Мифы и факты о РАФ-2203

Легенды и факты о РАФ-2203

В русские времена на рижском микроавтобусе ездил фактически каждый гражданин: если повезло, то в качестве пассажира маршрутного такси, а если не очень – то в карете «скорой содействии»… Существовала и категория граждан, которая с гордостью относила себя к водителям нового «рафика». Как правило, конкретно эти люди во время застолья либо перекуров с умным видом не только рассуждали о плюсах и минусах РАФ-2203, но и ведали интересные (и местами сказочные) истории, связанные с разработкой микроавтобуса и его созданием в Латвийской ССР. Мы уже как-то копались в неких легендах , связанных с этой моделью, а сейчас вспомним другие популярные «рафомифы» тех лет, отделив их от исторических фактов.

 


МИФ 1: Наружность «рафика» была скопирована с иностранного концепт-кара


миф

Работать над новым микроавтобусом в Риге начали еще в 1963 году, при этом планировалось, что его кузов или, по последней мере, многие элементы будут изготовлены из… стеклопластика. Но уже через пару лет по ряду обстоятельств эксперименты с инновационными материалами прекратили, «откатившись» к классическому металлу.

Легенды и факты о РАФ-2203
РАФ-982 – выпущенный в 1968 году макет со стеклопластиковым кузовом. После того как машина попала в катастрофу, технологические эксперименты в Риге прекратились

Над многообещающим «рафиком» в рамках конкурса трудились сходу два коллектива, каждый из которых должен был предложить по два варианта. 1-ая группа конструкторов под руководством А. Мейзиса сделала прототип под индексом РАФ-982-1 с полукапотной сборкой, который отличался довольно устаревшим дизайном, кое-чем напоминавшим Ford Transit тех лет.

Легенды и факты о РАФ-2203
Такая сборка РАФ-982-1 должна была исправить недостатки прежнего «рафика»

1 / 3

Согласитесь, во наружности первого прототипа нового РАФа и животрепещущего на тот момент Ford Transit есть много общих решений

2 / 3

Согласитесь, во наружности первого прототипа нового РАФа и животрепещущего на тот момент Ford Transit есть много общих решений

3 / 3

Согласитесь, во наружности первого прототипа нового РАФа и животрепещущего на тот момент Ford Transit есть много общих решений

Зато команда А. Бергса сделала совершенно другую машину, которая выделялась на фоне соперника не только вагонной компоновкой, но и нетривиальным дизайном, создателем которого являлся член Союза Художников СССР Артур Эйсерт. Не экстравагантный, но по-настоящему футуристичный снаружи опытный образец РАФ-982-2 под номером 1 ассоциировался быстрее с транспортным средством для доставки астронавтов, чем с утилитарным «бусиком» или маршрутным такси.

Легенды и факты о РАФ-2203 Легенды и факты о РАФ-2203
РАФ-982-2 – реальный «пришелец из будущего» на фоне не только предшественника, но и других микроавтобусов тех лет

Логично, что в Минавтопроме склонялись не к необыкновенному варианту с дизайном Эйсерта, а к более обычному РАФ-982-1. Лишь настойчивость директора РАФа Ильи Позняка в сочетании с доработанным вторым макетом РАФ-982-2 помогла не только склонить больших судей в пользу более авангардного варианта, но и «вышибить» под него строительство нового завода в Елгаве, расположенной в 50 км от Риги. Ведь выпускать новейшую модель на старых производственных мощностях было фактически нереально – по крайней мере, исходя из годичных планов выпуска новых микроавтобусов.

Во времена строительства нового завода конструкторы РАФа совместно со специалистами НАМИ доводили опытные эталоны до уровня серийного изделия, причём процесс зашел так далеко, что от былых прототипов остался разве что силуэт с фирменной «фишкой» — огромным лобовым стеклом, угол наклона которого совпадал с коротким «капотом».

Легенды и факты о РАФ-2203 Легенды и факты о РАФ-2203
Уже достаточно похожий на серийный «рафик» опытный эталон РАФ-2203 в 1972 году даже проходил тесты на линии №8 маршрутного такси в Москве

1 / 6

С 1971 по 1974 год было произведено пять предсерийных экземпляров РАФ-2203, которые отличались не только некими внешними элементами, но и компоновкой салона. Они, как и машины из первой опытно-промышленной партии, собранной в декабре 1975-го, отличались от серийных «рафиков» клыками на фронтальном бампере

2 / 6

С 1971 по 1974 год было произведено пять предсерийных экземпляров РАФ-2203, которые отличались не только некими внешними элементами, но и компоновкой салона. Они, как и машины из первой опытно-промышленной партии, собранной в декабре 1975-го, отличались от серийных «рафиков» клыками на фронтальном бампере

3 / 6

С 1971 по 1974 год было произведено пять предсерийных экземпляров РАФ-2203, которые отличались не только некими внешними элементами, но и компоновкой салона. Они, как и машины из первой опытно-промышленной партии, собранной в декабре 1975-го, отличались от серийных «рафиков» клыками на фронтальном бампере

4 / 6

С 1971 по 1974 год было произведено пять предсерийных экземпляров РАФ-2203, которые отличались не только некими внешними элементами, но и компоновкой салона. Они, как и машины из первой опытно-промышленной партии, собранной в декабре 1975-го, отличались от серийных «рафиков» клыками на фронтальном бампере

5 / 6

С 1971 по 1974 год было сделано пять предсерийных экземпляров РАФ-2203, которые отличались не только некими внешними элементами, но и компоновкой салона. Они, как и машины из первой опытно-промышленной партии, собранной в декабре 1975-го, отличались от серийных «рафиков» клыками на фронтальном бампере

6 / 6

С 1971 по 1974 год было произведено пять предсерийных экземпляров РАФ-2203, которые отличались не только некими внешними элементами, но и компоновкой салона. Они, как и машины из первой опытно-промышленной партии, собранной в декабре 1975-го, отличались от серийных «рафиков» клыками на фронтальном бампере

Легенды и факты о РАФ-2203
В конце 60-х годов Fiat выпускал вот такой микроавтобус 850 Familiare
Легенды и факты о РАФ-2203
Мазда Bongo Combi появилась на год позднее РАФ-2203. И едва ли она смотрелась привлекательнее нового «рафика»

1 / 4

Фольксваген Typ 2 Bus – ровесник второго «рафика» с дизайном в стиле 60-х

2 / 4

Volkswagen Typ 2 Bus – ровесник второго «рафика» с дизайном в стиле 60-х

3 / 4

Volkswagen Typ 2 Bus – ровесник второго «рафика» с дизайном в стиле 60-х

4 / 4

Volkswagen Typ 2 Bus – ровесник второго «рафика» с дизайном в стиле 60-х

Легенды и факты о РАФ-2203 Легенды и факты о РАФ-2203
Фольксваген T3 отличался от предшественников угловатой наружностью, уместной в начале восьмидесятых годов

А даже беглое сопоставление «рафиков» (как опытных, так и серийных) с микроавтобусами тех лет сходу расставляет все точки над i – что-то отдалённо схожее было разве что у кузовного ателье Bertone для конторы Fiat, но… лишь на уровне концепта и в 1975 году, когда РАФ-2203 уже начали выпускать серийно!

Легенды и факты о РАФ-2203 Легенды и факты о РАФ-2203
Fiat Visitors Bus – футуристичный концепт от Bertone, представленный в 1975-м


МИФ 2: Для новейшей модели построили новый завод

правда

Как мы уже вспоминали в прошедшем разделе, к началу семидесятых годов Рижская автобусная фабрика фактически исчерпала свой потенциал в рамках старенькых цехов, где когда-то действовало металлообрабатывающее создание и мастерские Деицманиса и Потреки. Поточнее, уже в шестидесятые годы недостаток производственных мощностей в Риге даже вынудил управление СССР спешно организовать в Армении создание грузовых фургонов ЕрАЗ-762, в основе которых лежал микроавтобус РАФ-977. А в Латвии вполне сконцентрировались на выпуске микроавтобусов для перевозки пассажиров – в виде как маршрутных такси, так и специализированных мед автомобилей.

Однако новая модель добивалась куда более современного оборудования — новых прессов и штампов, автоматических сварочных линий и специальных установок для нанесения на кузов грунта и краски. Прессово-кузовной комплекс в сопоставлении со старыми цехами получился просто большим – около 9 тысяч квадратных метров.

Так как РАФ-2203 изначально создавали как микроавтобус для относительно массового производства, то и сам строящийся в Елгаве завод сразу «подгоняли» под эти требования.

Легенды и факты о РАФ-2203
Предсерийный РАФ-2203 с «клыками» и в милицейской раскраске украсил обложку июльского номера «За Рулём» за 1974 год, несмотря на то что опытный образец нового «рафика» мелькал на страничках журнала еще в 1971-м!
Легенды и факты о РАФ-2203
Авто первых лет выпуска можно было отличить по «волговским» подфарникам под бампером и круглым внешним зеркалам

Беспримерный филиал с производственными корпусами и жилым посёлком работников занял более 30 гектаров земли, а на его строительство к концу девятой пятилетки выделили около 25 миллионов рублей.

1-ый «почти серийный» РАФ-2203 покинул сборочную линию в конце 1975 года, в канун XXV съезда КПСС, а в феврале 1976-го предприятие в Елгаве с основным конвейером длиной около двух километров было официально введено в строй, при этом завод почти сразу же переименовали в честь XXV съезда партии.

Легенды и факты о РАФ-2203 Легенды и факты о РАФ-2203
Новые латвийские микроавтобусы собирались только на новеньком заводе в Елгаве

 Рассчитанный на каждогодний выпуск 15-17 тысяч автомобилей, РАФ стал наикрупнейшим предприятием по выпуску микроавтобусов во всём СССР. Всего же за два десятилетия в Латвии выпустили выше 274 000 экземпляров РАФ-2203 и его модификаций!

Легенды и факты о РАФ-2203


МИФ 3: Новейшую модель готовили специально к Олимпиаде-80


миф

 В кругах русских автомобилистов бытовало мнение, что новую модель специально делали к Олимпиаде-80 – тем более, что в массовый обиход рижские микроавтобусы попали как раз в преддверии этого огромного спортивного события.

В реальности же в связи с олимпиадой Рижской фабрике поручили ответственную цель – создание на базе РАФ-2203 спецверсий для обслуживания мероприятия. До января 1980 года в Латвийской ССР разработали семь разных модификаций, которые были выпущены в количестве приблизительно 300 экземпляров в цехе мелких серий, который находился на местности старого завода в Риге.

За обеспечение сохранности олимпийского огня отвечали авто сопровождения РАФ-2907, в комфортабельном салоне которых находились хранители огня и запасные факелы. Сопровождая бегунов, микроавтобусы двигались со скоростью бегущих спортсменов. Чтоб избежать перегрева двигателя, на спецмашины установили увеличенные радиаторы и вентиляторы с электронным приводом. 

1 / 3

Олимпийский огнь в 1980 году сопровождали «олимпийские» спецавтомобили на базе РАФ-2203

2 / 3

Олимпийский огнь в 1980 году сопровождали «олимпийские» спецавтомобили на базе РАФ-2203

3 / 3

Олимпийский огнь в 1980 году сопровождали «олимпийские» спецавтомобили на базе РАФ-2203

Легенды и факты о РАФ-2203
По Олимпийской деревне в Москве курсировали особые автопоезда, созданные также на базе РАФ-2203.

Более же массовыми среди «олимпийцев» стали цельнометаллические пикапы-веловозы РАФ-2909 с двойной кабиной и микроавтобусы-тягачи для перевозки прицепов с парусными либо гребными судами. Кроме того, в передвижных лабораториях РАФ-2913 медработники производили медицинское освидетельствование спортсменов и их проверку перед соревнованиями. Для служащих оргкомитета и международных спортивных федераций сделали модификацию РАФ-2908 с пятиместным салоном, в котором не считая сидений установили столы, пишущую машинку, радиостанцию, цветной телек и даже холодильник!

Легенды и факты о РАФ-2203
На фото: РАФ-2908 – оперативный автобус для представителей оргкомитета Олимпиады-80

В конце концов, судей на марафонских забегах и спортивной ходьбе обслуживали РАФ-2910 с.… электронной силовой установкой вместо обычного ДВС, при этом на одном заряде «электрички» проезжали около 100 км со скоростью до 30 км/ч.

Но невзирая на обилие «олимпийских» версий РАФ-2203, базисный микроавтобус создавался задолго до Олимпиады-80 и совершенно с другими целями.


МИФ 4: На базе «рафика» в Финляндии делали мед спецавтомобили


правда

РАФ-2203 в неотклонимом порядке должен был «надеть белый халатик» — то есть, работать в качестве линейной кареты скорой мед помощи. Соответствующая модификация РАФ-22031 разрабатывалась фактически в то же время, что и обыденный пассажирский вариант. Разумеется, РАФ в красно-белой раскраске отличался от «штатского» компоновкой салона и спецоборудованием, в число неотклонимых атрибутов которого входили не только аппараты для наркоза и искусственной вентиляции лёгких, но и пара носилок — как стационарных, так и дополнительных навесных. Существовала и специальная модификация РАФ-22035 (АЦПК) для перевозки крови.

Легенды и факты о РАФ-2203 Легенды и факты о РАФ-2203
Бело-красные «скорые» на базе РАФ-2203 стали обычным транспортом советских медиков уже в конце 70-х годов

Но этим «медицинская карьера» микроавтобуса не ограничивалась: в 1979 году по заказу СССР финская компания TAMRO занялась переоборудованием «рафиков» в реанимобили.

Финские «тамары», как их нежно называли медики, поставлялись в Советский Альянс несколько лет. Отличить TAMRO-RAF от обыкновенной «скорой» можно было по высочайшей крыше, благодаря которой медики могли оживить больного, встав в салоне в полный рост. Еще одно приметное отличие — лимонный оттенок кузова заместо традиционного в СССР белого. 

1 / 4

ТАМРО-РАФ – изготовленный в Финляндии реанимобиль на базе «рафика»

2 / 4

ТАМРО-РАФ – изготовленный в Финляндии реанимобиль на базе «рафика»

3 / 4

ТАМРО-РАФ – изготовленный в Финляндии реанимобиль на базе «рафика»

4 / 4

ТАМРО-РАФ – изготовленный в Финляндии реанимобиль на базе «рафика»

Легенды и факты о РАФ-2203 Легенды и факты о РАФ-2203
Принципиальное преимущество финской «тамары» — высокая крыша, благодаря которой реанимационная бригада могла работать стоя

Финны также сделали и отправили для Минздрава СССР партию патологоанатомических автомобилей с «глухим» кузовом без остекления и холодильной установкой снутри.

Сам проект оказался очень дорогим и невыгодным, поэтому советская сторона была обязана от него отказаться в 1987 году. Зато по виду и подобию РАФ-TAMRO в 1989 году в Латвии выстроили собственный реанимобиль, который отличался от обыденного РАФ-2915 не только индексом (2914), но и увеличенной на 400 мм высотой крыши, из-за чего многие путали эту «Латвию» с продукцией компании TAMRO.

Легенды и факты о РАФ-2203
РАФ-2914 – попытка заводчан сделать «свою тамару»


МИФ 5: Во время выпуска РАФ-2203 Рижская автобусная фабрика стала акционерным обществом

миф

Процесс акционирования Рижского автобусного завода начался за несколько лет до распада СССР – если поточнее, то в 1989 году, когда было официально записанно АО «РАФ». Его уставной фонд составлял всего 3 миллиона рублей, несмотря на то что реальная стоимость завода еще в 1984 году оценивалась приблизительно в 137 миллионов. При этом приказ о преобразовании предприятия в акционерное общество Минавтопром издал только годом позже – то есть, в конце 1990-го. Но сам «могучий и неуязвимый» уже дышал на ладан, причём первыми «на выход» приготовились как раз прибалтийские республики. Вот тут-то и появились прения по поводу раздела собственности в виде пакетов акций. Если по поводу принадлежности контрольного пакета (51%) трудовому коллективу завода споров у управления СССР и Латвии не возникало, то насчет других 49% стороны никак не могли придти к согласию.

Легенды и факты о РАФ-2203
РАФ был обыденным государственным предприятием и превратился в акционерное общество уже после распада СССР

Только к печальному для Союза августу 1991-го прибалты согласились поделить оставшиеся акции поровну между министерствами СССР и Латвии, но… после 19 августа это уже ничего не значило. Ведь согласно постановления №215 все русские предприятия и заводы на территории бывшей Латвийской ССР перебежали в собственность Латвийской Республики, в связи с чем полагавшийся русскому Минавтопрому «кусок» РАФа отошел латышам совместно с остальной долей.

Легенды и факты о РАФ-2203

И уже в сентябре 1991 года Рижский автобусный завод в конце концов стал акционерным обществом. А базовый РАФ-2203 к тому времени не выпускался уже четыре года, ведь эта модель со своими модификациями выдержала на сборочных линиях в Елгаве с 1976 по 1987 год.


МИФ 6: У «рафика» были трудности с качеством изготовления и сборки


правда

В 1979 году РАФ-2203 присвоили Символ Качества – своеобразный знак отличия, указывающий на высочайшее качество изготовления автомобилей (в 1977 году таковой же награды удостоился, к примеру, ВАЗ-2106. Но уже в начале нового десятилетия качество производства и сборки автомобилей стало падать.

Легенды и факты о РАФ-2203
Символ Качества – свидетельство надёжности и качественности продукции. Как досадно бы это не звучало, в случае с РАФом к середине 80-х эти свойства латвийские микроавтобусы практически утратили

К середине 80-х годов РАФ-2203 не только устарел морально, но и лишился принципиального достоинства – относительно высокого уровня изготовления, из-за чего новые микроавтобусы практически «рассыпались» на глазах.

В первую очередь это касалось кузова – «рафик», что именуется, «трещал по швам», причем происходило это еще сильнее и быстрее, чем на ранешних экземплярах. Да и агрегаты «радовали» множеством дефектов, из-за чего эксплуатация автомобилей в качестве маршрутных такси, на «скорой» либо в роли спецавтомобилей доставляла много «приятных» мгновений водителям и ремонтникам.

Легенды и факты о РАФ-2203 Легенды и факты о РАФ-2203
РАФ-2203 бессменно трудился в роли маршрутки, потому снижение качества «рафиков» на себе ощутили как пассажиры, так и водители этих машин
Легенды и факты о РАФ-2203
Тяжело быть «техничкой», если и тебе самому она бы не помешала!
Легенды и факты о РАФ-2203
Сломавшийся на дороге РАФ-2203 – не такое уж и редчайшее советское явление

Падение свойства продукции Рижского завода вызвало в стране большой резонанс – и когда уровень брака достигнул впечатляющих 13% от общего количества выпущенной продукции, в духе времени (перестройка, гласность и так дальше) руководство завода сняли, а нового управляющего (им стал Виктор Боссерт) впервые не назначили сверху, а избрали всем коллективом. Кроме того, на модернизацию РАФа были выделены значимые средства, которые должны были позволить предприятию прирастить годовой выпуск микроавтобусов до 50 тыщ экземпляров.

Легенды и факты о РАФ-2203
К середине 80-х годов потребителей перестало устраивать как качество производства и сборки, так и общий технический уровень «рафика»

Да и речь о РАФ-2203 уже не шла — не считая проблем с качеством, и потребители, и сами конструкторы не желали мириться с далеко не лучшими показателями долговечности, экономичности и комфорта собственной машины. Именно поэтому качество «рафиков» желали поправить одновременно с модернизацией кузова, силовых агрегатов, ходовой части и салона.

Легенды и факты о РАФ-2203 Легенды и факты о РАФ-2203
Вагонная сборка диктовала свои стандарты эргономики – удобно за рулём РАФ-2203 было далековато не всем водителям


МИФ 7: РАФ-2203 выпускали после распада СССР


и миф и правда

Рижские микроавтобусы оставались обычным элементом пейзажа большинства городов даже после того как Русский Союз стал достоянием истории. И часто это были не «укатанные» еще в прежние десятилетия машины, а полностью свеженькие автомобили. Именно поэтому многие автомобилисты верили, что РАФ-2203 как и раньше выпускается.

В действительности же базисная модель с этим индексом была снята с производства еще в 1987 году в связи с событиями, описанными в прошлом разделе. На смену подрастерявшему качество «рафику» должен был придти глубоко модернизированный вариант, который на заводе обозначили как РАФ-22038.

Легенды и факты о РАФ-2203
Невзирая на внешнее сходство и «добавочный» индекс 22038, модернизированный микроавтобус являлся новейшей базовой моделью

За этим обозначением пряталась не какая-то незначительная модификация, а серьезно улучшенный микроавтобус, который отличался от предшественника не только темной пластиковой решеткой на передке, но и усиленным кузовом, новым движком ЗМЗ-402.10, дисковыми передними тормозами и новым салоном с усовершенствованной системой вентиляции. Правда, сразу освоить модернизированный вариант «в полном наборе» не получилось из-за смежников, поэтому заводчанам пришлось запустить в создание переходную модель РАФ-2203-01, в котором древняя внешность и прежний салон сочетались с новым мотором и усиленным кузовом. А вполне обновлённый РАФ-22038 добрался до конвейера только в 1989 году.

Легенды и факты о РАФ-2203
Во 2-ой половине восьмидесятых годов в Елгаве были обязаны выпускать «гибрид» РАФ-2203-01

1 / 7

Для большинства русских граждан разница между РАФ-2203 (слева) и РАФ-22038 (справа) была неочевидна. Но «ноль третий» был снят с производства уже в 1987 году, а «30 восьмой» выпускался еще десять лет – до 1997-го

2 / 7

Для большинства русских граждан разница между РАФ-2203 (слева) и РАФ-22038 (справа) была неочевидна. Но «ноль третий» был снят с производства уже в 1987 году, а «30 восьмой» выпускался еще десять лет – до 1997-го

3 / 7

Для большинства русских граждан разница между РАФ-2203 (слева) и РАФ-22038 (справа) была неочевидна. Но «ноль третий» был снят с производства уже в 1987 году, а «30 восьмой» выпускался еще десять лет – до 1997-го

4 / 7

Для большинства русских граждан разница между РАФ-2203 (слева) и РАФ-22038 (справа) была неочевидна. Но «ноль третий» был снят с производства уже в 1987 году, а «30 восьмой» выпускался еще десять лет – до 1997-го

5 / 7

Для большинства русских граждан разница между РАФ-2203 (слева) и РАФ-22038 (справа) была неочевидна. Но «ноль третий» был снят с производства уже в 1987 году, а «30 восьмой» выпускался еще десять лет – до 1997-го

6 / 7

Для большинства русских граждан разница между РАФ-2203 (слева) и РАФ-22038 (справа) была неочевидна. Но «ноль третий» был снят с производства уже в 1987 году, а «30 восьмой» выпускался еще десять лет – до 1997-го

7 / 7

Для большинства русских граждан разница между РАФ-2203 (слева) и РАФ-22038 (справа) была неочевидна. Но «ноль третий» был снят с производства уже в 1987 году, а «30 восьмой» выпускался еще десять лет – до 1997-го

Но независимо от всех этих перипетий базисный РАФ-2203, разработанный еще в начале 70-х годов, до распада СССР на конвейере не дожил. «Осовремененные» же варианты «рафика», так и не уступив место новым, но «мертворождённым» разработкам конструкторов завода, выдержали в строю вплоть до 1997 года, когда встал вопрос о необходимости существования самого завода. А годом позднее достоянием истории стал уже не «рафик», а сам RAF…

Легенды и факты о РАФ-2203

ОпросА как вы относитесь к РАФ-2203?

Любил кататься на нём в детстве

Очень нравится по виду, но близко не сталкивался

Индифферентен к этим советским микроавтобусам

РезультатыPoll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

Любил кататься на нём в детстве 66%, 1441 1441 66% 66% от всех голосовОчень нравится по виду, но близко не сталкивался 26%, 560 560 26% 26% от всех голосовРавнодушен к этим русским микроавтобусам 8%, 179 179 8% 8% от всех голосовВсего голосов: 218012.04.2019 × Вы либо с вашего IP уже голосовали. Голосовать Любил кататься на нём в детстве Очень нравится по виду, но близко не сталкивался Индифферентен к этим советским микроавтобусам × Вы либо с вашего IP уже голосовали. Результаты

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *