Тест-драйв танка Т-80

Тест-драйв танка Т-80

В танке Т-80 особенно почти всё: газодизельный двигатель, расход горючего, скорость, отсутствие жёсткой механической связи меж мотором и ведущими катками… И теснота. Самой сложной задачей в Т-80 оказалось попасть на место механика-водителя, а вот ненамеренно заглохнуть тут просто невозможно. И это тоже особенно. И то, что первый заметный “боевой” опыт эти танки получили только во время обстрела ими же строения Верховного Совета Российской Федерации с народными депутатами снутри, тоже интересно.  

 

А ну-ка стремительно!

Чтоб там ни говорили, но танк — это всего-лишь пушка на колёсах. Поточнее, на гусеницах. Да, эта пушка обвешана бронёй и другими средствами защиты, она может стрелять на ходу, защищать экипаж, её учат “созидать” ночью и другим интересным штукам. Но задачка у неё одна: уничтожить как можно больше других таких же пушек и людей снутри них.

Поэтому от каждого нового танка обычно требуют одно и то же: уметь дырявить броню техники других государств. Наши танки должны быть в состоянии угробить хоть какой танк НАТО, а любой танк НАТО — размолотить наш танк. Потому часто основное внимание при проектировании танка уделяют его вооружению, и уже потом — защите. С Т-80 получилось несколько по другому: от него в первую очередь добивались… скорость!

Тест-драйв танка Т-80

С 1969 по 1980 год главным танком Советской армии был Т-64А. Его скорость по шоссе составляла 45-50 км/ч. Если в начале 70-х это было обычным, то к началу 80-х такая скорость оказалась уже очень низкой. И это несмотря на то, что дизель  5ТД был разработан специально для этого танка и был по тем временам довольно продвинутым (700 л.с., 2 050 Нм при всего 13,5 л объёма). Прирастить скорость можно было только одним методом — изобретать принципиально новый мотор. Беря во внимание среднюю массу танков такого типа в 40 тонн, небывалый двигатель должен был быть мощнее предшествующего на очень приличную величину.

Ещё в 1957 году на Кировском заводе выстроили опытный “объект 278” — машину с газотурбинным движком ГТД-1 мощностью 1 000 л.с. Но конструкция оказалась сырой, отчего проект так и остался проектом.

Тест-драйв танка Т-80

За длительное время до начала проектирования Т-80 (на то время — “объект 219”) русским конструкторам пришла в голову просто неописуемая идея поставить в танк двигатель от вертолёта. Нет, ну а что: здесь и хорошая мощность, и надёжность… Таковой танк сделали. Это была модификация Т-64Т с ГТД-3ТЛ (700 л.с.) Но и это волшебство техники надежд не оправдало: оно очень сильно тряслось от вибраций вертолётного мотора, жрало очень много горючего, а места для экипажа фактически не осталось вовсе. К тому же выяснилось, что из-за роста скорости практически до 60 км/ч (а это было очень неплохим показателем), танк придётся переделывать полностью: не управлялись трансмиссия и ходовая часть. Волей-неволей (поточнее, совместным по­становлением ЦК КПСС и Совета министров СССР) конструкторам пришлось засесть за проектирование принципно нового танка. Но обязательно — с газотурбинным движком.

Разработка и испытания нового танка затянулись на семь лет, и готов он был только к 1976 году. Выпуск первого в мире газотурбинного танка наладили на том же Кировском заводе.

Вот так и вышло, что танк стал быстрее, хотя и вооружение, и часть брони Т-80 все-же унаследовал от Т-64А.

Всё напротив

К чему на данный момент стремятся практически все автопроизводители? Кроме получения прибыли, естественно же? Да, все хотят сделать машину, которая снутри покажется больше, чем снаружи. У изготовителя танка такой мысли не было.

Снаружи танк и взаправду получился большим: семь метров длиной (по корпусу, без пушки) и 3,5 — в ширину. Снутри всё обстоит иначе.

Поглядеть эту публикацию в Instagram

Самое колоритное впечатление от Т-80 — это невозможность в нём оборотиться. Как здесь воевать — вообще не понятно. #тестдрайв #танк #военнаятехника

Публикация от Колёса.ру (@kolesaru) 6 Мар 2019 в 11:49 PST

До этого чем лезть на место мехвода (кстати, из башни я туда так и не сумел пролезть), посмотрим, почему тут всё так обидно.

Во-первых, газотурбинный двигатель оказался достаточно громоздкой штукой.  Два независимых турбокомпрессора и силовая турбина наращивают его размер и занимают много места. Ну, а не считая того — расход топлива. Он просто огромный — 150 литров в час. А это означает, что с собой нужно возить большой припас топлива. И в Т-80 спрятано целых 13 баков! Поточнее, спрятано восемь — они стоят снутри. А ещё пять — на полках над гусеницах. И вот эти 5 баков сжирают много внутреннего пространства. Оно и понятно: их объём — 1 140 л..

Тест-драйв танка Т-80

Кстати, ГТД может работать и на реактивных топливах ТС-1 и ТС-2, и на солярке, и даже на бензине (правда, низкооктановом).

В целом сборка для танка традиционная. Корпус имеет три зоны. В фронтальной располагается отделение управления с местом механика-водителя, боевое отделение с местами командира и наводчика занимает среднюю часть, а в задней части размещено моторно-трансмиссионное отделение. Обратите внимание: тут в экипаже только три человека, а не четыре, как это было в Т-62, чей тест-драйв мы не так давно публиковали. Куда дели четвёртого и как там соображают на троих? Здесь всё просто: в Т-80 уже пропала необходимость в заряжающем. На танке стоит 125-миллимет­ровая гладкоствольная пушка 2А46-1 с автоматом заряжения. Последний достался от танка Т-64БВ. При необходимости пушку можно зарядить и вручную, несмотря на то что развернуться со снарядом в башне будет проблематично: просторнее от отсутствия заряжающего не стало.

Тест-драйв танка Т-80

В башне посиживают два человека: командир и наводчик. Само собой, в бою голову из танка лучше не высовывать, потому их места оборудованы перископами, а место наводчика — ещё и прицелом ТПД-2-49 со стереоскопическим оптичес­ким дальномером.

Не считая того командир может пострелять и сам. Для этого у него есть 12,7-мм пулемёт НСВТ “Утёс”. Правда, для этого ему придётся высовываться из собственного люка.

Тест-драйв танка Т-80

До этого чем попытаться проникнуть на место мехвода, поглядим танк снаружи.

Железо, бревно и пыль

И 1-ое, что мы видим — непонятные резиновые накладки на гусеницах. Для чего танку таковой наряд Наташи Ростовой на первом балу? Очевидно не для красоты. На самом деле этот резиновый обвес не совершенно резиновый и не совсем обвес. Это  — противокумулятивные щитки. А изготовлены они из армированной резины с броневыми плитами. Работает эта штука просто: кумулятивный снаряд, парящий в танк, подрывается об этот щит, после чего до брони борта и коробки основной заряд уже не достаёт. А ещё в этих щитках есть прорези, по которым, как по подножке, можно просто забраться на броню. В конце концов, это просто прекрасно.

Теперь посмотрим на танк сзади. К корме танка прикреплено обыденное бревно, окрашенное в жизнерадостный армейский зеленоватый цвет. Зачем танку это полено? Хоть какой образованный человек знает, что это не полено, а особое “оборудование для самовытаскивания”. В это же оборудование входят трос (и не просто трос, а некий царь-трос) и набор креплений. Если танк увязнет, бревно крепится к гусеницам, после чего он на теоретическом уровне может выбраться из грязи.

Тест-драйв танка Т-80

Ещё внимание завлекает непонятного вида труба, стоящая горизонтально на корме. Это — набор оборудования подводного вождения танка (ОПВТ). Да, этот танк может ездить на глубине до 5 метров, хотя военные почему-то это именуют бродом. Для этого надо установить набор, который по большому счёту нужен только для забора воздуха. А воздух здесь  — это вопрос жизни и погибели.

Тест-драйв танка Т-80

Есть у янки такой танк — M1 Abrams. Миролюбивые солдаты с его помощью распространяли демократию практически по всему миру. Например, в Персидском заливе. В основном он там вел войну с иракскими Т-55 и Т-72, при этом с последними — с трудом. Так вот у этого танка тоже газотурбинный мотор. И в песках он показал себя плохо: пыль и песок, попадающие в турбины, убивали мотор очень и очень стремительно. А пока ГТД был ещё живой, американским военным приходилось постоянно очищать от песка бумажные воздушные фильтры. В итоге испытание пустыней Абрамсы не прошли.

А вот у Т-80 система забора и фильтрации воздуха изготовлена совсем иначе. Во-первых, тут стоит блок воздухоочистителя инерционного типа (а не фильтр, как на Абрамсе). И только после него воздух проходит через воздушные фильтры соплового аппарата турбины высочайшего давления. Во-вторых, пыль отсасывается двумя вентиляторами. Есть ещё одна мера предосторожности на тот случай, если пыль либо песок всё-таки попадут в мотор. Поточнее, две — система сдува пыли и система вибрационной чистки. Первая выдувает пыль из межлопаточных каналов рабочих колес компрессоров, а 2-ая очищает корпус и лопатки соплового аппарата турбины в том случае, если пыль в камере сгорания уже расплавилась. А она это сделать может — температура здесь поднимается далеко за 1 000 С.

А где же тормоз?

Ну, а сейчас самое интересное: как на этом танке ездить? А ездить на нём проще, чем попасть за рычаги. Я просто не сумел проползти из башки под казённой частью пушки на место водителя. Выручил лючок. Узкий, тесный, очень неудобный, но хоть некий… Правда, его сначала надо открыть, а сделать это можно только изнутри. Потому более компактному человеку пришлось лезть вовнутрь и крутить ручку, похожую на ручку старой мясорубки. Люк поднимается выше, затем на оси поворачивается в сторону. Отбросить его нельзя.

Тест-драйв танка Т-80

Сидение водителя выглядит неказисто.  Но мы же в танке, здесь мелочей не бывает… Поэтому в сидение есть вставки, которые прикрывают мехвода снизу от вероятного гамма-излучения при передвижении по заражённому участку. Кстати, такую же функцию несут в для себя и топливные баки, установленные внутри корпуса.

Итак, вот оно — место водителя. Обзор тут получше, чем в Т-62, да и сидишь прямо по центру, а не слева, но… Но всё равно практически ничего не видно. Из удобств — вентилятор перед лицом. Что ж, хоть за это спасибо.

Тест-драйв танка Т-80

Попробуем соединять практику с теорией. И начнём с того, что несмотря на то что  педали три, это не совсем обычные нам сцепление, тормоз и газ. Здесь всё сложнее.

Классического сцепления здесь нет вообще. Бортовых планетарных коробок передач вообщем две, а рычаг КПП — один. И все-же при разгоне эти 42 тонны валят так, что в кресло вдавливает, в особенности на нижних передачах.

Тест-драйв танка Т-80

Левая педаль — это педаль РСА (регулируемого соплового аппарата). Он изменяет частоту вращения свободной турбины за счёт конфигурации угла поворотных лопаток в проточной части мотора перед её рабочим колесом. Свободная турбина через редуктор соединена с коробкой. Эту педаль используем и как сцепление, чтоб включить передачу, и с её же помощью тормозим движком. Прежде чем включить передачу (две коробки, по одной на каждой борт, управляются одним “рычагом избирателя скорости”, перемещаемым по гребёнке), педаль нужно выжить. Лопатки РСА встают в таковой угол, при котором турбина переходит в режим нулевой мощности. Кстати, вот это отсутствие жёсткой механической связи мотора с коробкой передач и не даёт танку заглохнуть, даже если упереть его в стенку.

Так, отпускаем педаль и  удивляемся. Танк едет не сходу, а с небольшой задержкой. Отчего она возникает — я точно сказать не могу. Зато позже…

Тест-драйв танка Т-80

Разгон у танка очень быстрый! А по сравнению с дизельным — и не таковой шумный. Если слушать танк, встав сзади него — да, это грохот свалки на Чудском озере. А с других сторон и даже снутри громче всего слышны вопли турбин.

И ещё одна особенность — это лёгкие рычаги управления поворотом. Они с гидросервоприводами, и тянуть их со всей дурачься не надо. А вот понимать, как они работают, просто непременно.

Тест-драйв танка Т-80

Со стороны метод кажется сложным. Если рычаг потянуть не очень, то передача с этого борта просто выключится. Тянем далее — радиус поворота сокращается за счёт пробуксовки фрикционов включения. И если этого не много, тянем ещё. Теперь бортовая коробка скидывает на одну передачу вниз. И всё это происходит очень плавненько. Настолько, что не зная, что происходит с механизмами, их работу не замечаешь. Понятно, что на месте танк можно развернуть только на первой передаче. Ну, либо задней. Кстати, всего передних передач четыре, задняя — одна.

Тест-драйв танка Т-80

Так же, как и Т-62, Т-80 веселит очень плавным ходом. Тут стоит схожая индивидуальная торсион­ная подвеска с гидравлическими телескопическими амортизаторами обоестороннего действия. А вдобавок — гусеницы с резиновыми бего­выми дорожками и резинометаллическими шарнирами. Они не только обеспечивают внезапный от танка комфорт, но ещё и не так очень шумят.

Ложки дёгтя

Мы не стали говорить про некоторые мелочи, которые делают Т-80 ещё круче. К примеру, про то, что выхлоп у него отведён как можно далее от моторно-трансмиссионного отсека, чтобы обезопасить механику от самонаводящейся ракеты (она летит на тепло). Что набор оборудования подводного вождения танка расположен таким образом, чтоб дополнительно защищать собой всё тот же движок. Промолчали о том, что в Т-80 есть система защиты от орудия массового поражения и даже система самоокапывания, с помощью которой танк может сам стремительно окопаться. Дифирамбов ему напели много, в особенности сейчас, когда хвалить отечественную технику стало очень стильно. Давайте лучше поговорим о недостатках.

А недочет у него по сути один — тот самый мотор ГТД-1250. У него есть по последней мере четыре слабых места.

Во-1-х, его невозможно отремонтировать в полевых критериях. И не в полевых обычно тоже — проще поменять. Слишком уж он сложен.

Тест-драйв танка Т-80

Во-2-х, его ресурс всё-таки здорово ограничен. Он расходует столько воздуха (до 4 кг/с), что как его не очищай, пыль вовнутрь всё-таки попадает. И турбина изнашивается довольно быстро. Приплюсуем сюда первый недостаток и обидно вздохнём. Правда, турбину можно заменить раздельно.

В-третьих, этот мотор страшенно дорогой в производстве. За его стоимость можно купить десяток дизелей.

И, в конце концов, последнее. Гигантский расход топлива сильно уменьшает запас хода. У Т-80 по шоссе он составляет около 350 км, а у того же Т-64А он может достигать 700 км. Правда, наибольшая скорость Т-64А по шоссе около 55 км/ч, а у Т-80 по паспорту 70, а по факту — все 100.

Всё это привело к тому, что Т-80 так и остался единственным массовым танком с ГТД. Более поздний Т-90 — дизельный (несмотря на то что это всего лишь модернизация Т-72Б, танка с практически сорокалетней историей),  “Армата”, глохнущая на параде, тоже веселит дизельным мотором и несусветной закупочной ценой (именуют цифры от 300 до 500 миллионов рублей). Так что, может, и Т-80 был не так уж плох.

Вон, расстрелять Белый дом он все-же смог…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *