Сын войны и трактора: тест-драйв International M-5H-6

Отпрыск войны и трактора: тест-драйв International M-5H-6

Этому грузовику сейчас живётся очень трудно и обидно: большая часть “автоэкспертов” узнают в нём Студебеккер, а более продвинутые диванные специалисты — ЗиС-151 либо ЗиЛ-157. Его уже почти забыли, несмотря на то что в Великую Отечественную эту машину оценивали довольно высоко. Пора немного восстановить историческую справедливость! Итак — International M-5H-6.

 

Много букв на британском

Наверняка, многие помнят историю о том, что в начале 2-ой мировой войны и правительство США, и южноамериканские предприниматели развели бурную деятельность: война у многих ассоциировалась с доходами. А уж после действия в гавани Перл-Харбор, после которого Америка официально вступила в войну, деятельность на этом материке стала и вовсе кипучей. Срочно потребовалась уйма грузовых автомобилей, умеющих ездить по фронтовым дорогам (то есть, практически без дорог). А таких толком и не было. Все, кто желал заработать, засуетились. Так появились на свет Dodge WC-51  (узнаваемый как “три четверти”),  Willys MB, GMC CCKW, ну и, естественно же, Studebaker US6. Все четыре этих автомобиля мы тестировали — материалы доступны по ссылкам.

Разумеется, что в то время как никогда ранее потребовалась необходимость унификации машин. На американских грузовиках появились общие грузовые кузова, электрическое оборудование, оптика. Родились компании, специализирующиеся на изготовлении унифицированных запчастей (вспомним, к примеру, United Motors Service, будущий ACDelco, который с 1918 года принадлежал GM). Потому можно сказать, что у американских грузовиков уже в начале 1940-х было много общего. Но вкупе с тем было и много различий.

Отпрыск войны и трактора: тест-драйв International M-5H-6

Все мы помним, как утонченно (в сравнении с другими грузовиками) смотрелся интерьер Studebaker US6. И это непопросту: Studebaker выпускал исключительно легковые машины, при этом достаточно высокого класса. Там никому в голову не пришло, что военный грузовик может быть страшнее самой войны и при этом отлично продаваться. Вот они и занимались ерундой в виде сложных штампов и всяких маркетинговых табличек под капотом. Хотя не буду опровергать: “Студер” получился красивым. Другое дело — International.

К моменту выпуска M-5H-6 компания International Harvester уже более 100 лет занималась производством… сельскохозяйственных орудий. Ещё в 1834 году изобретатель Сайрус МакКормик, основоположник McCormick Harvesting Machine Company, запатентовал дробилку. Его сын дело отца успешно продолжил и в 1902 году переименовал фирму отца в International Harvester. Об этой компании, наверняка, можно рассказывать очень долго, но я позволю для себя упомянуть лишь два любопытных факта. Во-1-х, именно эта компания во время 2-ой мировой активно выпускала одну из более популярных американских винтовок M1 Garand, из которой бравые южноамериканские же ребята лупили и в Корее, и во Вьетнаме. 2-ой факт более мирный. Я бы произнес, даже слишком мирный.

Отпрыск войны и трактора: тест-драйв International M-5H-6

Примерно с 1960 до 1970 года в США была забавная субкультура в виде небольшой коммуны “Радостных проказников” (Merry Pranksters). Ребята известны тем, что очень уважали LSD (это таковой полусинтетический наркотик, кислота, если кто-то не знает) и пропагандировали его применение. Они же устроили путешествие по Америке, которое в российском переводе называют обычно “Далше” ( от искаженного британского Furthur вместо Further). Такое же заглавие — “Далше” — получил и автобус «проказников». Первым таким автобусом стал International Harvester 1939 года выпуска, а позднее был куплен ещё один — International Harvester 1947 года. И конкретно эти автобусы стали первыми раскрашенными в “кислотные” цвета радуги. А “хипповские” Фольксвагены Т1 их всего только копировали. Так что пальма первенства — у International Harvester. Кстати, управляющим “проказников” и основным водителем автобуса был Кен Кизи, создатель романа “Пролетая над гнездом кукушки”.

Это всё увлекательно, но вернёмся к нашему грузовику.

Грубо, но прочно

Начнём с рамы. International мог быть 2-ух видов — с короткой (3 785 мм) и длинноватой (4 293 мм) базой. Наша машина длиннобазная, что отлично видно по расположенному горизонтально запасному колесу. На короткобазных машинах запаска стояла вертикально за кабиной.

Отпрыск войны и трактора: тест-драйв International M-5H-6

Даже по фотографиям видно, что с рамой очень мудрить не стали. Лонжероны здесь изготовлены из очень толстого металла и не имеют никаких извивов или сварных соединений — просто два ровненьких швеллера. Просто, как кувалда. И должно быть так же накрепко. Но нет. По воспоминаниям тех, кто на этих машинах успел повоевать, у короткобазных “Интеров” ломались как раз-таки рамы. И ломались они сходу позади кабины. Проблема кроется не только в самой раме, но и в конструкции задней телеги.

Тут всё сделано совершенно не так, как у наших ЗиС-6 либо ГАЗ-ААА. И даже не похоже на южноамериканские и немецкие грузовики того времени. В International пошли своим методом, и путь этот получился надёжным, но очень и очень жёстким. В этой машине балансиры через шарниры соединяют мосты снизу. Сверху стоят толкающие штанги. Выходит такой своеобразный жёсткий прямоугольник, где к раме через рессоры крепятся только балансиры. Из-за всего этого на раму действуют очень сильные нагрузки на кручение. А так как участок меж кабиной и местом крепления задней телеги у короткобазной машины получался недлинным, в этом месте рама и ломалась. А вот у грузовиков с длинноватой базой рама всё же немного могла “сыграть”, предотвращая свою поломку.

Передняя подвеска полностью типичная, с рычажными амортизаторами двустороннего деяния. Отличают её только слишком суровые даже по тем временам “тепловозные” рессоры. Вобщем, сзади они ещё более дикие.

Отпрыск войны и трактора: тест-драйв International M-5H-6

Чуток больше необычного скрыто в трансмиссии “Интера”. Во-1-х, бросаются в глаза пыльники переднего моста, сделанные из кожи. Ну, а во вторых — схема полного привода.

Поглядеть эту публикацию в Instagram

Мы много лицезрели раздаток, но такое встречаем впервые. Кстати, саму РК видно плохо, а барабан стояночного тормоза виден отлично. #тестдрайв #грузовик #военнаятехника #ретро #international

Публикация от Колёса.ру (@kolesaru) 6 Май 2019 в 1:35 PDT

Такую особенность обеспечивает та самая огромная раздаточная коробка Thornton Tamdem Co. Само собой, в ней есть и понижающий ряд. Коробка передач — пятиступная, как и у Студебекера.

Отпрыск войны и трактора: тест-драйв International M-5H-6

Сейчас перейдём к мотору. На первых International с индексом M-5-6 стояли моторы FBC-318B (100 л. с.). Потом стали ставить FBC-361B, а потом поменяли и его. У нашей машины 1944 года выпуска стоит поздний мотор мощностью 111 л.с. И если вся машина серо-зелёного цвета, то мотор здесь именно “red”. Говорят, это могло здорово облегчить жизнь южноамериканским реднекам, не блистающим грамотностью, но эксплуатирующим эти неубиваемые машины даже сейчас: красный цвет мотора помогает им безошибочно найти, что под капотом именно Red Diamond. А означает, проще заказывать запчасти, которые есть в продаже до сих пор.

Карбюратор

Мотор Red Diamond-361В

Мотор Red Diamond-361В

Мотор Red Diamond-361В

Этот мотор верхнеклапанный, но с карбюратором Zenith с восходящим потоком. Достаточно редкое сочетание.

И ещё одну увлекательную деталь можно обнаружить за правой подножкой — здесь стоит настоящий вакуумный усилитель тормозов! Правда, у нас он, похоже, не работает.

Интерьер кабины M-5H-6 принуждает грустить и вспоминать тракторное прошлое всей компании International. Тоскливо, граждане. Тоскливо и скучновато. Ни тебе выштамповок, ни интересных дизайнерских решений. Несмотря на то что, может, это и лучше, чем современный “рояльный лак” и дерево из элитных видов пластмассы.

Приборная панель незамудреная, как кирзовый сапог: указатель уровня горючего, амперметр, спидометр, давление масла и температура охлаждающей воды (то есть, воды). И над спидометром — плафон подсветки устройств.

Набор выключателей на панели тоже довольно убогий: центральный переключатель света (кстати, тоже унифицированный со многими южноамериканскими военными грузовиками), “подсос”, замок зажигания, фиксированный газ. И над всем этим — кнопка стартера.

Видимо, у инженеров International на панель не хватило сил после разработки сидения. Вот с ним они постарались. У него есть то, что на данный момент называют регулировкой длины подушки. То есть, его можно двинуть вперёд или назад, но спинка при этом остаётся стоять бездвижно у задней стенки кабины. Очень увлекательное решение. И, как мне показалось, очень бестолковое — комфортно там сидеть всё равно негде.

Под сидением спрятаны небольшие инструментальные ящики, а прямо под левой ногой оказывается барашек переключения меж топливными баками (их тут два).

Ну что, пора вынудить всё это ехать!

Ползком по дороге

Если кратко суммировать ощущения от вождения этого M-5H-6, то на мозг приходит аттракцион в виде механического быка, на котором нужно продержаться несколько секунд. Тут точно так же трясёт, и никуда ничего не едет. Правда, бык несмотря на то что бы крутится на месте, а повернуть M-5H-6 очень трудно: он неповоротлив, как мёртвый мамонт. «Интер» очень уверенно прёт по прямой, да и в рыхловатом песке показал себя молодцом. И на этом всё.

Все 111 л.с. ушли в рёв мотора, который, признаться, очень приятно работает на холостых оборотах и без труда запускается что прохладным, что горячим. Наверное, этот грузовик неплох как тягач или вездеход, а вот ехать куда-то сколь-нибудь стремительно на нём нельзя. У него и по паспорту-то наибольшая скорость 67 км/ч, а в жизни… А в жизни на первой же кочке поначалу летишь головой в потолок, потом мягеньким местом в пол. И это — на малых скоростях.

Зато проходимость хорошая. Пока я считал ворон и пялился на то, как люди пялятся на грузовик, въехал в участок с рыхловатым песком. На повышенном ряду “раздатки” и на третьей передаче КП. Всё, думаю, приехали… Но тракторные гены M-5H-6 взяли верх: уже фактически на холостых оборотах мотор вытянул тяжеленную даже по грузовым меркам (практически 5 300 кг) машину на жесткое покрытие. Такому бензиновому мотору могут позавидовать некие современные дизели, угробленные нормами Евро-5 и Евро-6.

На теоретическом уровне, коробка передач тут может быть и синхронизированная, но без двойного выжима кататься не вышло. То ли возраст, то ли правда нет синхронизаторов… Несмотря на то что переключения вполне чёткие, и недостаток у рычага коробки только один — предохранительная “собачка”. Её нужно не тянуть вверх, что было бы логичнее, а толкать вниз. Это неловко.

Руль, по моему развращенному подобной техникой мнению, выглядит прекрасно. Четыре изогнутые спицы, узкий обод… Классика!

Поглядеть эту публикацию в Instagram

Почему ранее обод руля был не только огромного диаметра, но и очень тонкого сечения? Группа английских учёных разобралась в этом вопросе, сидя в International 1944 года выпуска. #грузовик #ретро #тестдрайв #international

Публикация от Колёса.ру (@kolesaru) 16 Май 2019 в 10:32 PDT

Не будем здесь говорить о том, как M-5H-6 “проходит прямики” и “держит дугу”. Как-то проходит и что-то держит. Трясясь в кабине, я задумывался о том, что стихия этого автомобиля — не асфальт и не бетонка (кстати, на их тоже трясёт немилосердно на каждой кочке и ямке). Наверняка, он хорош в грязи, куда мы, ясное дело, не поехали — в Рф это единственный ходовой экземпляр M-5H-6, и губить его из-за наших тест-драйверских амбиций было бы негуманно. По комфорту и скорости он значительно не дотягивает до Студебекера, но на голову выше ЗиСа (у того и мотор на практически на 40 л.с. слабее, и прикручен он прямо к раме — трясёт ещё больше, едет ещё тише). Но на эти машины, к примеру, ставили “Катюши” БМ-13. А ещё обратите внимание на правый и левый крюки на фронтальной части рамы. Левый (если смотреть впереди) — родной, а правого не было, пришлось поставить крюк от ЗиС-151. И они вполне идентичные. Дальше продолжать эту тему не буду: начнётся неконтролируемое бурление воззрений.

… и ещё несколько фактов

О недочетах этой машины я уже сказал. Но в процессе её эксплуатации нередко жаловались ещё и на очень стремительно зарастающие нагаром свечи зажигания. Скорее всего, дело в нашем бензине, а не в конструктивном недочете мотора, но это очень мешало репутации машины в Русской Армии.

Отпрыск войны и трактора: тест-драйв International M-5H-6

Зато поглядите на это руководство для военного грузовика. Думаю, эти рисунки очень милые, не так ли? Немцы, к примеру, иногда рисовали в своих мануалах нагих женщин. Но не для эстетики, а чтоб хоть как-то заставить солдат Вермахта эти самые мануалы читать. Ну либо хотя бы разглядывать.

И нельзя не отметить ещё одну деталь. В США этих машин было не так уж много (их предпочитали отправлять в СССР и Китай), но они были. И машины с моторами Red Diamond сыграли очень огромную роль — они стали одними из первых тягачей американских дальнобойщиков. Надёжность International с этим движком, да ещё и на хорошей дороге, оказалась практически феноменальной. Запас прочности мостов, коробок и ходовой части у машины просто обезумевший. Так что кузов снимали, ставили прицепное устройство — и в путь. Медлительно, но верно.

Благодарим компанию Retrotruck за предоставленный на тест-драйв автомобиль

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *