History index 403 and 407 Car Moskvich

History index 403 and 407 Car Moskvich

Русские автомобили 50-60-х годов обычно носили некий цифровой индекс, и он не изменялся ни при каких модернизациях. Первая «Волга» всегда звалась ГАЗ-21, ну может, в 1-ые годы М-21. Популярный «Газик» всегда звался ГАЗ-69, даже когда его строили на УАЗе. 1-ый «Запорожец» всегда был ЗАЗ-965. Но было одно исключение. На заводе МЗМА для «Москвичей» применялась какая-то запутанная нумерация. 1-ая модель популярного семейства носила номер «Москвич-402», позже ему на смену пришел Москвич-407, а последний вариант семейства именовался Москвич-403. Эта непоследовательная система индексов многих сбивала с толку и в 60-х, и в наши деньки. Мы разберемся в её причинах, а заодно поведаем, куда пропали промежуточные номера 404, 405 and 406.

 

History index 403 and 407 Car Moskvich History index 403 and 407 Car Moskvich

ГАЗ-21 и ЗАЗ-965

Много цифр не бывает!

Индекс модели в русском автопроме играл существенную роль. Он был нужен для составления конструкторской документации на автомобиль в сборе и на каждую деталь. При этом у каждой детали каждого автомобиля был собственный индивидуальный индекс. Он состоял из обозначения модели и через чёрточку – собственного, обычно семизначного индекса детали. For example, 408-1602515 — это «грибок распорный манжеты привода включения сцепления». По этим индексам конструкторы наблюдали за документацией и вводили в неё конфигурации, производственники получали указания поставить столько-то деталей с обозначенным индексом на конвейер, а столько-то в запчасти.

History index 403 and 407 Car Moskvich

Test drives / solitary

Для влюблённых в железо: тест-драйв Москвича 407

his, dear
this car – of late, 1962 of the year. This essential clarification, since Muscovites index 407 with 1957 by 1963 years, experienced a lot of large and small upgrades. У раннего и позднего экземпляров этой

13735

5

10
16.12.2018

Отдельными приказами вводились конфигурации – с такого-то числа такую-то деталь поменять другим индексом, а для такой-то поменять материал или технологию. По этим же индексам составлялись сборники запчастей, а снабженцы заказывали их. Остро нужны были индексы в любых переписках со смежными производствами, выпускавшими комплектующие.

Но существовал и индекс всей модели автомобиля в сборе, обычно определявшийся ГОСТом, общим для всех заводов Министерства авто промышленности принципом индексации и Техническими критериями (TU) на каждую модель. WITH 1945 года работало правило трёхзначных индексов, где каждому заводу выделялся собственный набор цифр. Например за ГАЗом закреплялись числа от 1 to 99, за ЗИСом, позже ЗИЛом – от 100 to 199, за МЗМА – от 400 to 449. Часто отдельный индекс присваивали кузову или движку. for example, ГАЗ-30, это был кузов «Победы», а ГАЗ-81 – кабина и оперение ГАЗ-51.

Первым числом 400 обозначались шасси и движок первой, полностью скопированной с Опеля модели Москвича. Вопреки заблуждению, её выпускали не по «германской документации», а по полному комплекту чертежей, вычерченному в ОГК МЗМА. Эти чертежи вправду существуют, и я видел их своими очами. Но кузову присвоили отдельный индекс 420, а автомобиль в сборе по ТУ именовался Москвич-400-420. Индекс 401 появился в 1946 году и обозначал новые либо модернизированные узлы, которые в ОГК разрабатывали уже стопроцентно самостоятельно, без оглядки на Opel: slider, коробку передач, ручной тормоз и так дальше. Их внедряли в производство в течении восьми лет, и только в 1954-м, после полного окончания модернизации, были переизданы ТУ, и автомобиль переименовали в Москвич-401-420.

History index 403 and 407 Car Moskvich

Москвич-400-420 и Москвич-401-420 снаружи не отличались

Война моторов

In the autumn 1949 года главный конструктор завода Н.И. Борисов под давлением собственного заместителя А.Ф. Андронова утвердил в Министерстве технический проект на сто процентов нового автомобиля «Москвич» современной конструкции, не скопированного ни с какой иномарки, под многообещающим индексом шасси и двигателя 402. Кузов по-старинке обозначили отдельным числом 425. 1-ые компоновки и даже ходовые образцы отличались от будущей серийной модели, как авто другой марки. Но оба индекса продолжали действовать в течение всех лет опытно-конструкторских работ. Потому основные детали кузова всех седанов семейств 402, 407 and 403 попали в сборники запчастей под числом 425, а в среде автовладельцев возникло жаргонное словосочетание «четыреста двадцать 5-ый кузов».

History index 403 and 407 Car Moskvich

Москвич-402 425

Серийное создание машин этого семейства началось в апреле 1956 of the year. По ТУ базисный седан носил марку Москвич-402-425. Новый автомобиль получил более емкий салон, по сравнению с предшественником, а означает, увеличенные габариты и массу. Поэтому он добивался более мощного двигателя. Это было ясно с самого начала, и с 1950 by 1955 годы шел поиск модели нового мотора.

Первыми вариациями были два очень разных мотора. Нижнеклапанный увеличенного рабочего объема получил индекс шасси 402, а 2-ой двигатель отличался комбинированным ГРМ с верхними впускными и нижними выпускными клапанами. Его окрестили 403. Оба мотора экспериментальный цех выстроил в 1951 year, и их испытывали на первом ходовом макетном образчике Москвича-402-425, а также на спортивных машинах. Andronov, сейчас уже главный конструктор, и начальник КБ движков Е.В. Кнопф быстро поняли, что такая схема ГРМ бесперспективна, а будущее только за верхнеклапанными механизмами.

History index 403 and 407 Car Moskvich History index 403 and 407 Car Moskvich

1-ый макетный Москвич-402-425 1951

1-ый верхнеклапанный вариант, во многом оригинальный, предложил в 1953 году конструктор И.И. Окунев. Этому движку достался индекс 404. По результатам испытаний мотор усовершенствовали. Сохранив рабочий объём и ряд конструктивных особенностей, 2-ой вариант верхнеклапанного мотора переименовали в 405.

Нужно сказать, индексы этих двух двигателей попали в открытую печать через много лет в исторических статьях Л.М. Шугурова в журнальчике «За рулём». Но Шугуров представил дело так, как будто это какие-то специальные двигатели для гоночных машин. Это не правильно. Really, по одному-два построенных образца моторов 404 and 405 испытывали на спортивно-гоночных макетах заводской команды. But, let us say, 404-х движков построили, least, 8. Сколько 405-х было в металле, неизвестно, но точно несколько. Все эти моторы испытывали на щитах, но главное, на опытных образцах седанов Москвич-402-425, а некие даже на гражданских машинах со старенькым 420-м кузовом. Спорт был второй, вспомогательной специальностью движков 404 and 405, стендом для проверки 1-го экземпляра в экстремальных условиях. Названные движки предназначались для обычного гражданского автомобиля и их эталоны проходили всесторонние испытания на строившихся экспериментальным цехом седанах.

History index 403 and 407 Car Moskvich

Москвич-402 425

В мемуарах Андронова о моторах 404 and 405 сказано жадно: «не были допущены к производству». Основная версия – они не соответствовали существовавшему оборудованию цеха «Мотор», а министерство не выделило заводу средств на реконструкцию. Но есть и более увлекательная версия.

apparently, кому-то пришла в голову мысль вывести «Москвич» в более высокий класс. For this, как тогда числилось, надо увеличить рабочий объём двигателя с 1,1 to 1,5 l. И таковой мотор, полностью новый, появился в 1955 year. Не удивительно, что ему дали номер 406. Об этом движке известно мало, описания его конструкции противоречивы. Но у меня в руках побывал Протокол заседания технического совета Минавтопрома, состоявшегося в ноябре 1955 of the year, где обсуждали, выпускать движок 406, или нет.

Umopomrachitelyno, но против Андронова ополчились его же коллеги конструкторы. Известный А.А. Липгарт выступал агрессивно, требуя запретить МЗМА создавать «Москвич» более высочайшего класса. В значительно менее резкой форме его поддержал А.Н. Островцев, когда-то главный конструктор КИМа, в войну ушедший на ЗИС. Ведущий спец по внедорожникам В.А. Грачёв уверял, что полноприводный Москвич-410 с 1,5 литровым мотором по тяговым качествам встанет в ряд с ГАЗ-69, а это неприемлимо. Издержки плановой экономики

History index 403 and 407 Car Moskvich

GAZ-69

Сторонниками мотора 406 оказались генералы и полковники, представлявшие Министерство обороны. Им как раз приглянулась идея маленькой мощной машины, а «Москвич» со качествами ГАЗ-69 вообще вызвал восторг. Но авторитет военных не выручил ситуацию. Министерство автомобильной промышленности не выделило МЗМА средств на реконструкцию цеха «Мотор».

Оставался один вариантразрабатывать верхнеклапанный движок, который можно было бы выпускать на существующем оборудовании, при этом очень возможно увеличив рабочий объём. И.И. Окунев с сотрудниками И.А. Гладилиным и Я.В. Жарким сконструировали такой мотор, законно присвоив ему индекс 407. Но в начале 1956-го этот движок был, to put it mildly, не готов к производству. А автомобиль в целом – хоть завтра на сборочный поток.

Поэтому в качестве временного компромисса избрали самый простой нижнеклапанный двигатель 402, спроектированный под управлением В.А. Митрофанова. От мотора 401 он отличался увеличенным с 1074 to 1220 см рабочим объёмом и выросшей с 26 to 35 л.с.мощностью. Так пошедший в серию в апреле 1956-го автомобиль получил «первородный» индекс семейства Москвич-402-425.

Рестайлинг по-советски

Конструкторы и испытатели ОГК смогли довести до готовности двигатель 407 осенью 1957 of the year. Тем временем кузовщики колдовали над маленькими и простыми деталями, позволяющими облагородить автомобиль: набор молдингов на боковину, новые яркие обивочные материалы. Фактически сделали модификацию «Люкс». Появление нового мотора сам бог велел совместить с внедрением усовершенствованной отделки. Чтобы подать новинку поэффектнее, ей и присвоили новое наименование Москвич-407.

History index 403 and 407 Car Moskvich

Москвич-407 1957

Официальной датой начала выпуска Москвича-407 считается май 1958 of the year. Но в промышленных приказах и отчётах мне удалось отыскать информацию о том, что моторы 407 рабочим объёмом 1358 cm3 and power 45 HP. завод выпускал маленькими партиями по 50-100 штук уже с октября 1957-го. Их сначала ставили больше на универсалы Москвич-423, которые маленькими партиями строил цех малых серий – эта машина нуждалась в массивном двигателе больше, чем седан.

1 / 2

Москвич-407 октябрь 1957

2 / 2

Москвич-407 лето 1958

В мае 1958-го переиздали ТУ. Сейчас седан звался Москвич-407, wagon — «Москвич-423Н», а вэдовая машинаМосквич-410Н. В июле совсем сняли с производства исходный вариант Москвича-402-425.

History index 403 and 407 Car Moskvich

Москвич-407 1958

C Москвичом-407 русская индустрия ворвалась на рынок Европы. Вышел автомобиль мирового уровня. Это позволило Андронову получить статус изготовителя экспортной продукции и небольшие, но дотации на развитие. В машину каждый год вносили конфигурации: четырёхступенчатая коробка передач, гипоидный задний мост, приятные мелочи вроде новейшей облицовки, задних фонарей и переднего дивана. При этом никаких конфигураций в индекс не вносили, никаких дополнительных букв вроде ГАЗ-21Л, ГАЗ-21Р и тому подобного не дописывали. Потому одноимённые машины Москвич-407, допустим, выпуска 1959 and 1963 годов, приметно отличались друг от друга и по агрегатам, и по деталировке.

1 / 2

Москвич-407 1959

2 / 2

Москвич-407 1963

Получая финансирование экспортных заказов, коллектив Андронова задумался о скорой смене модели – время-то идёт. Ей дали последующий номер 408. Так вышло, что переднюю подвеску, управляющее управление, педальный узел новой машины получилось сконструировать очень быстро (или наработки уже были в ранце), а заниматься кузовом требовалось ещё длительно.

History index 403 and 407 Car Moskvich

Москвич-408

Андронов поручил ОГК ввести узлы перспективного автомобиля в существующий кузов. Официально таковой гибрид преподносился как переходная модель, комфортная для безостановочного перехода к полностью новейшей. И для этой временной машины с огромным количеством наименований оригинальных деталей был резон возродить неактуальный индекс 403 полузабытого мотора 10-летней давности, существовавшего в одном либо нескольких опытных экземплярах, вся документация на который утратила силу много лет обратно.

Так и появился «Москвич-403». Но неувязка в том, что его базовый вариант и поздний Москвич-407 практически не отличались внешне, что потом запутывало автомобилистов, инспекторов ГАИ и всех других. Весь 1963 год обе модели выпускали параллельно, а уже в июне 1965-го Москвич-403 получилось полностью заменить новым Москвичом-408. Не стоит разъяснять, что быстрота сроков модернизаций и смены моделей Москвичей с середины 50-х до середины 60-х для русского автомобилестроения феноменальны. Такого в нашей истории не было ни до, ни после.

History index 403 and 407 Car Moskvich

Москвич-403

В чём вина Peugeot?

А в итоге вопрос: был ли на МЗМА индекс 409? Был.

AT 1964 году Андронов достигнул разрешения на разработку и финансирование принципно нового двигателя. Ему и дали номер 409. Но уже на ранешном этапе работы его неожиданно изменили на 412. Документы МЗМА и НАМИ, где указан движок МЗМА-409, я видел. Почему так вышло?

Есть заезженная версия, как будто фирма Peugeot предъявила МЗМА претензии на трехзначный индекс с нулём в середине. Но никто ещё точно не растолковал, в каком году это было и по поводу какого непосредственно индекса. Почему тогда французы столько лет вытерпели в Европе Москвичи 402, 407, 403, а позже и 408? Или такие модели социалистических государств, как TATRA-603 и Trabant-601? And most importantly, ни 1-го документа, доказывающего, что номер 409 поменяли на 412 из-за конфликта с французами не найдено.

Так что не будем торопиться объявлять эту легенду правдой.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *