Тест-драйв редчайшего пикапа ЗАЗ968МП

Тест-драйв редкого пикапа ЗАЗ968МП

Нет, это не «колхоз» и не «кастом»! Да, это пикап с задним расположением мотора. Да, это та самая модификация, которая в русской Википедии описана как «для внутризаводского транспорта» (что, кстати, не совершенно так). И да, этот ЗАЗ на ходу и восстановлен с наименьшим отхождением от аутентичной конструкции.

 

Автомобиль

ЗАЗ-968МП, 1993 года выпуска в кузове «пикап»
Движок V4 воздушного охлаждения 41 л.с., привод задний, МКП-4
В свидетельстве о регистрации числится – «легковой пикап».
Приобретен в 2017 году под восстановление, реставрация завершена в 2019 году.
Формат восстановления машины ее обладатель формулирует так – «недорогая реставрация с наибольшим сохранением аутентичности».

Владелец

Владислав Донец, москвич, 32 года, экономист.
Машинами по роду деятельности не занимается, но увлекается в качестве хобби. Интересы – русский автопром. Кредо — несистемное коллекционирование и спонтанные покупки. Кроме героя этой статьи владеет ВАЗ 2101 1971 года, ВАЗ-2102 1979 года, ГАЗ-24 1973 года, реэкспортным дизельным универсалом ГАЗ-24 Scaldia 1979 года.

Информацию о продаже этой машины я увидел случаем, и с ее особенностями тогда еще не был знаком. Погуглил – сообразил, что вещь редкая и очень увлекательная. Продавал машину человек, хорошо известный в тусовке хозяев редких авто и «запорожцев» в частности. Он нашел этот пикап в деревне в республике Марий Эл. Автомобиль была в страшном состоянии – в деревне он догнивал на заднем дворе. В кузове стояли грубо привинченные дощатые лавки для перевозки людей, а сам он был доверху заполнен пустыми бутылками из-под водки… В итоге мне он достался за очень скромную сумму в 40 000 рублей, что для редчайшей машины с документами – совсем недорого.

История модели

Не многие знают, что Запорожский автозавод выпускал пикапы со стародавних времен! Вот только изредка кто их видел вживую, поскольку такие машины не шли в реализацию, а использовались для внутризаводских нужд – на большущих территориях между цехами постоянно требовалось что-то развозить в маленьких объемах, но быстро. Такие машины за местность предприятия не выезжали, и на учет, очевидно, не ставились. Хотя тут есть аспект – коммьюнити любителей олдскульных «запорожцев» выяснило, что около 10-ка вполне товарных и зарегистрированных в ГАИ экземпляров в 70-х годах было отгружено для нужд ведомственного санатория при заводе!

Официально же оформить пикап для массовой реализации, как отдельный кузов с внесением в документы, было решено только на рубеже конца перестройки и начала распада Союза, на базе модели ЗАЗ-968М. Руководство ЗАЗа предположило, что схожий автомобиль может иметь спрос у населения, кинувшегося на волне смутного периода кто в кооперативный бизнес, кто в фермерское хозяйство… Тем более, что ниша была фактически не занята — советская промышленность многообразием пикапов потребителя не баловала.

Год начала выпуска «микрогрузовичков» на базе ЗАЗ-968М с дополнительной буквой «П» в индексе точно не установлен. Самая ранешняя товарная серийная машина из тех, что известны собирателям, датирована 90-м годом. А вот датой окончания выпуска принято считать 1994-й, ибо пикапы не стали производить вместе со снятием с сборочного потока всей линейки разновидностей ЗАЗ-968 и окончательным переходом на линейку Таврии. Всего же пикапов ЗАЗ-968МП было выпущено около 2500 тыщ штук – информация эта неофициальная, но считающаяся в коммьюнити «зазоводов» более-менее достоверной.

Подавляющая часть из этих 2-ух с половиной тысяч машин осталась (в)на Украине, так как производились они фактически в постсоветское время и уже не вывозились в Россию. Ввозились единичные экземпляры — разве что обладателями, переезжающими на ПМЖ в нашу страну. С учетом этого, а также ввиду неописуемо низкой коррозионной стойкости «зазиков», в Рф «Запор-пикап» является чрезвычайной редкостью. В столичном регионе  ЗАЗ-968МП можно пересчитать по пальцам одной руки.

Железо

На пикапы шли самые кривые, выбракованные кузова ЗАЗ-968М… А заводская разработка формирования грузового открытого отсека была очень грубой и халтурной. Задняя часть крыши со стойками срезалась «по живому», и по нижней полосы окон вваривалась несколькими точками сварки гнутая П-образная труба. Фактически, она и образовывала кромку грузового борта. А панели отделки в грузовом отсеке были изготовлены по аналогичной технологии с внутрисалонными! То есть, оргалит (упрессованная труха) грубо обтягивался черным винилом. Очевидно, при установке в открытом кузове оргалит намокал от дождика, горбатился и рассыпался…

Из-за таких, с позволения сказать, «технологий», гнилости пикапы стремительно – еще активнее, чем обыденные ЗАЗ-968. Ведь машину никто не просчитывал с учетом требований к открытым кузовам пикапов. Соответственно, полости и ниши, которые в автомобиле были защищены стеклом и крышей, оказывались открытыми всем осадкам, копили влагу и быстро ржавели. Усугублялось все это мерзким качеством окраски в последние годы выпуска модели. Непосредственно этот экземпляр добила длительная жизнь под открытым небом в глухой деревне – кузовные работы нового обладателя ждали весьма масштабные…

Для проекта реставрации был приобретен инвалидный донор 1993 года с малым пробегом, гаражного хранения и в отличном состоянии. С него для пикапа взяли железо, массу деталей отделки салона, отчасти — двигатель. При компоновании кузова из деталей от 2-ух машин возникло немало проблем по подгонке — к концу эры выпуска ЗАЗ-968М заводские штампы окончательно износились и кузовные элементы штамповались с страшным качеством. Двери не соответствовали проемам, запирались с касанием металла об металл, зазоры капота и багажника не лезли ни в какие ворота. За время агонии в деревне пикап неоднократно красился кисточкой и какой придется краской, но родной его цвет именовался «коррида» и был ярко-красным. Собственно, его и возвратили машине при финальных работах по кузову.

Еще одной неувязкой стало качество существующих в продаже запчастей. Оно отсутствует в принципе… Очень тяжело купить нормальные тормозные цилиндры (их в машине 6 – по два на передних барабанах и по одному на задних), тяжело найти неповторимые мелочи — специфические клипсы, закладные гайки и т.п. К примеру, так и не получилось пока разыскать… внутренние дверные ручки! У уникальных деталей в местах крепления к двери есть вставки из белоснежного пластика, которые со временем распадаются в порошок, и большая часть ручек становятся непригодными для использования, несмотря на то что и сохраняют внешний вид… Поэтому ручки пока пришлось временно поставить похожие — от какого-то Москвича.

Необыкновенным затруднением стал поиск прокладки между печкой и кузовом. Это резиновая деталь очень сложной формы – ее не заменить герметиком, не вырезать из листовой резины, не отпечатать на 3D-принтере. Отыскать ее не так уж просто – прокладки последних лет выпуска, 80-90-х, практически рассыпаются в руках, а вот более ранешние и по сей день сохраняют целостность и упругость.

Знаменитый «вэ-образник» воздушного остывания, с однокамерным карбюратором К-133 и масляно-инерционным воздушным фильтром — нескончаемая боль почти каждого  зазовладельца… Как же хозяева «Запоров» завидовали обладателям ЛуАЗов, которым моторный отсек позволял без особенного труда поменять родное вечно перегретое «сердечко» на куда более спокойный, сбалансированный и тяговитый мотор от «жигулей»!

Тест-драйв редкого пикапа ЗАЗ968МП

Багажник – сама суровость, сейчас трудно представить, что ваши сумки и иная поклажа будут мирно соседствовать с управляющим редуктором, аккумулятором, бачком омывателя стекла, и бензиновой «вебастой»!

— Почему у «запорожца» багажник впереди?

— Поэтому, что на таких скоростях за вещичками необходимо присматривать…

(Старенькый советский анекдот)

Тест-драйв редкого пикапа ЗАЗ968МП

Кстати, несмотря на то что у нашего экземпляра аккумулятор установлен впереди, это совсем не аксиома – заводчане несколько раз за время выпуска модели меняли положение батареи с переда на зад и назад. Такие «рационализации», предлагаемые инженерами и механиками, приветствовались и размеренно оплачивались. А вот наличие смысла в модификациях неотклонимым критерием не было…

Тест-драйв редкого пикапа ЗАЗ968МП

Тест-драйв

 Усаживаюсь за руль и поднимаю в памяти чувства от инвалидного ЗАЗ-968 деда моего однокурсника, на котором мы славно зажигали в молодости (не с дедом – с однокурсником!)… Сидения, узкие и с почти вертикальными нерегулируемыми спинками, стоят фактически вплотную друг к другу – даже маленькую сумку с документами на тоннель пола толком не примостить! Слева руку придавливает дверь, справа – пассажир. Странности в чувствах добавляет тончайший руль («баранка» скручена из пластмассового прутка толщиной сантиметра полтора), а также стоящий вертикально крохотный штырек рукоятки КПП, который увенчан маленьким набалдашником, напоминающим колпачок от маркера. Все не такое, как на современных авто, и находится не в том месте, где ждет мышечная память – будто автомобиль был сотворен для существ, изрядно отличающихся от людей по комплекции и физиологии…

Слава богу, что хоть спицы тумблеров указателей поворота традиционные, от ВАЗ-«шестерки» – в инвалидном варианте 968-го за повороты отвечал крохотный и несуразный тумблер на передней панели!

Наш тест-драйв и фотосессия – это 2-ой по счету выход пикапа из гаража «в люди» после реставрации. Асфальта реинкарнированный автомобиль еще толком не лицезрел. За такое доверие мы простили ему плохо отрегулированное сцепление и заедающую, нажимаемую рывками педаль газа, нагой тросик от которой преодолевает кошмарное трение в извивах стальной трубки, ведущей от правой ноги водителя к мотору в багажнике. При этом, несмотря на то что в такое трудно поверить, на пути от метро Институт до Академической я умудрился ни разу не заглохнуть – спасибо отлично отрегулированному карбюратору!

Фактически, в динамике ЗАЗ-968МП не отличается от обыденного ЗАЗ-968М с 40-сильным мотором. Если не страшиться давить на газ (а большинство водителей «запорожцев» обычно выделялись на дороге крайне вялым педалированием), машина по разгону не очень проигрывает классическим «жигулям» и демонстрирует хорошую живость даже в современном уличном потоке. Бодрости (обманчивой) добавляет гулкий в силу примитивности глушителя выхлоп.

Даже незначительные неровности на вполне приличной дороге ощущаются дискомфортно из-за трясучей фронтальной торсионной (со стальными прутами, работающими на упругое скручивание) подвески. От упора до упора туговатый руль делает 3,5 оборота – маневры в ограниченном пространстве неуютны, а контроль машины на скорости – понятие для нашего пикапа очень условное. А вот тормоза, как ни удивительно, нареканий не вызвали – я ожидал еще худшего от отсутствия вакуумного усилителя вместе с барабанами по кругу, однако реакция на педаль и замедление оказались очень комфортными и предсказуемыми.

Очень приятно, что даже в пробке не отдал о себе знать фирменный запорожский перегрев, характерный, наверное, 9 из 10 экземпляров. Дело в том, что предпосылкой тяжелого режима работы мотора-воздушника являлись в большинстве случаев два фактора – толстенная масляно-грязевая «шуба» на движке и вольности в обращении со штатными воздухонаправляющими деталями. Щитки, распределяющие под капотом по движку потоки воздуха от вентилятора с ременным приводом, водители обожали всячески модифицировать и даже выбрасывать («чтобы не мешали охлаждению!»). В нашем же пикапе мотор идеально чист, а все детали системы остывания сохранены и тщательно закреплены на собственных местах.

Тест-драйв редкого пикапа ЗАЗ968МП

Не без труда выбравшись с водительского места, я еще раз оглядываю со стороны этот смешный автомобильчик, и пытаюсь осознать – а как в принципе был полезен и оправдан выпуск пикапа на базе ЗАЗ-968М ? Вот как бы я в него грузил, скажем, мешки с картошкой либо, к примеру, кирпичи? Черт, да никак! Сзади к грузовому отсеку не подобраться в принципе – там у пикапа, как и у хоть какого «зАпора», капот с двигателем. С боков же забрасывать в машину можно разве что мешки с сеном — погрузочная высота очень большая, заполнять кузовок чем-то тяжелым было бы очень тяжело, а разгружать – и подавно… Как досадно бы это не звучало, нужно признать, что с практически-утилитарной точки зрения создание таковой модификации было полным абсурдом, плодом срачного запорожского «гения» смутной эпохи…  

Вобщем, сегодня утилитарность забыта, главное – это экстаз и фан, который крохотный ярко-красный автомобильчик дарует на дороге владельцу и всем окружающим! Машине охотно уступают место даже в тесноватой пробке, каждый норовит просигналить и показать большой палец. Ради этого стоит им владеть!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *