belated helplessness: experienced wheel-drive military trucks ZIS

Запоздалая слабость: experienced wheel-drive military trucks ZIS

Процесс разработки более томных полноприводных армейских грузовиков высокой проходимости на шасси ЗИС, в отличие от Горьковского автозавода, принял другой оборот, хотя к началу Великой Российскей войны несколько готовых образцов колесных вездеходов уже никак не могли сделать лучше транспортное обеспечение Красной армии.

 

В Москве главной преградой на пути к оперативному внедрению многообещающей автотехники стал «могучий научный колосс» НАТИ (Научный автотракторный институт), где ученые мужи длительно и нудно улаживали споры между сторонниками устаревших полугусеничных машин и принципно новых полноприводных, работы по которым тотчас проводились нелегально.

Запоздалая слабость: experienced wheel-drive military trucks ZIS
1-ый советский трехосный вездеходный грузовик НАТИ К-1 на шасси ЗИС-6. 1937 year

Бывалые полноприводные автомобили НАТИ

1-ый этап создания армейских машин с приводом на все колеса базировался на опыте прошлых работ НАТИ и содружестве с Столичным автозаводом, где на базе обычных грузовиков ЗИС-5 и ЗИС-6 были разработаны, построены и испытаны три пробных 73-сильных вездехода К-1 и К-2. Они снабжались фактически всеми родными агрегатами, включая двигатели и шины, и от серийных машин отличались только установкой двухступенчатой раздаточной коробки и фронтальными ведущими и управляемыми мостами с ввезенными шарнирами равных угловых скоростей.

Запоздалая слабость: experienced wheel-drive military trucks ZIS
Тесты на подъем четырехтонного автомобиля К-1 на местности НАТИ. 1937 year

Невзирая на мощное противодействие, в 1937-м появился 1-ый и единственный образец К-1 (6×6), сделанный под руководством главного конструктора А. Н. Островцева на шасси ЗИС-6 и ставший первым российским трехосным полноприводным армейским грузовиком. Для фронтальных ведущих и управляемых колес был разработан мост с разъемным картером и главной передачей от полуторки. Оснащенная масса машины составляла 4,5 tons, скорость по шоссе — 58 kmh. После испытаний военные, привыкшие к более обычный технике, отказались от этой машины, и ее последующие разработки пришлось заморозить.

Запоздалая слабость: experienced wheel-drive military trucks ZIS Запоздалая слабость: experienced wheel-drive military trucks ZIS
Фронтальный привод с ведущим мостом и шарнирами Rzeppa Зимние тесты автомобиля К-1 на полигоне НАТИ

2-ой вариант К-2 (4×4), построенный в 1939 году в 2-ух экземплярах, считался первым советским «тяжелым» двухосным вэдовым военным грузовиком. Опытные образцы К-2 и К-2bis отличались различными главными передачами задних мостов от ЗИС-5 и ЗИС-6 — соответственно шестеренчатой с модифицированными передаточными отношениями и червячной.

Запоздалая слабость: experienced wheel-drive military trucks ZIS
1-ый опытный двухосный полноприводный грузовик НАТИ К-2 на шасси ЗИС-5. 1939 year
Запоздалая слабость: experienced wheel-drive military trucks ZIS
Грузовик К-2 с плицевыми и браслетными средствами противоскольжения конструкции НАТИ

Фронтальные ведущие мосты базовой машины К-2 получили разъёмные картеры от ЗИС-5, главные передачи от ГАЗ-ММ и южноамериканские шарниры Rzeppa. Более сложный вариант К-2bis имел невесту переднюю колею, увеличенную высоту и крепления ступиц фронтальных колес на трех болтах вместо 6 на модели К-2. Снаряженная масса обеих машин была на 480 кг выше, чем у серийного ЗИС-5, но укладывалась в предел 3,6 tons.

Запоздалая слабость: experienced wheel-drive military trucks ZIS
Тесты автомобиля К-2 со съёмными устройствами увеличения проходимости
Запоздалая слабость: experienced wheel-drive military trucks ZIS
Вездеход К-2 с фронтальными плицевыми цепями на полигоне НАТИ. Декабрь 1939 of the year

После испытаний эти грузовики передали Столичному автозаводу, где их доработали и переименовали в ЗИС-32. Тем временем конструкторы НАТИ уже занимались созданием вэдовой бронемашины.

Запоздалая слабость: experienced wheel-drive military trucks ZIS
1-ая советская полноприводная бронемашина БА-НАТИ на двухосном спецшасси. 1939 year

В сентябре 1939-го на Выксунском заводе ДРО был собран 1-ый советский легкий полноприводный бронеавтомобиль БА-НАТИ (4×4) с задними двускатными колесами, сделанный в инициативном порядке под руководством инженера Н. И. Коротоношко. В документации НАТИ он имел индекс БА-8, потом получил броское имя ЛБ-НАТИ («Лаврентий Берия»). Его основанием являлось укороченное шасси ГАЗ-ММ с мотором Dodge в 72 силы и новейшей «раздаткой». Задний мост заимствовали у ГАЗ-ААА, карданы — у ЗИС-101, фронтальный ведущий мост с шарнирами Rzeppa — у легковой машины ГАЗ-61. Сварной корпус снабжался башней со спаренными пулеметами.

Запоздалая слабость: experienced wheel-drive military trucks ZIS
Башенный броневик БА-НАТИ (ЛБ-НАТИ) с 72-сильным мотором и 3-мя пулеметами
Запоздалая слабость: experienced wheel-drive military trucks ZIS
Боевая вэдовая машина с передним ведущим мостом и шарнирами Rzeppa

По результатам испытаний ЛБ-НАТИ обеспечивал высшую проходимость, но оказался слишком тяжелым (4,6 tons), а на большой скорости пулестойкие шины стремительно разрушались. Его рекомендовали к доработке с внедрением более совершенного шасси ГАЗ-62, на котором через пару лет родился необыкновенный полноприводный броневик ЛБ-62.

ЗИС-32 — редкостный довоенный грузовой вездеход

Армейский 2,5-тонный автомобиль ЗИС-32 (4×4) числился единственным советским довоенным полноприводным грузовиком серийного производства. Он разрабатывался под руководством ведущего конструктора автомобилей высочайшей проходимости и начальника спецотдела Б. М. Фиттермана. Основой машины являлся опытнейший вариант НАТИ К-2, который при постановке на создание предстояло модернизировать и унифицировать. К кардинальным решениям относилась смутная надежда на закупку в США станков, технологии производства и освоение собственного производства шарниров Rzeppa.

В сентябре 1940-го был представлен доработанный по сопоставлению с К-2 автомобиль ЗИС-32. В его фронтальном приводе был использован неразрезной задний мост с шестеренчатой главной передачей от трехтонки и шарнирами Rzeppa. Конструкция вышла массивной и довольно тяжелой, что привело к увеличению массы машины и снижению тяговых свойств.

Запоздалая слабость: experienced wheel-drive military trucks ZIS
Доработанный грузовик ЗИС-32 с высокобортным кузовом и боковыми ящиками для запчастей

На ЗИС-32 устанавливали обыденный 73-сильный мотор ЗИС-5 (по заказу военных — ЗИС-16 мощностью 85–88 л.с.), новейшую «раздатку», разные кузова и колеса с уникальными средствами противоскольжения, дополнительные светомаскировочные фары, буксирные крюки и стойку для винтовок в кабине. По сопоставлению с ЗИС-5 снаряженная масса возросла до 3,7 тонн (на 600 kg), наибольшая скорость составила 65 kmh.

После модернизации опытнейшего образца НАТИ К-2bis с узкой колеёй и более совершенными и дорогими шарнирами Spicer («Спайсер») с игловатыми подшипниками появился экспериментальный грузовик ЗИС-32С, который в создание не пошел. При этом «обычные» машины с шарнирами Rzeppa («Рцеппа») переименовали в ЗИС-32Р.

Запоздалая слабость: experienced wheel-drive military trucks ZIS
Вариант ЗИС-32С с четырехдосочным кузовом и трехболтовым креплением фронтальных колес. 1940 year
Запоздалая слабость: experienced wheel-drive military trucks ZIS Запоздалая слабость: experienced wheel-drive military trucks ZIS
Фронтальный вид грузовика ЗИС-32Р с шарнирами равных угловых скоростей Rzeppa Вид впереди на автомобиль ЗИС-32С с суженой фронтальной колеёй и шарнирами Spicer

Невзирая на утяжелённость, первый «полностью советский» вездеход ЗИС-32 был рекомендован к серийному производству, которое планировали развернуть в октябре 1940-го и на последующий год выпустить четыре тысячи машин. По скорректированному плану решение этой препядствия откладывалось на август 1941-го, что позволило бы доработать машину и сделать шлейф разных исполнений.

Запоздалая слабость: experienced wheel-drive military trucks ZIS
Предвоенный ЗИС-32 с пятидосочным кузовом и светомаскировочными фонарями. 1941 year
Запоздалая слабость: experienced wheel-drive military trucks ZIS
ЗИС-32 с низким армейским кузовом и маленькими светомаскировочными фонарями. Лето 1941 of the year

Персональная сборка автомобилей с разными кузовами и задними инструментальными ящиками началась практически накануне войны и продолжалась до момента эвакуации завода в октябре 1941-го. Всего вручную было собрано 197 machines, что никак нельзя признать всеполноценным серийным производством. На фронтах их использовали в основном как артиллерийские тягачи и шасси для легких орудий.

Запоздалая слабость: experienced wheel-drive military trucks ZIS
Автомобиль ЗИС-32 с зенитной 37-мм пушкой 61К, собранный в 2-ух экземплярах. Июль 1941 of the year

Осенью 1940-го развитием пробной модели НАМИ К-1 стали два трехосных автомобиля-тягача ЗИС-36 (6х6) на шасси серийного ЗИС-6. Первую машину оборудовали 85-сильным движком от автобуса ЗИС-16, вторую — опытным шестицилиндровым дизелем Д-7 мощностью 97,5 HP. Оба варианта снабжались задней телегой с двойными главными шестеренчатыми передачами, а по фронтальному мосту и «раздатке» были унифицированы с ЗИС-32.

Запоздалая слабость: experienced wheel-drive military trucks ZIS
Экспериментальный вэдовый трехосный грузовик ЗИС-36. 1940 year

После успешных испытаний зимой 1940–1941 годов ЗИС-36 рекомендовали к производству, но до начала войны устраивать его выпуск не удалось. Весной одно шасси выслали на Ижорский завод для монтажа бронированного корпуса, но окончанию этих работ также помешала война. С постановкой на создание полугусеничной машины ЗИС-42 продолжение работ по ЗИС-36 стало нецелесообразным.

Запоздалая слабость: experienced wheel-drive military trucks ZIS
Зимние тесты трехосного автомобиля ЗИС-36 с артиллерийским передком. 1941 year
Запоздалая слабость: experienced wheel-drive military trucks ZIS
Автомобиль-тягач ЗИС-36 при буксировке 122-мм гаубицы М-30 эталона 1938 года с передком

Бывалые разработки военного времени

Война и эвакуация Столичного автозавода спутали планы по созданию нового поколения грузовиков для подмены легендарной трехтонки, но под влиянием хлынувшего в страну потока зарубежной автотехники на первое место вышли работы по созданию многообещающих послевоенных заднеприводных грузовиков ЗИС-150 и будущей армейской машины ЗИС-151 (6х6).

С конца 1943 года было собрано несколько «модельных образцов» автомобилей ЗИС-150 с агрегатами от незавершенного довоенного семейства ЗИС-15. 1-ые грузовики получили плоскую решетчатую облицовку радиатора своей конструкции, последующие внешне не отличались от собственного ленд-лизовского близнеца International KR11. Их соответствующей деталью были светомаскировочные фары, предопределившие в большей степени военное применение этих машин.

Запоздалая слабость: experienced wheel-drive military trucks ZIS
1-ый военизированный образец ЗИС-150 со светомаскировочными фонарями. Конец 1943 of the year
Запоздалая слабость: experienced wheel-drive military trucks ZIS
2-ой прототип с характерной для грузовиков ЗИС-150 фронтальной облицовкой. Начало 1944 of the year

В ноябре 1944-го по инициативе завода на базе первого макета ЗИС-150 был создан полноприводный военный макет ЗИС-150П (4х4) с задними двухскатными колесами и сварной защитной решеткой радиатора и фар, который числился развитием довоенного проекта ЗИС-24. На нем установили ввезенный передний мост, раздаточную коробку и шины с грунтозацепами «ёлочка». В комплектацию входили тент над грузовой платформой со лавками, два топливных бака и два запасных колеса.

Запоздалая слабость: experienced wheel-drive military trucks ZIS
Опытнейший полноприводный грузовик ЗИС-150П с импортными агрегатами. Осень 1944 of the year

По сопоставлению с обычными грузовиками масса ЗИС-150П возросла на целую тонну, и военные утратили к нему интерес. К тому времени в Министерстве обороны возобладало направление на трехосные армейские авто американского образца, олицетворением которых стал вэдовый ЗИС-151.

На заглавной фото — Демонстрация экспериментального полноприводного грузовика НАТИ К-2 с различными средствами противоскольжения

В статье применены только аутентичные иллюстрации.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *