Как правильно называть коробки передач?

Как верно называть коробки передач?

Поводом к этому материалу явился один из комментариев нашего читателя. Он пожурил нас, сообщив, что мы допускаем некорректности в названиях типов коробок передач: мол, ни в коем случае нельзя именовать «робот» «автоматом», поскольку это разные вещи. Что ж, с одной стороны, таковой упрёк не нов: рядовой потребитель совсем не обязан знать профессиональную терминологию, ему главное – чувство от езды. С другой, мы пошевелили мозгами и решили всё-таки дать пояснения по этому вопросу, благо значительная часть нашей аудитории не приемлет гаражный сленг и вожделеет знать, как на самом деле «верно», как по науке.

 

Вот с науки и начнём, и не с какой-либо, а с «Теории автоматического управления», конкретно она поможет нам разобраться с коробками – базы ТАУ дают студентам практически любой инженерной специальности. Нет же, мы вовсе не собираемся грузить читателей принципами работы регулятора Уатта и описанием пропорционально-интегрального закона как 1-го из принципов автоматического регулирования систем. ТАУ показывает куда как более простые постулаты, некие из которых мы адаптируем для пояснения легкого, казалось бы, и ясного как день вопроса: чем отличается автомобиль с ручной коробкой от автомобиля с автоматической?

С ответом торопиться не будем, а уточним, что ТАУ определяет разбивку всех систем по типу управления на последующие: «ручные», «полуавтоматические» и «автоматические». Что это значит в приложении к автомобилю? Это значит, что если водитель:

А – сам выбирает передачу — скажем, решает, что вот сию секунду необходимо перейти с третьей на вторую либо с шестой на седьмую, и
Б – сам переключает ступень с помощью механического привода, на одном конце которого – рука водителя, на другом – каретка синхронизатора…

…то коробка по аспекту «тип управления» классифицируется как «ручная».

Как верно называть коробки передач?

Рычаг переключения передач автомобиля Porsche 911

Сходу перескакиваем на третий случай – «автоматические». Обычная логика подсказывает обратное: если электроника задумывается за водителя по полной программе, при этом

А – выбирает ступень, то есть, сама решает, куда переключиться в текущий момент – вверх или вниз, и
Б – сама производит это переключение…

…стало быть, перед нами коробка передач, которая по аспекту «тип управления» классифицируется как «автомат» либо «автоматическая».

Как верно называть коробки передач?

Селектор коробки передач автомобиля Опель Insignia Country Tourer 2018

С вариантом «автоматическим» сейчас знакомы большей частью гонщики — скажем, управляющие болидами Формулы-1. За водителем в данном случае остаётся только выбор ступени: шофер даёт сигнал – замыкает контакт, а электроника, следуя этому указанию, уже производит сам процесс включения передачи с помощью сервопривода.

Из всего изложенного навязывается простой вывод: тип коробки передач по аспекту «тип управления» не подразумевает ровным счётом никаких конструктивных особенностей той части коробки, в которой трансформируется момент. Это принципиально, потому что одна и та же коробка, как мы покажем ниже, по аспекту «тип управления» будет «автоматической», а по аспекту «тип трансформации момента» — «механической». Может ли такое быть?

Как верно называть коробки передач?

“Механическая” и “ручная” — это одно и то же?

Да, ещё как может! Только для начала давайте зададимся вопросом, верно ли называть «ручные» коробки «механическими» — вроде бы, это издавна вошло в обиход. Да, мы к этому привыкли, так как в 80-е, 90-е и первой половине 2000-х широкий потребитель фактически не знал других автоматических коробок не считая гидромеханических, представляющих собой пару гидротрансформатора и планетарного редуктора.

Как верно называть коробки передач?

Автоматическая коробка передач 9G-TRONIC Мерседес-бенз

Здесь оговоримся сразу: в рамках реального материала мы не рассматриваем эволюцию конструкции коробок. Малой серией иногда выпускали такую всячину, что народ недоумевал: для чего? В любом случае, об этом мы напишем отдельную статью, там будет о чём побеседовать. Произошедшая подмена «ручные — значит механические» ничего отвратительного не несёт, тем более, что во многом это отражало потребительскую картину авто мира в три десятилетия до середины двухтысячных.

Как верно называть коробки передач?

Механическая коробка передач МТ6 Опель

Между тем, слово «механический» по аспекту «тип преобразования момента» означает, что вращающий момент в коробке увеличивается или миниатюризируется без применения пневматических, электрических или других устройств, кроме механических. Проще говоря, вращающий момент, поступающий в коробку, меняется за счёт взаимодействия 2-ух любых «железок». Обратите внимание, что мы говорим «железяки», а не «шестерёнки»: этот критерий группировки коробок передач уже впрямую увязан с конструкцией агрегата.

Трёхвальные и двухвальные

Итак, конструкция. Начнём с «ручных» коробок, так как здесь есть свои особенности. В применении к ним мы нередко слышим: «двухвальная» или «трёхвальная». Это очень привлекательный термин, который поменял значение с течением времени. Когда-то он означал количество валов, участвующих в передаче мощности на ступенях фронтального хода. Сейчас он означает количество пар шестерен, через которые передаётся момент на одной передаче фронтального хода. У трёхвальных коробок таких пар две: шестерни первой пары располагаются на входном и промежуточном валах, шестерни 2-ой – на промежуточном и выходном. У двухвальных коробок такая пара одна. То есть, количество валов, на физическом уровне имеющихся в коробке, здесь совершенно ни при чём.

Как верно называть коробки передач?

Механическая коробка передач Мерседес-бенз GLA

Напомним, что ещё за длительное время до появления фольксвагеновских DSG, где ведомые шестерни чётных передач располагаются на одном валу, а нечётных – на другом, ручные коробки стали делать с 2-мя выходными валами – просто для того, чтоб увеличение количества ступеней не влияло на повышение длины, а проще говоря, чтобы коробку было легче расположить под капотом при поперечной компоновке силового агрегата. Само собой, ни о каком «преселективном» включении ступеней речи тут не шло.

Трёхвальные коробки – классические, от них стали отказываться по мере вытеснения продольной сборки компоновки подкапотного пространства на легковых автомобилях от А до D класса поперечной. Обычный её признак – наличие передачи с передаточным числом 1,0, когда момент передаётся без роли шестерен: минуя промежуточный вал. Передача эта – компромиссная, так как при расчёте это число всегда выходит или больше, или меньше единицы. Со временем всё огромную территорию стали отвоёвывать двухвальные коробки, которые, с одной стороны, дают наименьший габарит, а с другой, инженеры, проектируя их, избавлены от необходимости принужденного применения передачи 1,0.

«Гидро» без «механики»

Возвращаемся к группировке коробок по аспекту «трансформация крутящего момента». Наличие гидравлического звена (гидротрансформатора), в котором на части режимов меняется момент, автоматически относит коробку к типу «гидромеханических», при этом совсем неважно, как устроена та часть коробки, которая идёт после гидротрансформатора – это может быть и планетарный редуктор, и… вариатор. Да-да, эпитет «гидромеханический» так прочно закрепился за классической конструкцией «автомата», состоящего из гидротрансформатора и планетарного редуктора, что по инерции ни к какой другой коробке мы его уже не применяем. А напрасно.

Как верно называть коробки передач?

Схема передачи вращающего момента коробки передач DSG Volkswagen

Специалисты Росстандарта при выдаче сертификата, позволяющего продавать новые авто (одобрение типа транспортного средства, ОТТС), непременно определяют конструктивный тип трансмиссии. Скажем, для версии Nissan Qashqai с вариатором это «гидромеханическая».

Меж тем, бывают и коробки передач, сконструированные на базе вариатора, которые нельзя отнести к «гидромеханическим» по той обычный причине, что между двигателем и шкивами вариатора нет гидравлического узла, изменяющего момент. А что же там есть? Как правило, это два влажных многодисковых сцепления, одно из которых отвечает за фронтальный ход, а второе переключает поток мощности на задний. Схожая вариаторная коробка установлена, к примеру, на Lifan X70, у которого в графе «коробка» одобрения типа транспортного средства указано: «механическая».

И вот здесь мы подошли к важному моменту: в зависимости от аспекта группировки коробок передач, вариаторная коробка без гидротрансформатора может быть сразу и «механической», и «автоматической». «Механической» она может быть по типу трансформации вращающего момента – в её конструкции отсутствует гидротрансформатор, «автоматической» — по типу управления. А давайте зададимся вопросом: может ли вариаторная коробка быть и «механической», и «ручной»?

Как верно называть коробки передач?

Селектор коробки передач автомобиля Ягуар XF Sportbrake 2018

Оказывается, может! Водителю для этого пригодится рычаг с приводом, раздвигающим и сдвигающим половинки пары шкивов – ведущего и ведомого, и не более того. Надобности в этом нет никакой, потому такого огорода ни один автопроизводитель городить не станет, но никаких технических препятствий к организации ручного управления вариатором нет.

“Бот” — это “автомат”?

Сейчас давайте попробуем самостоятельно определить тип упомянутой коробки концерна Фольксваген, которая для автомобилей марки VW имеет аббревиатуру DSG, то есть, direct shift gearbox. С одной стороны, шофер машины с коробкой DSG не выбирает передачу и не включает её — стало быть, по типу управления, коробка «автоматическая». В конструкции коробки нет гидротрансформатора – на его месте стоят или два сухих сцепления, либо два пакета фрикционов, работающих в масляной ванне. Стало быть, по типу трансформации вращающего момента DSG – это типичная механическая коробка, что и фиксирует ОТТС на всякую из моделей концерна VW с таким агрегатом — скажем, на Skoda Octavia.

Как верно называть коробки передач?

Коробка передач DSG Фольксваген

Уточним, что в потребительской среде русских автовладельцев такие коробки принято называть «роботами». Откуда это пошло? От бездумного перевода западных пресс-релизов и статей. Снова же, если отдельно взятый потребитель представляет для себя конструкцию, которую он называет «роботизированной коробкой», то ничего отвратительного в этом нет, максимум, что может случиться – его не усвоют, ведь слово «роботизированный» в применении к коробки не несёт ровным счётом никакого типа конструкции либо принципа действия коробки.

Речь может идти как о коробках типа double clutch transmission (то же, что и DSG, только общее заглавие), так и о коробках single clutch transmission, то есть, об агрегатах с одним автоматом срабатывающим сцеплением. Такие коробки были всераспространены ещё некоторое время назад: например, коробку Easytronic обширно применяли в Opel.

Как верно называть коробки передач?

Коробка передач Easytronic Опель

Наконец, «роботизированными» коробками нередко называют и такие, в которых часть функций по включению передачи берёт на себя электроника. Такие агрегаты несмотря на то что и не часто, но встречались на рынке. Скажем, коробка Porsche Sportomatic, разработанная ещё в конце 60-х: у машины было две педали – газ и тормоз, при этом сцепление срабатывало автоматом, когда водитель обычным рычагом переключал каретки синхронизаторов из 1-го положения в другое. Все нагрузки при этом сглаживал гидротрансформатор.

В общем, давайте гласить правильно! А теперь вернёмся к вопросу, с которого мы начали статью: что же отличает автомобиль с ручной коробкой от машины с «автоматом»? Ответ прост: количество педалей. В первом случае их три, во втором – две. Фактически, это и есть главный вывод, который необходимо запомнить, остальное – детали…

ОпросСейчас, когда вы знаете, как правильно — вы будете по другому называть типы коробок передач?

Да! Спасибо за пояснения

Не, мне лень переучиваться

На самом деле это всё некорректно (объясню в комментариях, как надо)

РезультатыPoll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

Да! Спасибо за пояснения 58%, 95 95 58% 58% от всех голосовНе, мне лень переучиваться 34%, 55 55 34% 34% от всех голосовНа самом деле это всё некорректно (объясню в комментариях, как надо) 9%, 14 14 9% 9% от всех голосовВсего голосов: 16421.05.2019 × Вы либо с вашего IP уже голосовали. Голосовать Да! Спасибо за пояснения Не, мне лень переучиваться На самом деле это всё некорректно (объясню в комментариях, как надо) × Вы либо с вашего IP уже голосовали. Результаты

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *