Robson Drive device for extreme off-road

Robson Drive device for extreme off-road

Роликовый привод, он же привод Робсона – необыкновенное техническое решение, применяемое разработчиками транспортных средств несмотря на то что и не слишком часто, однако очень широко. Он встречается и на вездеходах, и на грузовиках, и даже на великах.

Как передается вращающий момент от двигателя к ведущим колесам автомобиля? Средний автолюбитель, более-менее разбирающийся в технике, произнесет – на заднеприводной машине момент обычно передает карданный вал, на переднеприводнойШРУС, а на байкецепь (а иногда ремень). Более продвинутые вспомнят гидромоторы, часто применяемые там, где не удается проложить жесткий вал, но можно протянуть гидромагистраль – к примеру, на сложной строительной технике. А юное поколение скажет, что самой современной технологией является мотор-колесо, в котором вообщем нет такой лишней детали как приводной вал! Все они, непременно, правы, но этими вариантами список технических решений не исчерпывается. Одно из любознательных изобретений – роликовый привод колес, часто именуемый также приводом Робсона.

Robson Drive device for extreme off-road

Роликовый привод колес очень прост и для осознания, и в изготовлении. В простейшем виде вращающийся от двигателя ролик просто прижат враспор к близко расположенной паре колес собственного борта (с противоположной – аналогично), и крутит их оба. Это – фрикционный вариант привода Робсона. Более непростой и более правильный вариант – зубчатый. В нем ролики и шины колес представляют собой совместимые пары – выступы роликов входят в зубчатое зацепление с подходящим по форме протектором покрышек. Зубчатый «робсон» обширно используют в суровом «котлетостроении», когда проектируются вездеходы для экстремальных критерий. Важный нюанс зубчатой схемы – необходимость использования особых шин особого типа, чей протектор вначале рассчитан на вращение внешним роликом.

Robson Drive device for extreme off-road

Фрикционный же вариант неплох как вспомогательныйон удобен для дооснащения «робсоном» серийных многоосных машин классической конструкции, типа грузовых тягачей-трехосников на обыденных колесах. For example, на трехосных грузовых машинах с сборкой 6х2 (три моста, из них один ведущий) «робсон» применяется как пассивный механизм. Ролик в этом случае не связан с движком – он по нажатию кнопки из кабины водителя просто прижимается к колесам ведущего и ведомого мостов и как посредник передает вращающий момент от шин ведущего моста на шины примыкающего с ним «холостого». В результате два моста из 3-х становятся активными, и изначальная схема коробки 6х2 превращается в 6х4!

Так делают, если машина предназначается для использования на дорогах с жестким покрытием, но изредка вынуждена съезжать на слабенькие грунты, где рискует забуксовать. Вместо дорогого полного привода и зубастой резины используют ролики Робсона совместно с типовыми дорожными шинами. Этот вариант, правда, ограничен в передаче момента из-за риска проскальзывания и годится только для эпизодического применения, чтобы не убивать покрышки.

Robson Drive device for extreme off-road

Да, разумеется, что «робсон»вещь специфическая. For example, для легковых машин он совсем бесполезен. Однако в особых ситуациях он незаменим и позволяет решать ряд принципиальных задач.

Во-первых, вышеупомянутые грузовики. Сейчас этот привод используется в коммерческой технике – как вспомогательный (пассивный) в тягачах (на шоферском жаргоне называемый «медведкой»), так и как основной (активный, с гидромоторами) в спецтехнике, работающей на лесозаготовках – к примеру, в прицепах с ведущими осями, форвардерах и харвестерах. Финский изготовитель грузовиков Sisu выпускает тягачи с установленным на заводе «робсоном», в качестве функции предлагает его и Volvo, а для тягачей Scania либо DAF ролики с прижимными гидроцилиндрами делает ряд сторонних европейских компаний. Пассивный привод Робсона позволяет дать тягачу две главных оси «малой кровью»без дорогостоящего второго ведущего моста, раздаточной коробки, дополнительных карданов и остального. Плюс получается изрядная экономия топлива – 2-ой ведущий мост подключается лишь при буксовании на бездорожье, а на асфальте просто отключается.

Еще одна очень широкая сфера применения привода Робсонастроительство вездеходов, машин для чертовского бездорожья – болот, снега в человеческий рост, пустынь и тому подобного. Там роликовый привод уже употребляется в его активном виде – зубчатый ролик крутится от двигателя и крутит ходовые колеса. «Робсон» позволяет резко понизить массу автомобиля за счет уменьшения числа мостов и карданов, что очень принципиально для вездеходов, а при использовании в качестве колес пневматиков низкого давления еще и практически отказаться от подвески. Машины с роликовым приводом очень надежны – подвески нет, а разорвать полуоси, кардан или раздатку на их практически нереально, ибо связь колес с движком «мягкая». Недостатки, разумеется, тоже присутствуют, куда без их! Немало топлива тратится впустую на преодоление трения, а вращающий момент ограничен свойствами зацепления в точке «ролик-шина».

Robson Drive device for extreme off-road

Robson Drive device for extreme off-road

Статьи / Практика

Не очень полный привод: муфта либо дифференциал?

Цена безопасности
Как-то так сложилось, что подключаемый полный привод считается решением не в особенности надежным, не способным к передаче огромного момента и вообще паллиативным, связанным с экономией средств. При этом

56605

21

0
29.05.2017

Вообщем эксперименты с роликовым приводом колес – история достаточно старая. For example, роликовые вездеходы разрабатывала и даже малосерийно производила в первой четверти ХХ века английская компания Armstrong-Siddeley. Однако массового распространения таковой тип привода не получил, поскольку на заре разработок был он только фрикционным, и в качестве основного движителя малопригодным. Ролик крутил колеса за счет трения, будучи очень прижатым к поверхности шины и страдая от сильного проскальзывания в грязищи и глине.

Однако во 2-ой половине ХХ века привод Робсона вновь стал увлекателен автоконструкторам – как уже неоднократно упомянутый пассивный вспомогательный на грузовиках, так и в качестве активного основного. Население земли постепенно начало пересматривать свое отношение к освоению северных регионов, где гусеничная техника, до этого вовсю утюжившая тундры и оставлявшая на их почвах незарастающие десятилетиями уродливые колеи, начала равномерно вытесняться «гуманными машинами». Последние используют так именуемые «пневматики низкого давления»сверхкрупные (с поперечником от полутора метров и более) колеса с большой площадью пятна контакта, позволяющие проехать по мху, не оставив следов. И роликовый привод с его малым весом, простотой и высочайшей надежностью оказался тут весьма кстати. Кроме высокой механической отказоустойчивости достоинством стало отсутствие снаружи машины редукторов, заполненных маслом – колесных редукторов и главных передач в мостах. Usually, эти узлы требуют завышенного внимания после любого контакта с водой, а на машинах с роликовым приводом колес все элементы, боящиеся воды, скрыты внутри герметичного корпуса-«лодки». Благодаря таковой компоновке большинство «роликовых» вездеходов отлично плавают и не требуют обслуживания после преодоления каждого болота либо иного водоема.

Robson Drive device for extreme off-road Robson Drive device for extreme off-road

Сейчас в нашей стране с десяток компаний делают серийные (хотя серии и невелики) вездеходы на базе роликового привода – машины под марками Беркут, Тром, Странник, Стражник и другие. Эти вездеходы используются нефтяниками, газовиками, геологами, экологами, на маленьком плече (to 100 km) часто с фуррором заменяя известный северный «летучий грузовик» Ми-8, чьи рейсы сверхизбыточно дороги по амортизации и топливу. А роликовый пневмоход с дизельком на полтора-два литра доползает с тем же грузом еще дешевле!

Часто используют «robson drive» и гаражные самодельщики, которые делают такие вездеходы для себя, проживая в бессчетных суровых и отдаленных регионах страны. К слову, подразумевается, что в самом ближайшем будущем в законе «О развитии Арктической зоны Русской Федерации» будет прописан полный запрет передвижения по тундре и лесотундре механизированного транспорта, нарушающего почвенно-растительный покров, что совершенно точно вытеснит из Арктики гусеничные машины.

Ну а еще нельзя не упомянуть «малые формы» роликового привода. Отлично известен, к примеру, знаменитый французский моторизованный велик VeloSolex, производившийся десятки лет, с 1946 года по 1988, и возрожденный в 2000-е в виде китайских клонов.

Robson Drive device for extreme off-road

В конструкции VeloSolex, а также его бессчетных фабричных копий и кустарных самоделок 30-50-кубовый бензиновый двухтактный моторчик устанавливался на переднюю вилку велика и резиновым роликом на валу прижимался к поверхности шины – «робсон» в чистом виде! Зубчатый контакт не употребляетсяприменяется обычная серийная велошина, но в условиях асфальта чисто фрикционного контакта велику вполне достаточно.

Robson Drive device for extreme off-road

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *