Гаджеты советских автолюбителей

Девайсы советских автолюбителей

«Колеса» продолжают рассказывать вам об увлекательных автомобильных гаджетах советской эпохи, когда заместо изобретательного «Алиэкспресса» царствовал вездесущий дефицит и промышленная убогость. В этом выпуске – устройство для открывания дверей машины зимой, средство контроля за аккумом и странноватый насос для перекачки горючего.

 

Устройство для отогрева замерзших замков

До эры распространения сигнализаций с центральным замком традиционные советские Москвичи, Жигули и Волги в большинстве случаев закрывались ключом вручную, а смонтированная на двери личинка замка просто заливалась водой осадков и брызг из под колес. Ночью прихватил морозец – и ключ в скважину уже не лезет, а если и лезет, то не проворачивается… В 90-е же, когда массовым стало воровство бензина из баков по ночам, многие обзавелись пробками бензобака, запираемыми ключиком – и неувязка, разумеется, коснулась и этих пробок. Но, непременно, замерзание личинок — не самая ужасная неприятность, тем более для наших рукастых протцов! Тем не менее, любителям максимального комфорта и упрощения жизни магазины предлагали любознательный гаджет, именуемый «Комбинированный прибор автолюбителя «Сулак», нареченный, видимо, в честь реки на Кавказе, соответствующей обилием гидроэлектростанций.

Девайсы советских автолюбителей
Приборчик имел вид большого брелока (правда, без возможности подвеса на связку ключей) и обладал смешным набором функций. Первая и основная – это, очевидно, отогрев замерзших замков в машине. Снутри гаджета устанавливались две пальчиковые батарейки, а снаружи имелась кнопка-движок. Перемещая кнопку повдоль по корпусу, вы выдвигали из устройства тонкий нагревательный стержень. Примерно за 30 секунд стержень набирал температуру около 50 градусов. Вставив его потом в личинку замка, можно было растопить лед, удерживающий штифты и цилиндр.

Девайсы советских автолюбителей

Вторая функция «Сулака» — фонарик. Простой, без рефлектора – из корпуса виднелась только пробирка 2,5-вольтовой лампочки. Для ее включения служила отдельная кнопка без фиксации. Яркости такого фонарика было полностью достаточно, чтобы подсветить ту же скважину, отыскать упавшую под ноги в салоне авто мелочь и так дальше. Ну и третья фишка – универсальность по-советски, как она есть! При необходимости девайс мог служить… простейшим тестером целостности электронных цепей. В комплекте к нему шел щуп с проводом, а на корпусе имелся наружный разъем для него. При подключении щупа прибор становился поочередно соединенными батарейкой и лампочкой, которая зажигалась, если исследуемая цепь проводила ток меж точками касания нагревательным стержнем и щупом.

Девайсы советских автолюбителей Девайсы советских автолюбителей

 Девайсы советских автолюбителей

Откровенно говоря, функция прозвонки в «Сулаке» очевидно была лишней, ибо сопливый проводок-щуп и контачил плоховато без толковой фиксации, и терялся повсевременно. А вот разморозка и подсветка – в самый раз! Вот только одна неувязка сводила на нет все достоинства…

На данный момент уже не все помнят, что в СССР пальчиковые батарейки АА были не много распространены, в отличие от батарей D-типа — 4,5-вольтовых «квадратных» и 9-вольтовых «крон». А если их удавалось приобрести, оказывались они, разумеется, не щелочными, а солевыми – с малой емкостью и слабенькой токоодачей. И хватало этих дефицитных батареек в режиме нагревателя (главном для этого девайса!), по-большому счету, на один раз…

Аккумуляторные пробки-ареометры

В русские годы стартерные аккумуляторы были страшным недостатком, и дабы увеличить срок их службы, ареометр для контроля состояния батареи имели многие достигшие технического просветления автомобилисты. С годами батареи стали доступнее, и камлание с бубнами вокруг их забылось. А упрощенный ареометр сегодня штатно встраивается вовнутрь аккумулятора в виде небольшого окошечка-глазка.

Вобщем, те, кто думает, что интегрированный ареометр являлся признаком современных привезенных из других стран батарей с 90-х годов, сильно ошибается! Индикаторы такового типа имелись на советских аккумуляторах и в 80-х, и в 70-х! Только знали о их не все, ибо были они элементом «тюнинга», а не штатной комплектации…  

Устройство под заглавием «Пробка-сигнализатор аккумуляторная» выпускалось промышленными мастерскими Клинского общества охотников и рыболовов (!) и продавалось в комплекте из 6 штук – по числу отсеков стандартного авто 12-вольтового аккумулятора. Старые аккумуляторы типа 6СТ-55 имели отдельные пробки на каждой из 6 своих банок — штатные пробки предлагалось поменять на сигнализаторные: выкрутить родные и вкрутить «кооперативные».  

Девайсы советских автолюбителей

Каждая пробка-сигнализатор представляла собой облегченный ареометр, причем сдвоенный! Под прозрачной крышечкой торчали два штырька – красноватый и зеленый. Первый показывал плотность – условную, очевидно. Полностью торчащий – плотность в норме: 1,27. Понизился либо утонул – плотность упала. Зеленый же отвечал за уровень; если понизился — необходимо долить дистиллированной воды! Мы проверили ретро-гаджет в стаканчиках с электролитом разной плотности, которую параллельно замеряли ареометром классической конструкции, и пробки показали достаточную для оперативного контроля банок точность!

Девайсы советских автолюбителей

Девайсы советских автолюбителей  

Девайсы советских автолюбителей

Назвать таковой аксессуар остро необходимым для каждого автолюбителя даже в советское время с его аккумуляторным недостатком можно едва ли… Впрочем, необходимо отметить тот факт, что по сопоставлению с современными «глазками» в батареях русские индикаторные пробки были реально информативными! Дело в том, что интегрированный «глазок» показывает плотность и уровень только в одной банке из 6, а про остальные пять он ничего не знает. «Тюнинговые» же пробки позволяли прямо, а не косвенно мониторить состояние всей АКБ в режиме реального времени.

Устройство для перекачивания горючего

 В те дальние времена, когда песенка мультипликационного щенка «Я обижен злой судьбой, ах, для чего я голубой?» воспринималась по-детски мило, термин «подсосать» был знаком практически каждому автолюбителю и не порождал скабрезный смех… Ввиду низкой плотности сети бензоколонок, а также отсутствующего иногда на них топлива, большинство автовладельцев в совершенстве обладало техникой «подсасывания», переливая бензин в обсохший бак из другого автомобиля либо из заранее сделанного запаса в канистре, заправляя мопеды и прочую бензотехнику.

Для тех же, кто не достигнул вершин в бензиновом дзене и утомился отплевываться от топливной вони, предназначались старенькые добрые шланги с «грушами» и такие странноватые девайсы, как найденный нами на пыльной гаражной антресоли «Бензосифон БС-12». Сие продкут производилось Юго-Камским машиностроительным заводом им. Лепсе – предприятием, основанным в 1746 (!) году, известным в СССР как изготовитель нефтепромыслового оборудования и уничтоженным «эффективными менеджерами» в 2000-х…

Девайсы советских автолюбителей

Прибор представляет собой топливный шланг с натянутым на его конец поршнем с отверстием, а также пластмассовый стакан, открытый с одной стороны и глухой с обратной. Свободный конец шланга опускался в донорскую емкость с топливом, а обратный, с надетым на него поршнем, направлялся в горловину 2-ой емкости, расположенной уровнем ниже. Затем стакан резко сдергивался с поршня, создавая разрежение и имитируя подсос шланга ртом. Далее топливо уже лилось самотеком, а шофер избавлялся от риска получить бензиновую отрыжку а-ля выброс старого сельского автобуса…

Девайсы советских автолюбителей

Конструкция устройства примитивная, но, как показал наш экспресс-тест, полностью работоспособная. Впрочем, ей не сравниться по удобству с более обычным топливным шлангом с грушей, так что «Бензосифон БС-12» все же стоит отнести к ведомству автомобильно-коммерческих курьезов, вызванных переориентацией промышленных заводов на товары народного потребления – имевших, но, некоторый успех у покупателей на почве полного советского дефицита…
<table=»no-border»>

Девайсы советских автолюбителейДевайсы советских автолюбителей

Девайсы советских автолюбителей 

ОпросЧего не хватает из этих девайсов лично вам?

Термо-брелок был бы очень кстати

Тюнинг аккума — вот это вещь!

Не понимаю, как я живу без маленького бензонасоса…

Мне такие гаджеты ни к чему

РезультатыPoll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

Тюнинг аккума — вот это вещь! 32%, 80 80 32% 32% от всех голосовМне такие девайсы ни к чему 31%, 78 78 31% 31% от всех голосовТермо-брелок был бы очень кстати 26%, 67 67 26% 26% от всех голосовНе понимаю, как я живу без маленького бензонасоса… 11%, 28 28 11% 11% от всех голосовВсего голосов: 25329.05.2019 × Вы либо с вашего IP уже голосовали. Голосовать Термо-брелок был бы очень кстати Тюнинг аккума — вот это вещь! Не понимаю, как я живу без маленького бензонасоса… Мне такие гаджеты ни к чему × Вы либо с вашего IP уже голосовали. Результаты

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *