые делали в СФРЮ для «сорокового люкса», на момент начала производства этой модификации еще не имели аналогов, ведь ни ВАЗ-2107, ни «восьмёрка» с деталями из подобных материалов еще не выпускались. Важно, что обмысленный до мелочей дизайн этих, казалось бы, чисто функциональных элементов позволил преобразить устаревший уже к концу 70-х годов облик привычного Москвича.

1 / 3

Saturnus, мейд in Yugoslavia: «подфарники», задние фонари и бамперы люксового Москвича вправду выпускали только за рубежом

2 / 3

Saturnus, мейд in Yugoslavia: «подфарники», задние фонари и бамперы люксового Москвича вправду выпускали только за рубежом

3 / 3

Saturnus, мейд in Yugoslavia: «подфарники», задние фонари и бамперы люксового Москвича вправду выпускали только за рубежом

На фоне предшественника новенькая машина выгодно выделялась оригинальными «подфарниками», которые были «объемно» вписаны в архитектуру фронтального бампера. Не отставала и задняя оптика, уступавшая по размерам разве что большущим фонарям Волги ГАЗ-3102.


МИФ 3: В интерьере АЗЛК-2140 SL применяли детали ВАЗ-2108


миф

Показавшаяся в середине восьмидесятых годов тольяттинская «восьмерка» отличалась непривычным после Жигулей салоном, который ни по дизайну, ни по цветовым решениям не перекликался с прежними моделями. Зато в интерьерах последнего заднеприводного Москвича многие узрели «зубильный» след, считая, что именно от ВАЗ-2108 Москвичу достались некие элементы интерьера.

Легенды и факты об АЗЛК-2140 SL Легенды и факты об АЗЛК-2140 SL
Салон Москвича похож на «зубильный»? Если и так, то напротив! Ведь «люкс» появился на несколько лет ранее «ноль восьмой»

Естественно, «низкие» панели Спутника и московского автомобиля по архитектуре и оттенку были в кое-чем немного похожи, но в салонах этих автомобилей на самом деле нет ничего общего. Да и от других русских машин того времени – тоже. По сущности, единственное, что объединяло версию SL с ВАЗ-2103 и ГАЗ-24 – это радиоприёмник А-275 производства Муромского радиозавода. А вот панель устройств, рулевое колесо, сиденья и обивки дверей на «люксе» были стопроцентно оригинальными.

Легенды и факты об АЗЛК-2140 SL Легенды и факты об АЗЛК-2140 SL
В комплектацию машины входили часы – да не обыкновенные, а электронные!

Самая же увлекательная особенность этого автомобиля – расположенные по центру композиции приборов электронные часы «Электроника Б12-22» с секундомером и календарём. По меркам начала «80-х» годов — просто космический шик!


МИФ 4: На техническом уровне эта модель отличалась от «сорокового» в наилучшую сторону


правда

Несмотря на то что «люксовая» модель и сохранила унификацию с исходником на уровне 94%, она отличалась от базисного «сорокового» не только более «гламурными» экстерьером и салоном. Так, заместо карбюратора К-126Н на этот автомобили устанавливали «жигулёвский» – лицензионный Weber, который потом заменили более экологичным и экономичным «Озоном». Еще АЗЛК-2140-117 получил выпускаемый по лицензии конторы Bosch распределитель зажигания под индексом Р147.

Легенды и факты об АЗЛК-2140 SL
Принципных отличий в конструкции обычного «сорокового» и Люкса не было, но вкупе с рестайлингом Москвич стал чуть совершеннее. Потом «обновления» перекочевали и на обычный автомобиль АЗЛК

Заместо дубовых «диагоналок» М-145 на «люкс» ставили круговые шины Ми-166, а впоследствии — Ми-16, которые в то время появились и на животрепещущих моделях Жигулей. Для улучшения экономичности главную пару сделали «высокоскоростной» с передаточным числом 3,89. С учётом климата в СССР новенькая модификация получила еще одну очень важную доработку – модифицированную схему циркуляции жидкости в системе отопления, что понизило вероятность образования паровых пробок и довело эффективность «печки» до жигулёвского уровня. В конце концов, именно на «люксе» были «обкатаны» такие решения, как лишенные форточек фронтальные стёкла и бесступенчатая регулировка спинок фронтальных сидений с помощью купленного по лицензии маховика.

Легенды и факты об АЗЛК-2140 SL Легенды и факты об АЗЛК-2140 SL
Похож не только цвет: спинка на М-2140 Люкс регулировалась по наклону плавненько – так же, как и на выпущенной в 1984-м вазовской «восьмерке».

Потом и «сплошные» стёкла, и улучшенный отопитель, и другие узлы начали устанавливать и на обыденный АЗЛК-2140.


МИФ 5: только Москвич-люкс окрашивался металликом


миф

В середине 70-х годов массовые легковые автомобили (и не только они) стали окрашивать эмалями с металлизированным эффектом. В первый раз в практике советской автомобильной промышленности в «металлик» начали окрашивать конкретно Москвичи! Правда, это произошло раньше, чем 1-ый «люкс» сошел с конвейера – еще в 1978 году необыкновенная краска появилась на стандартных АЗЛК-2140.

Легенды и факты об АЗЛК-2140 SL Легенды и факты об АЗЛК-2140 SL
Авто для финского рынка назывались Elite. Отличить «элитный» Москвич можно было по окрашенным в цвет кузова дефлекторам системы вентиляции на задних крыльях. Обратите внимание на уникальный струйный омыватель фар
Легенды и факты об АЗЛК-2140 SL
Вопреки расхожему воззрению, в металлик продукцию АЗЛК начали красить ранее, чем появился Люкс
Легенды и факты об АЗЛК-2140 SL
В сентябре 1986 года юбилейным четырёхмиллионным автомобилем Москвич стал конкретно люксовый экземпляр цвета «Снежная королева»

Но специально для версии SL были сделаны два оттенка металлика – «Снежная королева» (серебристо-серый) и «Страдивари» (оранжево-коричневый). Вобщем, большинство из 170 700 выпущенных до 1987 года «люксовых» Москвичей окрашивали той же краской, что и другие «сороковые» — и это были обыденные эмали безо всяких «спецэффектов».

1 / 3

Не только на «гражданке»: для популяризации новейшей модели за рубежом Люкс принимал роль и в различных международных ралли

2 / 3

Не только на «гражданке»: для популяризации новейшей модели за рубежом Люкс принимал роль и в различных международных ралли

3 / 3

Не только на «гражданке»: для популяризации новейшей модели за рубежом Люкс принимал роль и в различных международных ралли


МИФ 6: интерьер люксовой модели существовал всего в 2-ух цветовых вариантах


правда

Новомодные «снежка» и «Страдивари» по плану создателей автомобиля должны были сочетаться с надлежащими оттенками обивки салона. Интерьер предлагался всего в 2-ух вариантах – сером и бежевом, хотя в тех же Жигулях можно было повстречать разнообразную цветовую гамму – зелёные, синие, красноватые и чёрные салоны… Но если в машинах Волжского автозавода панель устройств в любом случае оставалась чёрной, то на столичном автомобиле «цветным» становился весь интерьер, за исключением отдельных деталей вроде управляющего колеса, накладок на стойках и козырька композиции приборов.

Легенды и факты об АЗЛК-2140 SL Легенды и факты об АЗЛК-2140 SL
Задумано было приблизительно так: серое с серым или бежевое с карим. На практике же получалось иначе…

С учётом того, что авто комплектовали салонами в случайном порядке без особенных привязок к сочетанию цветов, нередко на зеленоватых, желтых и красных Москвичах можно было повстречать нейтральный серый интерьер, а на машинах голубого или серого цвета – бежевый. Зато конкретно АЗЛК-2140SL, а не вазовский Спутник стал первым русским автомобилем с бежево-коричневой панелью приборов.


МИФ 7: рестайлинг АЗЛК-2140 делали иностранцы


и миф, и правда

Взаимосотрудничество советских и иностранных специалистов в семидесятые годы было не в диковину. После удачного опыта с Fiat к осовремениванию интерьера Москвича решили также привлечь забугорных дизайнеров – а точнее, ателье американца Раймонда Лоуи в лице представителей его французской студии. Для этого в 1976 году иноземцам предоставили обычный Москвич-2140, на базе которого был изготовлен макет нового салона. Однако «заморский блин» вышел комковатым – потратив на проект около 80 000 баксов, советская сторона поняла, что салон вышел не очень технологичным и не учитывает особенности конструкции и сборки Москвича на АЗЛК.

Легенды и факты об АЗЛК-2140 SL Легенды и факты об АЗЛК-2140 SL
Наша работа: после анализа чужого проекта на АЗЛК были обязаны разрабатывать версию «люкс» своими силами

Потому пошедший в серию «люксовый» вариант Москвича создавался своими силами, а от американо-французского «исходника» остались разве что обивки дверей, да и те были доработаны «по месту» для упрощения технологий и понижения себестоимости производства.

В заключение

Конкретно АЗЛК-2140SL стал последним заднеприводным Москвичом, который многие фанаты марки считают «лучшим из лучших» — самым стильным, комфортным и совершенным автомобилем «четыреста двенадцатого» семейства. Последующая модель под названием АЗЛК-2141 не имела фактически ничего общего с предшественниками и ознаменовала переход к новым ценностям, включая современный фронтальный привод и более просторный салон. Но это уже совершенно другая история.

Легенды и факты об АЗЛК-2140 SL

ОпросВаше отношение к «люксовому» Москвичу?

Он – наилучший! Самый красивый и совершенный из их.

Слишком «пластмассовый». Мне больше по душе традиционный АЗЛК-2140.

Не вижу особой разницы – индифферентен к машинам этой марки.

РезультатыPoll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

Он – наилучший! Самый красивый и совершенный из их. 64%, 1250 1250 64% 64% от всех голосовНе вижу особенной разницы – равнодушен к машинам этой марки. 20%, 396 396 20% 20% от всех голосовСлишком «пластмассовый». Мне больше по душе традиционный АЗЛК-2140. 16%, 309 309 16% 16% от всех голосовВсего голосов: 195528.03.2019 × Вы либо с вашего IP уже голосовали. Голосовать Он – наилучший! Самый красивый и совершенный из их. Слишком «пластмассовый». Мне больше по душе традиционный АЗЛК-2140. Не вижу особой разницы – индифферентен к машинам этой марки. × Вы либо с вашего IP уже голосовали. Результаты

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *