Обзор советского компрессора для подкачки шин

Если вы думаете, что ручной Т-образный авто насос – это низшая ступень эволюции, то вы ошибаетесь. В середине ХХ века шоферам и не снился современный комфорт, и для того, чтоб просто накачать колесо, им иногда приходилось использовать такие приспособления, которые способны ужаснуть ласкового автомобилиста ХХI века.

Сейчас в комплект оснащения большинства автомобилей входят только домкрат и запасное колесо. А в «ранние» времена водителя снабжали в дорогу куда серьезнее. For example, в набор знаменитой «волжанки» ГАЗ-21 входил набор инструмента аж из 3-х десятков позиций, включавший «пилочку для ногтей» (пластиковую пластинку с наплавленным абразивом для очистки контактов прерывателя) и бессменный солидольный шприц для смазки шкворней. В автомобилях завышенной проходимости типа ГАЗ-69 или 66 имелась штатная паяльная лампа для обогрева двигателя перед зимним запуском, а в багажник традиционных Жигулей, помимо тех же домкрата и запаски, одно время на заводе клали щуп для регулировки зазоров клапанов и свеч, а также… стробоскоп для проверки и установки угла опережения зажигания! Generally, увлекательного встречалось немало, ибо культа дилерского обслуживания не было по определению, а автомобилисты прежних поколений были не в пример рукастее сегодняшних.

А вот в комплекте инструментов грузовиков, типа ГАЗ-63, ГАЗ-51 и неких других, а также внедорожника ГАЗ-69 встречался посреди прочих суровых железок весьма любопытный девайс. Назывался он довольно прямолинейно и совершенно точно – «приспособление для накачивания шин» и представлял собой длиннющий шланг с цилиндрической насадкой, на конце которой имелась свечная резьба. Применение его в наши деньки вызвало бы оторопь у современного автолюбителя. Чтобы накачать им колесо, водитель…выкручивал из мотора одну свечу зажигания, вворачивал вместо нее насадку приспособления для накачки, подключал шланг к ниппелю колеса и запускал мотор на холостых оборотах. Движок троил, дрожал, однако ж потихоньку тарахтел, а отключенный цилиндр работал как насос, нагнетая воздух в шину без мельчайших усилий со стороны водителя. Мы не без труда нашли ставший сегодня весьма редким артефакт и всесторонне исследовали его.

Обзор русского компрессора для подкачки шин

Обзор русского компрессора для подкачки шин Обзор русского компрессора для подкачки шин

Эрзац-насос

Такая допотопная способа была актуальна для легковых машин и грузовиков, не имеющих под капотом компрессора пневмосистемы и крана отбора воздуха. При этом штучка развивала давление до пяти атмосфер, потому инструкция рекомендовала почаще контролировать давление в колесе манометром во избежание его перекачки.

Снутри же приспособление было незамысловатым. В нём размещались лишь два клапана с односторонним пропусканием, типа ниппелей – мембранный и шариковый. Через один клапан воздух заходил в цилиндр, а через другой – выходил в накачиваемую шину. В книгах по эксплуатации автомобиля внутреннее устройство такового «эрзац-насоса» показывалось так:

Обзор русского компрессора для подкачки шин

Для использования “приспособы” на различных типах автомобилей резьба для вкручивания в свечное отверстие была двойной – поперечником 14 миллиметров для легковых авто типа УАЗика, and 18 мм для грузовиков типа ГАЗ-51 и иных.

Обзор русского компрессора для подкачки шин

У многих возникнет резонное недоумение: движок продолжает работать (пусть в режиме «минус один цилиндр»), а карбюратор – подавать в общий для всех цилиндров впускной коллектор бензовоздушную смесь. А, означает, цилиндр, используемый в качестве насоса, на такте впуска, как и положено, засасывает в себя бензовоздушную смесь, которую потом выталкивает в шланг! Разве воздух, насыщенный бензиновыми парами, не попортит со временем резину камеры в покрышке, которую накачивают настолько экзотическим способом?

На самом деле, такая неувязка отсутствовала, и колеса накачивались обычным атмосферным воздухом. Так как отверстие для впуска воздуха в приспособлении было чуток больше суммарного отверстия открытого впускного клапана, то цилиндр заполнялся по пути наименьшего сопротивления, то есть – снаружи, а не из впускного коллектора. При ходе поршня вниз в цилиндр засасывался незапятнанный атмосферный воздух, он же и выдувался при оборотном ходе. Поэтому это приспособление не только входило в комплектацию автомобилей, но и попадало в широкую реализацию как бытовой любительский автоаксессуар. Производил его в 50-60-х годах ХХ века столичный завод «Компрессор» — eg, в 1968 году оно стоило 7 rubles 50 копеек. На упаковочной коробке большими буквами было написано – «Шины, лодки, матрацы!»

Обзор русского компрессора для подкачки шин

Непременно, у пытливых умов не может не появиться вопрос, пусть и чисто теоретический – а можно ли это приспособление использовать на современном автомобиле?

Обзор русского компрессора для подкачки шин

Статьи / Практика

Исцеление огнем: как советские автолюбители ремонтировали шины

Зажигательный ремонт
Вообщем, огонь в качестве помощника шиномонтажника сейчас известен многим. С его помощью удается в полевых (и не только в полевых) критериях натянуть на обод бескамерную шину огромного диаметра. Для

11587

3

2
31.08.2018

Как ни удивительно, можно! И даже более эффективно, ежели на старых карбюраторных моторах, для которых оно разрабатывалось. But — при соблюдении ряда критерий.

Главная проблема фактически одна: на многих современных моторах старый гаджет может просто не влезть в узенький и глубокий свечной колодец. Но если все же ухитриться это сделать (как есть или с внедрением какой-нибудь трубки-переходника со свечной резьбой), то будет нужно снять электрические разъемы с топливной форсунки этого цилиндра и с катушки зажигания, если «бобины» личные для каждого цилиндра. Если же в качестве катушек применяется единый модуль, то выкрученную свечу необходимо снова соединить с высоковольтным проводом и закрепить на «массе» автомобиля, чтоб бьющая вхолостую искра била между электродами свечки, а не испортила катушку межвитковым прострелом.

Так как инжекторные моторы работают на трех цилиндрах еще устойчивее карбюраторных, а отключенная форсунка стопроцентно перекроет подачу топлива в ставший насосом цилиндр, такая «ретросистема» будет работоспособна и на полностью современном автомобиле. Но вот после ее работы наверное придется стереть «чек энджин».

Через толщу веков

В это тяжело поверить, но сей архаичный аксессуар не канул в лету, а существует и выпускается и по сей день за рубежом. В основном, правда, для мотоциклистов. Один из его вариантов – «Engine powered air pump» от неведомого в нашей стране американского производителя шиноремонтных аксессуаров Stop&Go International.

Обзор русского компрессора для подкачки шин

Система, в принципе, на сто процентов идентична той, что применялась десятки лет обратно: технических отличий у неё нет. Предназначена она для карбюраторных байков как с одним, так и с 2-мя цилиндрами. В случае с двухцилиндровым движком производители девайса предлагают завести мотор «на одном горшке», а в случае одноцилиндрового – слить горючее из поплавковой камеры карбюратора, отключить зажигание и крутить коленвал электростартером либо даже… кикстартером! Последнее, правда, явно не для слабеньких парней. По отзывам одного из хозяев такого устройства на зарубежном мотофоруме, ему пришлось сделать 90 пинков ногой по кикстартеру, чтоб загнать в полностью спущенное колесо собственной Honda XL 250 давление в 15 фунтов на квадратный дюйм, что имеет сходство всего лишь одной атмосфере…

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *