Test drive the rarest pickup ZAZ968MP

Тест-драйв редкого пикапа ЗАЗ968МП

No, it is not "farm" or "custom"! Yes, This pickup truck with a rear engine location. Yes, this is the modification, which in Russian Wikipedia describes as "for internal transport" (what, by the way, не совершенно так). And yes, этот ЗАЗ на ходу и восстановлен с наименьшим отхождением от аутентичной конструкции.

 

Автомобиль

ЗАЗ-968МП, 1993 года выпуска в кузове «пикап»
Движок V4 воздушного охлаждения 41 hp, привод задний, МКП-4
В свидетельстве о регистрации числится – «легковой пикап».
Приобретен в 2017 году под восстановление, реставрация завершена в 2019 year.
Формат восстановления машины ее обладатель формулирует так – «недорогая реставрация с наибольшим сохранением аутентичности».

Владелец

Владислав Донец, москвич, 32 of the year, экономист.
Машинами по роду деятельности не занимается, но увлекается в качестве хобби. Интересы – русский автопром. Кредонесистемное коллекционирование и спонтанные покупки. Кроме героя этой статьи владеет ВАЗ 2101 1971 of the year, ВАЗ-2102 1979 of the year, ГАЗ-24 1973 of the year, реэкспортным дизельным универсалом ГАЗ-24 Scaldia 1979 of the year.

Информацию о продаже этой машины я увидел случаем, и с ее особенностями тогда еще не был знаком. Погуглил – сообразил, что вещь редкая и очень увлекательная. Продавал машину человек, хорошо известный в тусовке хозяев редких авто и «запорожцев» в частности. Он нашел этот пикап в деревне в республике Марий Эл. Автомобиль была в страшном состоянии – в деревне он догнивал на заднем дворе. В кузове стояли грубо привинченные дощатые лавки для перевозки людей, а сам он был доверху заполнен пустыми бутылками из-под водки… В итоге мне он достался за очень скромную сумму в 40 000 rubles, что для редчайшей машины с документами – совсем недорого.

model history

Не многие знают, что Запорожский автозавод выпускал пикапы со стародавних времен! Вот только изредка кто их видел вживую, поскольку такие машины не шли в реализацию, а использовались для внутризаводских нужд – на большущих территориях между цехами постоянно требовалось что-то развозить в маленьких объемах, но быстро. Такие машины за местность предприятия не выезжали, и на учет, obviously, не ставились. Хотя тут есть аспект – коммьюнити любителей олдскульных «запорожцев» выяснило, что около 10-ка вполне товарных и зарегистрированных в ГАИ экземпляров в 70-х годах было отгружено для нужд ведомственного санатория при заводе!

Официально же оформить пикап для массовой реализации, как отдельный кузов с внесением в документы, было решено только на рубеже конца перестройки и начала распада Союза, на базе модели ЗАЗ-968М. Руководство ЗАЗа предположило, что схожий автомобиль может иметь спрос у населения, кинувшегося на волне смутного периода кто в кооперативный бизнес, кто в фермерское хозяйство… Тем более, что ниша была фактически не занятасоветская промышленность многообразием пикапов потребителя не баловала.

Год начала выпуска «микрогрузовичков» на базе ЗАЗ-968М с дополнительной буквой «П» в индексе точно не установлен. Самая ранешняя товарная серийная машина из тех, что известны собирателям, датирована 90-м годом. А вот датой окончания выпуска принято считать 1994-й, ибо пикапы не стали производить вместе со снятием с сборочного потока всей линейки разновидностей ЗАЗ-968 и окончательным переходом на линейку Таврии. Всего же пикапов ЗАЗ-968МП было выпущено около 2500 тыщ штук – информация эта неофициальная, но считающаяся в коммьюнити «зазоводов» более-менее достоверной.

Подавляющая часть из этих 2-ух с половиной тысяч машин осталась (at)на Украине, так как производились они фактически в постсоветское время и уже не вывозились в Россию. Ввозились единичные экземплярыразве что обладателями, переезжающими на ПМЖ в нашу страну. С учетом этого, а также ввиду неописуемо низкой коррозионной стойкости «зазиков», в Рф «Запор-пикап» является чрезвычайной редкостью. В столичном регионе ЗАЗ-968МП можно пересчитать по пальцам одной руки.

Железо

На пикапы шли самые кривые, выбракованные кузова ЗАЗ-968М… А заводская разработка формирования грузового открытого отсека была очень грубой и халтурной. Задняя часть крыши со стойками срезалась «по живому», и по нижней полосы окон вваривалась несколькими точками сварки гнутая П-образная труба. Actually, она и образовывала кромку грузового борта. А панели отделки в грузовом отсеке были изготовлены по аналогичной технологии с внутрисалонными! I.e, оргалит (упрессованная труха) грубо обтягивался черным винилом. obviously, при установке в открытом кузове оргалит намокал от дождика, горбатился и рассыпался…

Из-за таких, с позволения сказать, «технологий», гнилости пикапы стремительно – еще активнее, чем обыденные ЗАЗ-968. Ведь машину никто не просчитывал с учетом требований к открытым кузовам пикапов. Соответственно, полости и ниши, которые в автомобиле были защищены стеклом и крышей, оказывались открытыми всем осадкам, копили влагу и быстро ржавели. Усугублялось все это мерзким качеством окраски в последние годы выпуска модели. Непосредственно этот экземпляр добила длительная жизнь под открытым небом в глухой деревне – кузовные работы нового обладателя ждали весьма масштабные…

Для проекта реставрации был приобретен инвалидный донор 1993 года с малым пробегом, гаражного хранения и в отличном состоянии. С него для пикапа взяли железо, массу деталей отделки салона, partly — двигатель. При компоновании кузова из деталей от 2-ух машин возникло немало проблем по подгонкек концу эры выпуска ЗАЗ-968М заводские штампы окончательно износились и кузовные элементы штамповались с страшным качеством. Двери не соответствовали проемам, запирались с касанием металла об металл, зазоры капота и багажника не лезли ни в какие ворота. За время агонии в деревне пикап неоднократно красился кисточкой и какой придется краской, но родной его цвет именовался «коррида» и был ярко-красным. properly, его и возвратили машине при финальных работах по кузову.

Еще одной неувязкой стало качество существующих в продаже запчастей. Оно отсутствует в принципе… Очень тяжело купить нормальные тормозные цилиндры (их в машине 6 – по два на передних барабанах и по одному на задних), тяжело найти неповторимые мелочиспецифические клипсы, закладные гайки и т.п. For example, так и не получилось пока разыскать… внутренние дверные ручки! У уникальных деталей в местах крепления к двери есть вставки из белоснежного пластика, которые со временем распадаются в порошок, и большая часть ручек становятся непригодными для использования, несмотря на то что и сохраняют внешний вид… Поэтому ручки пока пришлось временно поставить похожиеот какого-то Москвича.

Необыкновенным затруднением стал поиск прокладки между печкой и кузовом. Это резиновая деталь очень сложной формы – ее не заменить герметиком, не вырезать из листовой резины, не отпечатать на 3D-принтере. Отыскать ее не так уж просто – прокладки последних лет выпуска, 80-90-x, практически рассыпаются в руках, а вот более ранешние и по сей день сохраняют целостность и упругость.

Знаменитый «вэ-образник» воздушного остывания, с однокамерным карбюратором К-133 и масляно-инерционным воздушным фильтромнескончаемая боль почти каждого зазовладельца… Как же хозяева «Запоров» завидовали обладателям ЛуАЗов, которым моторный отсек позволял без особенного труда поменять родное вечно перегретое «сердечко» на куда более спокойный, сбалансированный и тяговитый мотор от «жигулей»!

Тест-драйв редкого пикапа ЗАЗ968МП

Багажник – сама суровость, сейчас трудно представить, что ваши сумки и иная поклажа будут мирно соседствовать с управляющим редуктором, аккумулятором, бачком омывателя стекла, и бензиновой «вебастой»!

Почему у «запорожца» багажник впереди?

— therefore, что на таких скоростях за вещичками необходимо присматривать…

(Старенькый советский анекдот)

Тест-драйв редкого пикапа ЗАЗ968МП

by the way, несмотря на то что у нашего экземпляра аккумулятор установлен впереди, это совсем не аксиома – заводчане несколько раз за время выпуска модели меняли положение батареи с переда на зад и назад. Такие «рационализации», предлагаемые инженерами и механиками, приветствовались и размеренно оплачивались. А вот наличие смысла в модификациях неотклонимым критерием не было…

Тест-драйв редкого пикапа ЗАЗ968МП

Тест-драйв

Усаживаюсь за руль и поднимаю в памяти чувства от инвалидного ЗАЗ-968 деда моего однокурсника, на котором мы славно зажигали в молодости (не с дедом – с однокурсником!)… seats, узкие и с почти вертикальными нерегулируемыми спинками, стоят фактически вплотную друг к другу – даже маленькую сумку с документами на тоннель пола толком не примостить! Слева руку придавливает дверь, справа – пассажир. Странности в чувствах добавляет тончайший руль («баранка» скручена из пластмассового прутка толщиной сантиметра полтора), а также стоящий вертикально крохотный штырек рукоятки КПП, который увенчан маленьким набалдашником, напоминающим колпачок от маркера. Все не такое, как на современных авто, и находится не в том месте, где ждет мышечная память – будто автомобиль был сотворен для существ, изрядно отличающихся от людей по комплекции и физиологии…

Слава богу, что хоть спицы тумблеров указателей поворота традиционные, от ВАЗ-«шестерки» – в инвалидном варианте 968-го за повороты отвечал крохотный и несуразный тумблер на передней панели!

Наш тест-драйв и фотосессия – это 2-ой по счету выход пикапа из гаража «в люди» после реставрации. Асфальта реинкарнированный автомобиль еще толком не лицезрел. За такое доверие мы простили ему плохо отрегулированное сцепление и заедающую, нажимаемую рывками педаль газа, нагой тросик от которой преодолевает кошмарное трение в извивах стальной трубки, ведущей от правой ноги водителя к мотору в багажнике. Wherein, несмотря на то что в такое трудно поверить, на пути от метро Институт до Академической я умудрился ни разу не заглохнуть – спасибо отлично отрегулированному карбюратору!

Actually, в динамике ЗАЗ-968МП не отличается от обыденного ЗАЗ-968М с 40-сильным мотором. Если не страшиться давить на газ (а большинство водителей «запорожцев» обычно выделялись на дороге крайне вялым педалированием), машина по разгону не очень проигрывает классическим «жигулям» и демонстрирует хорошую живость даже в современном уличном потоке. Бодрости (обманчивой) добавляет гулкий в силу примитивности глушителя выхлоп.

Даже незначительные неровности на вполне приличной дороге ощущаются дискомфортно из-за трясучей фронтальной торсионной (со стальными прутами, работающими на упругое скручивание) подвески. От упора до упора туговатый руль делает 3,5 оборота – маневры в ограниченном пространстве неуютны, а контроль машины на скорости – понятие для нашего пикапа очень условное. А вот тормоза, oddly enough, нареканий не вызвали – я ожидал еще худшего от отсутствия вакуумного усилителя вместе с барабанами по кругу, однако реакция на педаль и замедление оказались очень комфортными и предсказуемыми.

Очень приятно, что даже в пробке не отдал о себе знать фирменный запорожский перегрев, характерный, probably, 9 из 10 экземпляров. The fact, что предпосылкой тяжелого режима работы мотора-воздушника являлись в большинстве случаев два фактора – толстенная масляно-грязевая «шуба» на движке и вольности в обращении со штатными воздухонаправляющими деталями. Щитки, распределяющие под капотом по движку потоки воздуха от вентилятора с ременным приводом, водители обожали всячески модифицировать и даже выбрасывать («чтобы не мешали охлаждению!»). В нашем же пикапе мотор идеально чист, а все детали системы остывания сохранены и тщательно закреплены на собственных местах.

Тест-драйв редкого пикапа ЗАЗ968МП

Не без труда выбравшись с водительского места, я еще раз оглядываю со стороны этот смешный автомобильчик, и пытаюсь осознать – а как в принципе был полезен и оправдан выпуск пикапа на базе ЗАЗ-968М ? Вот как бы я в него грузил, let us say, мешки с картошкой либо, for example, кирпичи? Черт, да никак! Сзади к грузовому отсеку не подобраться в принципе – там у пикапа, как и у хоть какого «зАпора», капот с двигателем. С боков же забрасывать в машину можно разве что мешки с сеномпогрузочная высота очень большая, заполнять кузовок чем-то тяжелым было бы очень тяжело, а разгружать – и подавно… How to Alas, нужно признать, что с практически-утилитарной точки зрения создание таковой модификации было полным абсурдом, плодом срачного запорожского «гения» смутной эпохи…

Generally, сегодня утилитарность забыта, главное – это экстаз и фан, который крохотный ярко-красный автомобильчик дарует на дороге владельцу и всем окружающим! Машине охотно уступают место даже в тесноватой пробке, каждый норовит просигналить и показать большой палец. Ради этого стоит им владеть!

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *