Тест-драйв ПАЗ 672м

Тест-драйв ПАЗ 672м

Молвят, если много грешить в этой жизни, то в аду можно попасть за руль этого автобуса и возить в нём другие (наименее грешные) души от котла к котлу. И каждые 100 метров обязательно будет остановка, где придётся открывать пассажирам двери. Думаете, не так уж это и трудно? Как бы не так!

 

Медлительно, но верно

Об истории возникновения этого автобуса мы уже чуть-чуть ведали, когда делились впечатлениями от поездки на вэдовом варианте ПАЗ-3201С. Повторюватися не будемо, но кратко напомним наиболее важные моменты рождения 672-го.

Этот автобус можно отнести к числу рекордсменов по времени проектирования и становления на сборочный поток. точніше, “антирекордсменов”, ибо только “в бумаге” он просуществовал с 1957 до конца 1959 года, а с выпуска первых образцов до серии он ухитрился протянуть ещё пять лет — до 1964 года. А когда его все-же решили выпускать, что-то опять пошло не так, и в итоге 1-ые ПАЗ-672 сварили только в октябре 1967 года, аккурат через 10 лет после начала проектирования. Появляется вопрос: почему так получилось?

Тест-драйв ПАЗ 672м

ПАЗ-672 ‘1964–67

Само собою, кое-что в автобусе пришлось поменять, глядя на недостатки предсерийных образцов. Наприклад, тормозная система получила раздельный привод на фронтальный и задний мосты. К тому же приметно изменили кузов, увеличив площадь остекления и снизив его массу. Всё это, природно, здорово затягивало процесс, но основной виновник затянувшихся родов — ГАЗ-53. Справа в тому, что как раз в это время ГАЗ испытывал и внедрял в создание этот грузовик, сменивший собой старенький ГАЗ-52 и ГАЗ-51А. На базе последнего был построен предшественник ПАЗ-672, ПАЗ-652, ну а на базе нового ГАЗ-53 строили небывалый ПАЗ-672. Это выглядело вполне логично, но оказалось мало трудно: технические различия между ГАЗ-51А (и ГАЗ-52) и новым ГАЗ-53 значительные, хотя внешне они очень похожи. ГАЗ-52это развитие ГАЗ-51 с рядной “шестёркой” под капотом, а на ГАЗ-53 стоял небывалый на то время мотор V8. И до этого чем ставить этот мотор в автобус, нужно было выяснить, как он себя поведёт на грузовой машине. А ведь ещё есть мосты, коробка передач… Всё это ПАЗу досталось от того же ГАЗ-53. Так что не стоит винить профессионалов из Павлова, которые так долго возились с этим автобусом: поперёд батьки в пекло лезть безобразно, поперёд грузовика строить автобустем паче.

Тест-драйв ПАЗ 672м

ГАЗ-53 ‘1962–65

На этом мучения автобуса-мученика не закончились. Его и далее продолжали усердно “допиливать”, периодически что-то в нём меняя. Как гласил старик Гегель, всякое новое качество есть только результат накопившихся количественных изменений. Он в доказательство истинности своих слов приводил воду, которая при накоплении температуры становится паром, но если бы он родился чуток позже, то мог бы взять в качестве примера ПАЗ-672. Но Гегель, на жаль, давно умер. А ПАЗ-672 накопил так много конфигураций, что со временем стал ПАЗ-672М.

Тест-драйв ПАЗ 672м

ПАЗ-672М ‘1982–1989

Понятно, что основная задачка внесённых в конструкцию корректировокповысить ресурс автобуса, который в итоге стал равен аж 330 тыщам километров (что позволило некоторым его модификациям получить знатный знак качества “made in USSR”), но исчерпывающий список этих изменений занял бы всё дисковое место на нашем хостинге. наприклад, для понижения шума в моторном отсеке поставили увеличенный шкив насоса ГУР, сделали индикацию аварийного падения давления масла в движке, подвели к водительской двери воздуховод от “печки”, изменили профиль рессор, в генератор встроили реле-регулятор, прирастили объём главного тормозного цилиндра… Это очень неполный перечень, на самом деле переделок было больше.

Тест-драйв ПАЗ 672м

Мастера отличают 672 от 672М по форме дерматиновой термошумоизоляции фронтальной панели воздуховода отопления, верхушкам поручней пассажирских сидений с травмобезопасным трубчатым покрытием и декоративному рисунку панелей обшивки в салоне. А мы, обыкновенные смертные пассажиры, можем ориентироваться на светотехнику: фронтальные и задние габариты и указатели поворота стали не круглыми, а прямоугольными в согласовании с правилами ЕЭК ООН. Правда, вышло это ещё в 1978 році, а литеру М модель получила в 82-м. Но что такое четыре года для этого автобуса? Один день!

Тест-драйв ПАЗ 672м

Так стоило ли настолько долго мучиться? С позиций современного мира эта модель безвыходно устарела ещё до запуска в создание. Но тогда и время было другое, и люди, и автобусы. А головне — дороги, по которым этот ПАЗ должен был передвигаться сравнимо беспроблемно. А так как его планировали гонять в хвост и в гриву по районам, совхозам и деревням всего СССР, то и требования к нему были надлежащими.

Почти грузовик, почти автобус

Давайте поглядим на ПАЗ снаружи. звичайно, у автобуса, построенного по мотивам ГАЗ-53, должен был получиться большой дорожный просвет. Так оно и естьздесь он достигает 280 мм. В те светлые времена ни о каких пневматических электронноуправляемых подвесках и системах «книлинга» не знали, потому карабкаться в этот ПАЗ сложнее, чем в современный Vector Next, но русские бабушки в богом забытых районах были рады и такому автобусу. Дедушки, быстрее всего, теж. Ну а “мордашка” этого ПАЗа в сочетании с остеклением крыши вышли и вовсе запоминающимися и даже милыми. На данный момент бы увидеть такую самобытность! “O tempora! O mores!повторил бы за самим собой Цицерон, сравнивая ПАЗ-672М с современными автобусами. Но и он, на жаль, давно умер.

Тест-драйв ПАЗ 672м

Переднюю решётку можно поднять для доступа к движку. Мотор тут, как я уже гласил, от ГАЗ-53. Это олдскульный монстр объёмом 4,25 литра, розвиває 115 к.с. при 3 200 оборотах в минутку и 285 Нм момента при 2 000. Но обратите внимание: на ГАЗ-53 модель этого мотора именуется соответственно ЗМЗ-53, а на ПАЗе он носит своё собственное имя ЗМЗ-672. може, меж моторами есть какие-то отличия? Бинго!

Поглянути цю публікацію в Instagram

Продолжаем копаться в древнем ПАЗ -672М. Мотор он позаимствовал от ГАЗ -53, но у грузовика он именовался ЗМЗ-53, а в недрах "пазика" он стал в один момент ЗМЗ-672. Почему? Потому что отличия все-же есть. Маленькие, но достаточные, чтобы получить свой индекс. #автобус #ПАЗ

Публікація від Колёса.ру (@kolesaru) 18 грудня 2018 в 9:23 PST

Так что автобус может повытрепываться родством ещё и с “шишигой” ГАЗ-66. Что в целом ни разу не умопомрачительно, но внушает уважение.

Тест-драйв ПАЗ 672м

Из увлекательных особенностей экстерьера отмечу лючок бензобака. Он не тонкий, а имеет заметную выштамповку. Причина в том, что крышка горловины бензобака (который взят откуда? Правильно, от ГАЗ-66!) выходит за линию бортовой обшивки автобуса, и под неё пришлось сделать такую вот необычную выштамповку. Зато оригинально.

Тест-драйв ПАЗ 672м

И ещё один кокетливый элементвыштамповка на стойке рядом с фронтальной пассажирской дверью. Зачем этот игривый элемент нужен альфа-самцу автобусного стадане совершенно ясно. Но если приложить фантазию, то можно поразмыслить, что он обозначает собой дверь для выхода. А задняя, означает, для входа.

Тест-драйв ПАЗ 672м

Коробкой передач с ПАЗом поделился всё тот же ГАЗ-53, а це означає, что у неё есть четыре передачи вперёд, одна обратно и даже синхронизаторы третьей и четвёртой передач.

А вот “скворечник”, маршрутный указатель над лобовым стеклом, тут совсем небольшой. Втім, и номера маршрутов у “пазиков” были обычно односложными.

Тест-драйв ПАЗ 672м

Наружность этого автобуса как бы намекает, что его не вынули из-под стеклянного колпака в Парижском музее мер и весов. И тем не наименее, это самый что ни на есть эталонный ПАЗ-672М в том виде, в котором его и привыкли следить на дорогах. Скажу даже больше: его пробег составляет не больше 100 тысяч километров, что для автобуса совершенно немного. После своего рождения в 1989 році (що, это один из последних выпущенных 672М) он работал в колхозе в Кировской области, а последние 18 (!) лет вообщем был снят с учёта и стоял на месте. Спецы RetroBus наши его в Нововятском районе Кирова, откуда самоотверженно погнали его своим ходом через Москву в Питер, проведя только хорошее ТО с заменой всех главных расходников.

Первые 50 км дело шло не очень хорошо: забитая система остывания с работой не справлялась, мотор нагревался, скорость движения в гору не превосходила скорости сонного пешехода. Пришлось останавливаться и пару раз её промывать. Позже пришлось возвращать на место открутившуюся управляющую колонку, заменить рулевые тяги, немного подшаманить электрикуВ общем, этот либо похожий перечень первоклассных развлечений можно повстречать в любом описании любого перегона ПАЗ-672. Так до Петербурга и дотянули.

Это, как вы сообразили, было лирическое отступление. Вернёмся к рассказу про ПАЗ. Давайте поначалу посмотрим салон, а потом заберёмся в святая святых хоть какого автобусана водительское место.

Тест-драйв ПАЗ 672м

Скажем честно: в салоне глядеть нечего. Тут нет всех этих ваших зарядок “ю-сы-би” и иных холодильников для пива. Тут есть сидения с крепкими поперечинами (чтобы не вылететь из автобуса ранее времени) и кнопка вызова водителя (чтоб не вылететь позже). І ще — классные “вертушки” на сдвижных форточках, так похожие формой на профиль ротора Мазда 13B (если вы понимаете, о чём я). Удивительно, что эти устройства на автобусе сохранились: обычно они отсюда отпадали в числе первых запчастей, потерянных “пазиком” на дороге.

Из опций “комфорта”лючки в крыше с рычажным приводом. Этого неприхотливым гражданам вполне хватало.

Тест-драйв ПАЗ 672м

Вообщем мрачным питерским днём салон выглядит очень духовно. Наверное, тут будет уместно сказать “атмосферно”, но я не совершенно понимаю смысл этого слова. Но если вы осознаете, то пусть будет так. А ещё здесь “лампово”.

Інша справа — місце водія. Конструкторы ПАЗа так терпеть не могли это сословие, что сделали всё, чтоб водители погибали ещё на этапе попадания в кабину. Карабкаться в неё трудноона высоко, а единственная узкая и очень неудобная подножка смещена вперёд из-за колёсной арки. Из вредности и принципиальности замечу, что конструкторам Robur LO 3000 арка колеса не помешала приварить к боковине благопристойную подножку, а вот конструкторам “пазика” такая гуманность, видимо, не к лицу.

Последующий сюрпризэто то, что даже забравшись в кабину, я не сумел в неё нормально сесть. С ростом 180 см и весом в 100 кг я ощутил себя тут совершенно лишним. Я бы произнес, избыточным. Втиснуться между сиденьем и рулём получилось с трудом. Кто мешал хотя бы см на пять-семь сдвинуть назад перегородку водительского места? Чёрт их, простите за грубость, знает.

Тест-драйв ПАЗ 672м

Приборная панель знакомаятакая же стояла и на неких 412-х Москвичах. А вот педальный узел здесь не “стоковый”: у поздних ПАЗов (к которым относится и наш автобус) рычаги педалей так не “завивали”. Почему тут стоят именно такие педалиникто не знает.

Справа от водителя размещен двигатель. Знаете, почему почти на всех 672М (да и на обыденных 672-х) кожух мотора часто вдавлен вовнутрь? Мне озвучили одну интересную версию, которая, честно говоря, вряд ли является полностью истинной, но от неё так веет жизнелюбием, что не поделиться ей я не могу. Молвят, на тёплом кожухе было очень комфортно прелюбодействовать со всякими симпатичными пассажиркамисвинарками либо, чего греха таить, доярками. В рамках тест-драйва я этого не инспектировал, но вполне вероятно, что так оно и есть. Несмотря на то что лично мне кажется, что этот автобус может так занять шофёра, что никакие колхозницы после него необходимы уже не будут. Попробуем?

Тест-драйв ПАЗ 672м

Сберегай конечности!

Вот прямо замечательно, что у автобуса есть ГУР! Поэтому что больше ничего хорошего я за рулём не увидел. хоча, если подумать, ГУР тут тоже от ГАЗ-66.

Человеку, прижатому рулём к спинке сидения, не очень удобно задирать ногу на педаль сцепления. А задирать её приходится так высоко, что при движении по городку левая коленная чашечка начинает ныть уже через 10 минут. добре, что “газоновская” коробка веселит относительно чёткими переключениями. звичайно, не нужно забывать про двойной выжим сцепления при переключении с первой передачи на вторую. очевидно, с обязательным задиранием ноги. Поза щенка, выведенного на прогулку, в сочетании с теснотой дарует незабываемые впечатления.

Тест-драйв ПАЗ 672м

А вот руля автобус слушается хорошо. Да и его обод по понятиям русских автобусов не слишком большой, хотя обычно тонкий и смещённый вправо относительно кресла шофёра.

Тест-драйв ПАЗ 672м

Тест-драйви / поодинокі

Заместо дорог: тест-драйв автобуса ПАЗ-3201С

Медлительно, но верно
думаю, первым делом стоит уточнить, что наш ПАЗне просто редчайший, а очень редкий автобус, ведь он в северном выполнении. Таких ветеранов в живом состоянии осталось всего два (во всяком случае,…

55062

14

0
06.01.2017

ПАЗ показывает неплохую динамику, особенно на двух первых передачах. Позже он начинает немного расстраивать своим нежеланием ехать на четвёртой. Поточнее, переключаться на неё: приходится сильно раскручивать мотор на третьей, разгоняться и только позже включать четвёртую передачу. И всё равно обороты коленвала при этом получаются такими, что “тянуть” приходится фактически с самого “низа”. Такой “провал” при движении в городке очень неудобен.

Осложняет дело рёв мотора, стоящего рядом. Шумоизоляции тут меньше, чем подписчиков в инстаграме Вячеслава Малежика, и уже на скорости 50 км/ч уши начинает закладывать. Правда, и наибольшая скорость тут небольшая: по трассе можно ехать км 70 в час, дальше будет очень некомфортно.

В начале этого рассказа я гласил, что в процессе модернизации 672М получил новые тормоза. Они здесь достаточно своеобразные: привод у них гидравлический, а вот усилители на фронтальный и задний мостыгидровакуумные. Сами механизмы, природно, барабанные. Если чуток переусердствовать с нажатием на педаль тормоза, задняя ось очень просто срывается в юз, а растормаживается она длительно. Поэтому тормозить нужно осторожно, но сразу не слишком деликатно: усилие на педали очень приметное. Привыкнуть, конечно, можна, можливо, но неприятности на скользкой дороге очень даже вероятны.

Тест-драйв ПАЗ 672м

Ну а самое смешное здесьэто ручка вакуумного привода дверей. На каждой остановке необходимо впускать и выпускать пассажиров, а сделать это, як виявилося, совершенно не просто.

Поглянути цю публікацію в Instagram

Открыть пассажирам двери на ПАЗ-672 труднее, чем открыть Бозон Хиггса. Там несмотря на то что бы большой адронный коллайдер помог, а в ПАЗе шофер может рассчитывать только на себя. #тестдрайв #ПАЗ #автобус

Публікація від Колёса.ру (@kolesaru) 18 грудня 2018 в 11:44 PST

Бывало, эту ручку отсюда переносилиуж больно безуспешно она тут стоит.

У ПАЗа далековато не самый плохой обзор. Легковой автомобиль может спрятаться от водителя автобуса только прямо перед фронтальным правым углом. Зато габариты чувствуются просто, а ГУР помогает крутиться на маленьких “пятачках”, хотя максимальный угол поворота фронтальных колёс мог бы быть и побольше. Ну а о плавности хода речи не идёт: это все-же почти ГАЗ-53, а ему мягким быть нереально конструктивно.

Тест-драйв ПАЗ 672м

напевно, полностью возможности этого автобуса можно раскрыть на просёлочных дорогах. Им он подходит больше, чем асфальту и тем болеетрассе. К тому же у него в активе есть отменная ремонтопригодность, которая позволяла “пазикам” служить верой и правдой долгие годы. Правда, их частая эксплуатация “на убой” сделала некогда пользующийся популярностью автобус (только в модификации 672М их было выпущено больше 90 тыщ, а во всех модификациях вместепрактически 300 тысяч штук) редкой и увлекательной машиной.

За свою долгую жизнь (последний автобус на базе 672, БакАЗ-3219, был выпущен в Баку в 1993 році) эта машина сменила 10-ки профессий. Она была и экскурсионным автобусом, и горным, и передвижной лабораторией для обследования спортсменов, и рефрижератором, и телевизионной аппаратной, и изотермическим фургоном, и даже катафалком.

Тест-драйв ПАЗ 672м

И давайте будем добросовестными: років 40 назад этот “пазик” не казался таким уж ужасным, как кажется сегодня. Просто это мы избаловались, а “пазик”постарел.

Благодарим компанию RetroBus, Фёдора Черноусова и Леонида Ончукова за предоставленный на тест-драйв автобус.

ОпитуванняДоводилось ездить на этом ПАЗике?

Да! Было круто

Да, и это было страшно

Да, но уже даже и не помню, как это было

немає, никогда

РезультатиPoll параметри обмежені, тому що JavaScript вимкнено у вашому браузері.

Да! Было круто 69%, 2062 2062 69% 69% від всіх голосовДа, но уже даже и не помню, как это было 18%, 526 526 18% 18% від всіх голосовДа, и это было страшно 9%, 281 281 9% 9% від всіх голосовНет, никогда 4%, 109 109 4% 4% від всіх голосовВсего голосів: 297818.12.2018 × Ви або з вашого IP вже голосували. Голосовать Так! Было круто Да, и это было страшно Да, но уже даже и не помню, как это было Нет, никогда × Ви або з вашого IP вже голосували. результати

залишити коментар

Ваша електронна адреса не буде опублікований. Обов'язкові поля позначені * *