Правительство РФ оставило для Haval всего 3 дня. Что дальше?..

Правительство РФ оставило для Haval всего 3 денька. Что дальше?..

Если за оставшееся на этой неделе время в Правительстве Рф не утвердят проект специального инвестиционного договора с китайским заводом «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус», консульство китайской компании «Хавейл Мотор Рус» и её завод, разумеется, будут менять бизнес-стратегию.

 

Для начала напомним, почему все автоконцерны, локализовавшие производство в России, так стремятся подписать с правительственными структурами особый инвестиционный контракт (СПИК). В 2012 году Наша родина вступила во Всемирную Торговую Организацию (ВТО), членство в которой подразумевает выравнивание прав для всех участников рынка. В плоскости рассматриваемого нами вопроса – это авто компании, локализовавшие сборку в РФ, и импортёры. До вступления в ВТО Правительство РФ поддерживало инвесторов через механизм соглашений о Промышленной сборке, базировавшихся на Постановлении правительства №166 от 29.03.2005 г, которое именуется «О внесении изменений в таможенный тариф Русской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки».

Эти договоры заключались меж предприятием-изготовителем (или инвестором) и Министерством экономического развития. В свою очередь Министерство индустрии и торговли согласовывало списки ввозимых через границу девайсов на которые взималась уменьшенная таможенная пошлина: заместо 25% — от 0 до 5%. Эта налоговая поблажка и была целью заключения договоров о промсборке. В свою очередь предприятие брало на себя обязанность по выходу на определённый уровень локализации, объёмов и т.д.

Правительство РФ оставило для Haval всего 3 денька. Что дальше?..

Слева – вправо: Генеральный директор ООО «Хавейл Мотор Рус» Чэн Сяогуан, Заместитель губернатора Тульской области Вячеслав Федорищев, директор завода Haval в Рф Чжан Цзюньсюе, Исполнительный директор ООО «Хавейл Мотор Рус» Жером Этого

После вхождения в ВТО Наша родина получила льготный период – шесть лет. За это время договоры о промсборке, заключенные до весны 2012 года, продолжали действовать. Но, необходимость в поддержке инвесторов от автопрома с тех пор не только не сошла на нет, но и заполучила новую остроту. Именно поэтому была выдумана схема Специнвестконтрактов, которые с одной стороны заключает Министерство индустрии, с другой – инвестор. Со стороны страны подписантов может быть несколько, скажем, ещё и правительство раздельно взятого региона, на территории которого и действует завод. В отличие от «промсборки», СПИК уже не может предоставить режим льготного налогообложения, а вот восполнить часть затрат постфактум – может. Для этого предусмотрен механизм выдачи Промышленных субсидий (ПС).

За эти ПС и бьются авто заводы. На сегодняшний день определились три группы авто инвесторов: в первую входят те, кто в одиночку либо коллективно уже заключил СПИК. Во-вторую – те, чьи спецпроекты уже одобрены междуведомственной комиссией. В июне это сито прошли поначалу «Соллерс» и «Тойота Мотор» (6 июня), потом (20 июня) – «Автотор», GM-Автоваз, «ПСМА» (Пежо-Ситроен-Мицубиси), VW, который работает сходу на двух сборочных площадках – в Калуге и на ГАЗе (тут идёт контрактная сборка Octavia, Kodiaq, тут же начнут собирать преемника Yeti – Karoq). Тех, кто находится на данный момент во второй группе в принципе можно поздравить – СПИК у их в кармане.

А сейчас давайте вспомним, как выглядит процедура прохождения СПИКа в Правительстве. Для начала инвестор должен заявку подать. Процесс этот сложный – задействованы в нём самые авторитетные в таких делах компании. Скажем, по данным нашего веб-сайта Kolesa.ru, некоторым из подписантов услуги по оформлению специнвестконтракта оказывала Ernst&Young. Стоимость вопроса колеблется в зависимости от нескольких причин, но может составлять около 15-20 млн рублей. Цифра – большая, но сходу скажем, здесь нет опечатки. Мы, естественно, не видели контрактов, однако несколько участников рынка называли нам похожие цены. Потом в Минпромторге созывается большое совещание, где участвуют представители Федеральной антимонопольной службы, Торгово-промышленной палаты, Научно-исследовательского института НАМИ, Министерства экономического развития, Министерства денег и другие. Собравшиеся заслушивают проект и заносят поправки и предложения. После этого соискатель корректирует заявку, согласовывая конфигурации со всеми «участниками соревнований». Иные компании проходят процесс согласования уже поданной заявки по нескольку раз. После того, как все претензии сняты, проект опять рассматривает межведомственная комиссия. Эта стадия – вынесение «на комиссию» и сопровождается одобрением СПИКа. Само по для себя «одобрение» это ещё не подпись под договором, но – тождественно подписи, которая после одобрения преобразуется по сути в формальность.

А сейчас мы подходим к самому интересному. Как мы писали ранее, летом Минпромторг останавливает не только приём заявок, но и их одобрение. На тех, кто уже прошёл финишную «комиссию», это не распространяется, в последней случае, для них зарезервируют номера договоров и поставят подпись задним числом. Об этом нам произнес наш источник, близкий к Минпромторгу. А вот те, кто не успел до 1 июля, имеют возможность начитать нервничать, особенно, если сумма инвестиций, как в случае с заводом «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус», выстроенном Great Wall на местности Технопарка «Узловая», составила 500 млн. евро. Исключить зависимость от ПС и встать в один ряд с соперниками китайцы могут лишь одним путём – доведя локализацию до 100%.

Правительство РФ оставило для Haval всего 3 денька. Что дальше?..

На данный момент на завод Great Wall в Тульской области интенсивно набирают персонал. На сайте HH.RU обнаруживаем несколько 10-ов вакансий. К примеру, оператор производственной полосы в цехе сварки, окраски или сборки сумеет заработать лишь «от 28 800 руб. до вычета НДФЛ»

Как гласил нам на открытии завода директор ХММР Чжан Цзюньсюе, локализация сборки на старте составила только 30%. При этом, в течение месяца должно заработать собственное штамповое создание, вероятно, уже с применением российской «кузовщины». То есть, до полной локализации – как до Луны. При этом, по пути к Луне объёмы продаж должны безпрерывно расти, для чего пока предпосылок, прямо скажем, мало.

Итак, приём заявок и их одобрение, по неким данным, прекращается 1 июля, стало быть, практически осталось три дня: среда, четверг и пятница, так как оставшиеся дни месяца – это выходные. Наши консультанты говорят, что вероятность одобрения китайского СПИКа – фактически нулевая. И сделают это под хоть каким предлогом. Как тут не вспомнить о нашей теории про антикитайское лобби в Рф! «Хавейлу» не помог не только топ-менеджер Китайской Компартии, Правительства и всего китайского народа Си Цзиньпин, который приехал в Российскую Федерацию в начале июня накануне Петербургского экономического форума, в том числе и для того, чтоб представить проект Great Wall лично Путину – что там Си Цзиньпин! Не выручил даже прошлый охранник Путина, а ныне – Губернатор Тульской области Алексей Дюмин.

Меж тем, унывать китайцам, конечно, не необходимо. Во-первых, в отличие от «промсборок», все условия по СПИКам – строго личные и, самое главное, почти секретные. Скажем, «Тойоте» разрешили не локализовать движки, всех остальных – обязали. Некоторые условия для специнвестконтрактов, к примеру, для завода Daimler в Московской области, и совсем формировал лично Путин, так что полностью может быть, китайский завод Great Wall под Тулой уже стал предметом торга в других сферах, коими автомобильные издания не занимаются.

Консульство «Хавейл Мотор Рус» отказалось от комментариев по этой ситуации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *