Устройство привода Робсона для экстремального бездорожья

Устройство привода Робсона для экстремального бездорожья

Роликовый привод, он же привод Робсона – необыкновенное техническое решение, применяемое разработчиками транспортных средств несмотря на то что и не слишком часто, однако очень широко. Он встречается и на вездеходах, и на грузовиках, и даже на великах.

Как передается вращающий момент от двигателя к ведущим колесам автомобиля? Средний автолюбитель, более-менее разбирающийся в технике, произнесет – на заднеприводной машине момент обычно передает карданный вал, на переднеприводнойШРУС, а на байкецепь (а иногда ремень). Более продвинутые вспомнят гидромоторы, часто применяемые там, где не удается проложить жесткий вал, но можно протянуть гидромагистраль – к примеру, на сложной строительной технике. А юное поколение скажет, что самой современной технологией является мотор-колесо, в котором вообщем нет такой лишней детали как приводной вал! Все они, неодмінно, правы, но этими вариантами список технических решений не исчерпывается. Одно из любознательных изобретений – роликовый привод колес, часто именуемый также приводом Робсона.

Устройство привода Робсона для экстремального бездорожья

Роликовый привод колес очень прост и для осознания, и в изготовлении. В простейшем виде вращающийся от двигателя ролик просто прижат враспор к близко расположенной паре колес собственного борта (с противоположной – аналогично), и крутит их оба. Это – фрикционный вариант привода Робсона. Более непростой и более правильный вариант – зубчатый. В нем ролики и шины колес представляют собой совместимые пары – выступы роликов входят в зубчатое зацепление с подходящим по форме протектором покрышек. Зубчатый «робсон» обширно используют в суровом «котлетостроении», когда проектируются вездеходы для экстремальных критерий. Важный нюанс зубчатой схемы – необходимость использования особых шин особого типа, чей протектор вначале рассчитан на вращение внешним роликом.

Устройство привода Робсона для экстремального бездорожья

Фрикционный же вариант неплох как вспомогательныйон удобен для дооснащения «робсоном» серийных многоосных машин классической конструкции, типа грузовых тягачей-трехосников на обыденных колесах. Наприклад, на трехосных грузовых машинах с сборкой 6х2 (три моста, из них один ведущий) «робсон» применяется как пассивный механизм. Ролик в этом случае не связан с движком – он по нажатию кнопки из кабины водителя просто прижимается к колесам ведущего и ведомого мостов и как посредник передает вращающий момент от шин ведущего моста на шины примыкающего с ним «холостого». В результате два моста из 3-х становятся активными, и изначальная схема коробки 6х2 превращается в 6х4!

Так делают, если машина предназначается для использования на дорогах с жестким покрытием, но изредка вынуждена съезжать на слабенькие грунты, где рискует забуксовать. Вместо дорогого полного привода и зубастой резины используют ролики Робсона совместно с типовыми дорожными шинами. Этот вариант, правда, ограничен в передаче момента из-за риска проскальзывания и годится только для эпизодического применения, чтобы не убивать покрышки.

Устройство привода Робсона для экстремального бездорожья

що, разумеется, что «робсон»вещь специфическая. Наприклад, для легковых машин он совсем бесполезен. Однако в особых ситуациях он незаменим и позволяет решать ряд принципиальных задач.

Во-первых, вышеупомянутые грузовики. Сейчас этот привод используется в коммерческой технике – как вспомогательный (пассивный) в тягачах (на шоферском жаргоне называемый «медведкой»), так и как основной (активный, с гидромоторами) в спецтехнике, работающей на лесозаготовках – к примеру, в прицепах с ведущими осями, форвардерах и харвестерах. Финский изготовитель грузовиков Sisu выпускает тягачи с установленным на заводе «робсоном», в качестве функции предлагает его и Volvo, а для тягачей Scania либо DAF ролики с прижимными гидроцилиндрами делает ряд сторонних европейских компаний. Пассивный привод Робсона позволяет дать тягачу две главных оси «малой кровью»без дорогостоящего второго ведущего моста, раздаточной коробки, дополнительных карданов и остального. Плюс получается изрядная экономия топлива – 2-ой ведущий мост подключается лишь при буксовании на бездорожье, а на асфальте просто отключается.

Еще одна очень широкая сфера применения привода Робсонастроительство вездеходов, машин для чертовского бездорожья – болот, снега в человеческий рост, пустынь и тому подобного. Там роликовый привод уже употребляется в его активном виде – зубчатый ролик крутится от двигателя и крутит ходовые колеса. «Робсон» позволяет резко понизить массу автомобиля за счет уменьшения числа мостов и карданов, что очень принципиально для вездеходов, а при использовании в качестве колес пневматиков низкого давления еще и практически отказаться от подвески. Машины с роликовым приводом очень надежны – подвески нет, а разорвать полуоси, кардан или раздатку на их практически нереально, ибо связь колес с движком «мягкая». Недостатки, разумеется, тоже присутствуют, куда без их! Немало топлива тратится впустую на преодоление трения, а вращающий момент ограничен свойствами зацепления в точке «ролик-шина».

Устройство привода Робсона для экстремального бездорожья

Устройство привода Робсона для экстремального бездорожья

статті / Практика

Не очень полный привод: муфта либо дифференциал?

Цена безопасности
Как-то так сложилось, что подключаемый полный привод считается решением не в особенности надежным, не способным к передаче огромного момента и вообще паллиативным, связанным с экономией средств. При цьому…

56605

21

0
29.05.2017

Вообщем эксперименты с роликовым приводом колес – история достаточно старая. Наприклад, роликовые вездеходы разрабатывала и даже малосерийно производила в первой четверти ХХ века английская компания Armstrong-Siddeley. Однако массового распространения таковой тип привода не получил, поскольку на заре разработок был он только фрикционным, и в качестве основного движителя малопригодным. Ролик крутил колеса за счет трения, будучи очень прижатым к поверхности шины и страдая от сильного проскальзывания в грязищи и глине.

Однако во 2-ой половине ХХ века привод Робсона вновь стал увлекателен автоконструкторам – как уже неоднократно упомянутый пассивный вспомогательный на грузовиках, так и в качестве активного основного. Население земли постепенно начало пересматривать свое отношение к освоению северных регионов, где гусеничная техника, до этого вовсю утюжившая тундры и оставлявшая на их почвах незарастающие десятилетиями уродливые колеи, начала равномерно вытесняться «гуманными машинами». Последние используют так именуемые «пневматики низкого давления»сверхкрупные (с поперечником от полутора метров и более) колеса с большой площадью пятна контакта, позволяющие проехать по мху, не оставив следов. И роликовый привод с его малым весом, простотой и высочайшей надежностью оказался тут весьма кстати. Кроме высокой механической отказоустойчивости достоинством стало отсутствие снаружи машины редукторов, заполненных маслом – колесных редукторов и главных передач в мостах. Як правило, эти узлы требуют завышенного внимания после любого контакта с водой, а на машинах с роликовым приводом колес все элементы, боящиеся воды, скрыты внутри герметичного корпуса-«лодки». Благодаря таковой компоновке большинство «роликовых» вездеходов отлично плавают и не требуют обслуживания после преодоления каждого болота либо иного водоема.

Устройство привода Робсона для экстремального бездорожья Устройство привода Робсона для экстремального бездорожья

Сейчас в нашей стране с десяток компаний делают серийные (хотя серии и невелики) вездеходы на базе роликового привода – машины под марками Беркут, Тром, Странник, Стражник и другие. Эти вездеходы используются нефтяниками, газовиками, геологами, экологами, на маленьком плече (до 100 км) часто с фуррором заменяя известный северный «летучий грузовик» Ми-8, чьи рейсы сверхизбыточно дороги по амортизации и топливу. А роликовый пневмоход с дизельком на полтора-два литра доползает с тем же грузом еще дешевле!

Часто используют «robson drive» и гаражные самодельщики, которые делают такие вездеходы для себя, проживая в бессчетных суровых и отдаленных регионах страны. К слову, подразумевается, что в самом ближайшем будущем в законе «О развитии Арктической зоны Русской Федерации» будет прописан полный запрет передвижения по тундре и лесотундре механизированного транспорта, нарушающего почвенно-растительный покров, что совершенно точно вытеснит из Арктики гусеничные машины.

Ну а еще нельзя не упомянуть «малые формы» роликового привода. Отлично известен, наприклад, знаменитый французский моторизованный велик VeloSolex, производившийся десятки лет, с 1946 года по 1988, и возрожденный в 2000-е в виде китайских клонов.

Устройство привода Робсона для экстремального бездорожья

В конструкции VeloSolex, а также его бессчетных фабричных копий и кустарных самоделок 30-50-кубовый бензиновый двухтактный моторчик устанавливался на переднюю вилку велика и резиновым роликом на валу прижимался к поверхности шины – «робсон» в чистом виде! Зубчатый контакт не употребляетсяприменяется обычная серийная велошина, но в условиях асфальта чисто фрикционного контакта велику вполне достаточно.

Устройство привода Робсона для экстремального бездорожья

залишити коментар

Ваша електронна адреса не буде опублікований. Обов'язкові поля позначені * *