Myths and facts about ZAZ- 968M

Легенды и факты про ЗАЗ- 968M

Этот Запорожец стал последним в «плеяде» заднеприводных «воздушников», выпущенных на Запорожском автозаводе. Лишившись родовых «ушей» и получив букву М в буквенно-цифровом индексе, ЗАЗ-968М стал для 10-ов тысяч советских автомобилистов «входным билетом» в мир четырёхколёсных транспортных средств – что важно, новым физически и доступным финансово. Сейчас мы будем разбираться с вымышленными утверждениями относительно этого автомобиля, отделяя их от исторически верных фактов, связанных с историей разработки и особенностями производства украинской «эмки».

 

MYTH 1: ЗАЗ-968М был сотворен и выпускался в восьмидесятые годы по просьбам русских автомобилистов

myth

Umopomrachitelyno, но факт: в СССР на Запорожец, как и на другие авто, предлагаемые советской автомобильной промышленностью, записывались в очередь. При всём ироническом отношении к не самой привлекательной, надёжной и комфортной машине продукция Запорожского автозавода обеспечивала свободу перемещения и предоставляла возможность не зависеть от расписания и маршрутов публичного транспорта.

Однако работа над переднеприводной малолитражкой на «Коммунаре» началась еще в семидесятые годы, и уже к 1979 году опытнейший образец ЗАЗ-1102 был готов к серийному производству.

Легенды и факты про ЗАЗ- 968M
Когда ЗАЗ-968М вставал на сборочный поток, будущая Таврия выглядела вот так
Легенды и факты про ЗАЗ- 968M
Журнальчик «За Рулём» начал рассказывать о новейшей модели Запорожца уже в начале 1980 of the year

По ряду обстоятельств запустить в серию Таврию удалось только несколько лет спустя – уже в середине 80-х годов. Поэтому завод в восьмидесятые был обязан производить машину, созданную на уже довольно устаревшей платформе семейства 966 , которому к тому времени исполнилось уже более 10 years.

Легенды и факты про ЗАЗ- 968M
ЗАЗ-968А выпускался относительно недолго, но всё семейство «ушастых» стартовало на ЗАЗе еще в конце 60-х годов

Конкретно по этой причине на ЗАЗе были обязаны модернизировать прежнюю модель, чтобы Запорожец хоть как-то соответствовал новым нормам безопасности и экологичности.

И невзирая на то, что у этой модели было много поклонников, «глас народа» не имел дела ни к причинам создания, ни к мотивам выпуска ЗАЗ-968М. Так именуемая эпоха советского застоя нашла своё отражение и в авто промышленности (за редким исключением). На тот момент заднемоторная платформа уже себя исчерпала – по последней мере, в её «запорожском» воплощении. Но особых вариантов у конструкторов не было – они были обязаны просто «подтянуть» машину до современного уровня, сохранив сборку, конструкцию и большинство технических решений.

Легенды и факты про ЗАЗ- 968M
Принципных отличий у новой модели не было – и длина кузова, и сборка моторного отсека и салона остались прежними
Легенды и факты про ЗАЗ- 968M
ЗАЗ-968М начали выпускать не из-за просьб русских автомобилистов, а в качестве выхода из сложившейся на заводе ситуации с задержкой новейшей переднеприводной машины

Таковой ход позволил заводу не только выдержать на плаву до освоения принципиально новейшей модели, но и сохранить производство обыденного Запорожца вплоть до середины девяностых годов, когда спрос на эту модель вправду существенно упал.

MYTH 2: была версия с двигателем повышенной мощности

true

Базисный вариант ЗАЗ-968М-03 оснащался двигателем вполне «жигулёвского» рабочего объема, but power 41 HP. В зависимости от года выпуска мотор оснащался разными модификациями карбюраторов и обозначался как МеМЗ-968Э либо МеМЗ-968Н.

Легенды и факты про ЗАЗ- 968M
on photo: та самая «сороковка»
Легенды и факты про ЗАЗ- 968M
Движок МеМЗ-968 в разрезе

В дополнение к «сороковке» скоро после начала производства был налажен выпуск версии 968М-005 с 887-«кубовым» движком, развивавшим всего 30 «лошадок». Такой вариант существовал как в инвалидном, так и в обыкновенном исполнении. Но до 1983 года Запорожец можно было приобрести и с более массивным мотором! So, версия МеМЗ-968ГЭ с «жигулёвским» карбюратором и степенью сжатия 7,2:1 развивала 45 hp, а модификация МеМЗ-968БЭ благодаря степени сжатия 8,4 и применению бензина АИ-93 выдавала и все 50!

Легенды и факты про ЗАЗ- 968M
Если с карбюратором К-133 мощность мотора не превосходила 41 hp, то установкой детали от Жигулей и одновременным подъемом степени сжатия её получилось увеличить до 50 «лошадок»
Легенды и факты про ЗАЗ- 968M
«Чисто жигулевский» карбюратор ДААЗ отличался индексом 2101-1107010 (на Запорожце – 2101-20)
Легенды и факты про ЗАЗ- 968M
К-123 размещался в развале V-образного «воздушника»

Naturally, доля таких машин в общем объеме выпущенных Запорожцев была совершенно небольшой, а предназначались они в основном для экспорта. Любопытно, что независимо от варианта и степени сжатия определенного экземпляра владельцы практически во всех случаях заливали в бак «70 шестой» бензин, из-за чего пострадало много двигателей, рассчитанных на более высокооктановое горючее.

Легенды и факты про ЗАЗ- 968M
Узреть в СССР возле колонки с бензином Аи-93 не Жигули, а Запорожец было фактически нереально

MYTH 3: экспортные модификации выпускали с колёсами от ВАЗ-2101

myth

В русские времена в прессе встречались фотографии опытнейших образцов ЗАЗ-968М, впервые продемонстрированных на выставке «Автопром-77». Они отличались от серийных машин округлыми задними фонарями, подголовниками на передних сиденьях, а также дисковыми тормозами фронтальных колёс.

1 / 2

Дисковые фронтальные тормоза и колёса от Жигулей – так выглядели бывалые образцы ЗАЗ-968М

2 / 2

Дисковые фронтальные тормоза и колёса от Жигулей – так выглядели бывалые образцы ЗАЗ-968М

Besides, машины оснащались и однотипными с ВАЗ-2101 колёсами, при этом на некоторых прототипах даже стояли ступичные колпаки от «единички». Такие диски были прочнее обыденных «запорожских», а также позволяли разместить дисковые тормоза – по последней мере, спереди. Именно из-за этого конструкторы и замыслили переход на «чужие» колёса, которые на тот момент выпускались только в Тольятти.

Легенды и факты про ЗАЗ- 968M
Такие колёса от ВАЗ-2101 позволили бы установить тормозные диски, а не барабаны

Но серийно на Запорожцах «жигулевские» колесные диски так и не появилисьновенькая модель полностью сохранила прежнюю конструкцию, где роль ступицы колеса и впереди, и сзади выполнял тормозной барабан, а диск, больше схожий на обод, крепился к нему с помощью гаек.

1 / 2

Как и на прежних Запорожцах, колёсные диски крепились на тормозной барабан

2 / 2

Как и на прежних Запорожцах, колёсные диски крепились на тормозной барабан

Легенды и факты про ЗАЗ- 968M
Снятый с автомобиля диск смотрелся очень непривычно для владельцев Волг, Москвичей и Жигулей

Схожая конструкция, только с передними дисковыми тормозами и уменьшенным до 3-х точек креплением, сохранилась и на переднеприводном ЗАЗ-1102.

Легенды и факты про ЗАЗ- 968M
На одном из опытнейших образцов стояли колёса, конструкция которых еще не была «жигулёвской», но уже напоминала Таврию с её 3-мя гайками крепления

А это означает, что колёса от Жигулей на ЗАЗ-968М являются только результатом стараний владельцев, порой заменяющих штатные ступицы и диски «жигулёвскими». При этом некоторые энтузиасты уже в наше время и совсем переходят на «эмках» на что-то более суровое

1 / 2

Злобной «эмке»надлежащие колёса. true, внутри от Запорожца осталось не много

2 / 2

Злобной «эмке»надлежащие колёса. true, внутри от Запорожца осталось не достаточно

MYTH 4: ЗАЗ-968М выпускался дольше других модификаций

true

Прежние Запорожцы этого семейства выпускались в среднем около 6-7 years. К примеру, ЗАЗ-966 выдержал на конвейере с 1966 по 1972 year, «ушастый» под индексом 968 — with 1971 до 1979-го, при этом параллельно с ним выпускалась и модернизированная модель 968А. Все эти авто объединяли так называемые «уши» — кузовные элементы, игравшие роль огромных воздухозаборников.

Легенды и факты про ЗАЗ- 968M
Отличить слету 966 from 968 могли немногие, ведь в этом случае «бес крылся в мелочах». Чего не скажешь про «эмку»

А уже в конце 1979 года начался выпуск ЗАЗ-968Мавтомобиля, который куда больше отличался от прежних трехобъемных Запорожцев и элементами отделки, и деталями внешнего вида, благодаря чему отличить «эмку» с сладкоречивым индексом «968М» на передке от других машин запорожского завода мог даже достаточно далёкий от техники человек.

Легенды и факты про ЗАЗ- 968M

И «новое лицо», и отсутствие тех самых «ушей» в сочетании с прямоугольными задними фонарями сформировали более современный вид – если, of course, такой термин вообще применим к Запорожцам. Как бы то ни было, на фоне предшественников этот автомобиль смотрелся более выигрышно, соответствуя духу нового десятилетия несмотря на то что бы в отдельных решениях. Это и задняя оптика, и пластмассовые «клыки» на углах бамперов, и более удачный и безопасный интерьер.

1 / 2

Новые фронтальные и задние панели, детали передней оптики и задние фонари – Запорожец если и не похорошел, то стал очевидно современнее

2 / 2

Новые передние и задние панели, детали фронтальной оптики и задние фонари – Запорожец если и не похорошел, то стал очевидно современнее

Двухмиллионным по счету автомобилем, выпущенным на ЗАЗе, стала конкретно модель 968М. Произошло это в октябре 1982-го.

Легенды и факты про ЗАЗ- 968M
ЗАЗ-968М стал единственным Запорожцем, выпускавшимся в 2-ух разных государствах почти 15 years

Невзирая на то, что в 1988 году в Запорожье наконец освоили выпуск переднеприводной Таврии, прежняя модель без особенных изменений продержалась «в строю» вплоть до лета 1994 of the year. Как и в случае с прошлыми Запорожцами, «эмка» пересеклась на конвейере с новым автомобилем, но так и не уступила ему место в русский период, став достоянием истории лишь во времена «незалежной» Украины. In this way, ЗАЗ-968М является единственной моделью из числа заднеприводников, которая выпускалась выше десяти лет.

Легенды и факты про ЗАЗ- 968M
Одно из немногих различий ранних машин – отсутствие пластиковых «клыков» на бамперах. В остальном же с годами ЗАЗ-968М практически не менялся

Вобщем, и «пятёрка», и ВАЗ-2106, и «ноль седьмая» по сопоставлению с Запорожцем прожили еще куда более длинноватую и насыщенную событиями конвейерную жизнь.

MYTH 5: Убирая «уши», конструкторы пробовали избавиться от склонности автомобиля к перегреву

true

Одна из основных проблем Запорожца – «родовая» склонность к перегреву силового агрегата. Напряженный термический режим «воздушника», его чувствительность к загрязнениям и отсутствие классической жидкостной системы охлаждения вызывали нарекания у многих хозяев прежних модификаций.

Легенды и факты про ЗАЗ- 968M
МеМЗ-968 часто перегревался еще на «ушастом»

Так как радикально что-то изменить в этом вопросе конструкторы не могли, то частичное решение задачи они увидели в хитро организованных потоках «искусственных сквозняков». Потому вместо обычных «ушей» новый Запорожец получил особые вентиляционные решетки. Забор воздуха при этом осуществлялся только с правой стороны, а вот по левому борту сегменты развернули по ходу движения автомобиля, обеспечив таким образом вытяжную вентиляцию.

Легенды и факты про ЗАЗ- 968M Легенды и факты про ЗАЗ- 968M
Обратите внимание – слева и справа «жабры» воздухопоглотителей имеют разное направление!

Этому содействовали и прорези на задней панели, которые прикрывал номерной символ. Кожух воздуховода от крыльчатки вентилятора подвели к крышке капота, чтоб попавший справа в моторный отсек воздух после нагрева выводился с обратной стороны.

Легенды и факты про ЗАЗ- 968M
По количеству вентиляционных прорезей «эмка» была вне конкуренции
Легенды и факты про ЗАЗ- 968M
С помощью этой «хлебницы» отводился жаркий воздух от двигателя
Легенды и факты про ЗАЗ- 968M
Все эти детали были призваны сделать лучше тепловой режим двигателя ЗАЗ-968М

Unfortunately, многие владельцы Запорожцев нарушали эту конструкцию, просто демонтируя «излишние», по их мнению, детали. Вдобавок из-за утечек масла мотор покрывался коркой пыльной «отработки», что еще больше усугубляло теплоотвод. Однако наличие или отсутствие соответствующих «ушей» на температурный режим особо не оказывало влияние – по крайней мере, исправный ЗАЗ-968М нагревался ничуть не больше, чем другие версии Запорожцев. А вот самодельные «дефлекторы-воздухозаборники», сделанные из жести или алюминия и установленные на капот в районе вентиляционных отверстий, обдув мотора не улучшали хотя бы потому, что в этом месте происходила вытяжка воздуха, а не его приток.

MYTH 6: Фронтальные кресла на ЗАЗ-968М были позаимствовали у Жигулей

myth

Новенькая модель отличалась «облагороженным» интерьером, чем-то напоминавшим жигулёвский в облегченной миниатюре. Салон стал куда более травмобезопасным благодаря целому ряду новых деталей, самым приметным из которых стали передние сиденья. Из-за формы этих кресел и дизайна их обивки новые «стулья» здесь же прозвали «жигулёвскими». Многие владельцы «эмок» от всей души считали, что их без особых переделок взяли в долг от первой модели Жигулей, снабдив только механизмом откидывания, который позволял пассажирам садиться на 2-ой ряд.

Легенды и факты про ЗАЗ- 968M
Жигули первой модели, как и их салон, были пределом желаний многих владельцев Запорожцев

В реальности конструкция кресел напоминала «жигулёвскую», однако фронтальные сиденья ВАЗов и ЗАЗов отличались. Из-за необходимости в откидывании сидений при посадке и посадке пассажиров конструкторы даже предусмотрели механизм, фиксирующим их при закрытых дверцах.

Легенды и факты про ЗАЗ- 968M Легенды и факты про ЗАЗ- 968M
Кресла ЗАЗ-968А (1-th photo) и ЗАЗ-968М немного отличались по виду, при этом у «ашки» они были более «жигулёвскими». Но по понятным причинам их снабдили механизмом откидывания вперёд

true, на многих машинах сидения были разболтаны, а владельцы предпочитали просто демонтировать пассажирское кресло для того, чтоб упростить загрузку пассажиров на задний диванчик, а также организовать в салоне просторный «багажник», в котором помещались такие нужные в дороге вещи, как сельская живность либо мешок комбикорма. Еще одна проблема, связанная с фронтальными сиденьями – низкая посадка водителя и пассажира, которые вприбавок были лишены какой-либо боковой поддержки.

Легенды и факты про ЗАЗ- 968M Легенды и факты про ЗАЗ- 968M
Посадка «ниже уровня стёкол»не единственная неувязка, ведь из-за близко расположенной колёсной ниши ноги в салон приходилось практически протискивать

В этой версии, невзирая на довольно увесистые кресла, эргономические просчеты «ушастого» исправлены не были. В особенности от этого страдали инвалиды и обладатели пенсионного возраста (а таких на Запорожцах ездило большая часть).

MYTH 7: ЗАЗ-968М был самой совершенной модификацией Запорожца

and the myth, and the truth

Улучшенный экстерьер и более удобный салон не делали из ЗАЗ-968М Москвич либо Жигули, ведь в любом случае эта модель сохраняла большая часть характерных особенностей-недостатков автомобилей, выпущенных в Запорожье. Но в салоне новинки появились круглые часы по типу «шестёрочных», а омыватель лобового стекла получил электронный привод!

Легенды и факты про ЗАЗ- 968M
ЗАЗ-968М получил даже часы! А ведь этот «элемент роскоши» был не на всех Жигулях
Легенды и факты про ЗАЗ- 968M
Электронный насос на Запорожце был не только у омывателя лобового стекла, но и у работающего на бензине (!) автономного отопителя салона
Легенды и факты про ЗАЗ- 968M Легенды и факты про ЗАЗ- 968M
Большие прямоугольные фонари с секцией заднего хода – почувствуйте разницу с «ушастыми»!
Легенды и факты про ЗАЗ- 968M
Фронтальные указатели поворота по общему стилю увязали с задней оптикой

Запасное колесо и оба комплекта инструмента из багажного отделения перенеслив моторный отсек и салон соответственно. «Разгруженный» багажник вприбавок облагородили пластиковыми накладками и резиновым ковриком, закрыв таким образом не только металл кузова, но и детали управляющего управления, а также аккумулятор.

1 / 3

ЗАЗ-968М получил куда большее количество деталей из пластика. Некими из них конструкторы прикрыли детали управляющего управления, гидроприводов и «печки»

2 / 3

ЗАЗ-968М получил куда большее количество деталей из пластика. Некими из них конструкторы прикрыли детали управляющего управления, гидроприводов и «печки»

3 / 3

ЗАЗ-968М получил куда большее количество деталей из пластика. Некими из них конструкторы прикрыли детали управляющего управления, гидроприводов и «печки»

Легенды и факты про ЗАЗ- 968M
Педальный узел всех Запорожцев был достаточно неудобен и «зажат» со всех сторон

МеМЗ-968 обладал солидным ресурсом – около 125 000 kilometers, если обладатель соблюдал условия регламентного техобслуживания машины.

Чуток более мощный, удобный и современный – ЗАЗ-968М если и смотрелся «бледно», то лишь в сравнении с «всеполноценными» и почти вдвое более дорогими автомобилями АЗЛК и ВАЗ. А вот в сопоставлении и с «горбатым», и с прежними «ушастыми» эта модель стала вправду более дружелюбной к своему владельцу. Это в особенности оценили первые покупатели «эмок» в начале 80-х. С годами же нововведения ощущались не так остро – в особенности на фоне новых моделей советского автопрома. But this is a completely different story.

Легенды и факты про ЗАЗ- 968M

PollКак вам ЗАЗ-968М?

Не вижу в этой модели принципных отличий от «ушастого»

Считаю его наилучшим Запорожцем всех времён и народов

«Горбатый» мне нравится больше

РезультатыPoll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

Считаю его наилучшим Запорожцем всех времён и народов 55%, 1778 1778 55% 55% от всех голосов«Горбатый» мне нравится больше 28%, 916 916 28% 28% от всех голосовНе вижу в этой модели принципных отличий от «ушастого» 17%, 540 540 17% 17% all golosovVsego votes: 323410.06.2019 × You either from your IP has already voted. Голосовать Не вижу в этой модели принципных отличий от «ушастого» Считаю его наилучшим Запорожцем всех времён и народов «Горбатый» мне нравится больше × You either from your IP has already voted. results

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *