зчеплення, які його типові несправності, і як їх уникнути

зчеплення, каковы его обычные неисправности, і як їх уникнути

Принципиальным элементом механической трансмиссии является сцепление, которое служит для краткосрочного отсоединения двигателя от трансмиссии. Кроме того, сцепление является типичным демпфером, защищающим двигатель от перегрузок. Как оно работает, и как продлить его жизнь?

 

Как работает сцепление?

В большинстве легковых автомобилей с механической коробкой передач употребляется сухое однодисковое сцепление. Его конструкция достаточно проста: это два взаимно прилегающих диска – ведущий (корзина) и ведомый, выжимной подшипник и система привода. В однодисковом варианте первичный вал коробки передач заходит в шлицевую муфту в центре ведомого диска, а поверхности маховика мотора, накладок ведомого диска и нажимного диска корзины плотно прилегают друг к другу. За счет этого и обеспечивается передача потока мощности от мотора к коробке передач, причем исправное сцепление тихо «переваривает» всю мощность, развиваемую движком.

зчеплення, каковы его обычные неисправности, і як їх уникнути зчеплення, каковы его обычные неисправности, і як їх уникнути

В обиходе ведущий диск сцепления, включающий в себя нажимной диск (с гладкой блестящей поверхностью), диафрагменную пружину (лепестки в центре) и кожух, именуют корзиной

При нажатии на педаль сцепления выжимной подшипник повлияет на пластинчатые пружины корзины, из-за чего поверхности ведомого и ведущего дисков рассоединяются. відповідно, происходит отключение первичного вала от маховика – то есть, физическое рассоединение мотора и коробки передач, что позволяет переключить передачу либо включить «нейтралку». При включении сцепления (отпускании педали) выжимной подшипник перестает давить на пластинчые пружины, и диски опять смыкаются, а демпферные пружины в центральной части ведомого диска гасят крутильные колебания, возникающие в движении.

зчеплення, каковы его обычные неисправности, і як їх уникнути

Отлично видны четыре демпферные пружины ведомого диска сцепления, а также изношенные фрикционные накладки

При обычной работе сцепления оно не привлекает к для себя внимания. Но при его неисправности шофер, наприклад, не сможет включить передачу либо тронуться с места. Какие же вероятны проблемы?

Какие неисправности имеют возможность возникнуть при работе сцепления?

Отже, с какими же неуввязками в работе сцепления можно столкнуться на практике? У 1-х, это неполное выключение сцеплениякак молвят опытные водители, оно «ведёт». При нажатии педали поверхности маховика и ведомого и ведущего дисков в таком случае не размыкаются на сто процентов, и попытки переключить передачу сопровождаются хрустом и скрежетом кареток сихронизаторов, ведь полного разъединения коробки передач и мотора не происходит.

Оборотная неприятность – пробуксовка сцепления: тобто, его неполное включение. При этом поверхности маховика, ведомого диска и ведущего диска, навпаки, неплотно прилегают друг к другу и проскальзывают, из-за чего может появиться характерный запах горелых фрикционных накладок ведомого диска, а попытка резко набрать скорость приводит только к увеличению оборотов коленчатого вала. От мотора на колёса при этом передается только небольшая часть мощности – до тех пор, пока износ поверхностей не становится критичным.

зчеплення, каковы его обычные неисправности, і як їх уникнути

Если сцепление «буксует», заместо автомобиля «разгоняется» только стрелка тахометра

В кінці кінців, возможны и такие неисправности, как появление вибраций и посторонних призвуков при включении-выключении сцепления.

Из-за чего появляются неисправности сцепления?

Обычно любая возникшая проблема со сцеплением имеет свою предысторию. Наприклад, сцепление может начать буксовать из-за сильного износа на огромных пробегах автомобиля, когда фрикционные накладки ведомого диска износились, а рабочие поверхности корзины и маховика имеют выработку.

зчеплення, каковы его обычные неисправности, і як їх уникнути

По-2-х, сцепление можно просто «сжечь» — наприклад, по неопытности или после длительных перегрузок. Такое, наприклад, бывает у любителей долгих выездов «враскачку» на бездорожье либо в глубоком снегу, а также у поклонников резких стартов с педалью газа в пол.

1 / 4

В особо «запущенных» случаях после демонтажа сцепления можно узреть такую картину. Нажимной диск корзины сломан, накладки ведомого диска изношены до металла, а маховик имеет следы пробуксовки сцепления

2 / 4

В особо «запущенных» случаях после демонтажа сцепления можно узреть такую картину. Нажимной диск корзины сломан, накладки ведомого диска изношены до металла, а маховик имеет следы пробуксовки сцепления

3 / 4

В особо «запущенных» случаях после демонтажа сцепления можно узреть такую картину. Нажимной диск корзины сломан, накладки ведомого диска изношены до металла, а маховик имеет следы пробуксовки сцепления

4 / 4

В особо «запущенных» случаях после демонтажа сцепления можно узреть такую картину. Нажимной диск корзины сломан, накладки ведомого диска изношены до металла, а маховик имеет следы пробуксовки сцепления

Часто «поджигателями» сцепления являются малоопытные автомобилисты, которые, чтоб избежать рывков и дерганий, удерживают сцепление не вполне включенным из-за слегка нажатой педали.

зчеплення, каковы его обычные неисправности, і як їх уникнути

Педаль сцепления необходимо выжимать только для переключения передач – привычка держать ногу на педали провоцирует износ

Неизменная взаимная пробуксовка поверхностей диска, маховика и корзины гибельна в первую очередь для фрикционных накладок. Во-вторую – для корзины и маховика.

Препядствия со сцеплением могут возникнуть и при неисправном выжимном подшипнике, который начинает «грызть» нажимные лепестки корзины.

1 / 3

Выжимной подшипник – незначительный, но важный элемент сцепления

2 / 3

Выжимной подшипник – незначительный, но важный элемент сцепления

3 / 3

Выжимной подшипник – незначительный, но важный элемент сцепления

1 / 4

Из-за неисправного выжимного подшипника корзину иногда приходится менять задолго до предельного износа её рабочей поверхности

2 / 4

Из-за неисправного выжимного подшипника корзину иногда приходится менять задолго до предельного износа её рабочей поверхности

3 / 4

Из-за неисправного выжимного подшипника корзину иногда приходится менять задолго до предельного износа её рабочей поверхности

4 / 4

Из-за неисправного выжимного подшипника корзину иногда приходится менять задолго до предельного износа её рабочей поверхности

Неисправность выжимного подшипника обычно диагностируется достаточно легко: если на холостом ходу слышен сторонний звук в районе коробки передач, а при выжиме педали сцепления шум теряется, то виновником с большой долей вероятности является конкретно он. Если не поменять подшипник впору, вскоре он может привести к выходу из строя самой корзины, из-за чего придется поменять узел в сборе.

зчеплення, каковы его обычные неисправности, і як їх уникнути

Вибрации (в особенности во время старта с места) обычно появляются из-за ослабленных демпферных пружин ведомого диска или коробления (расслоения) фрикционных накладок.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Як правило, это происходит из-за грубого воззвания с трансмиссиейрезких стартов с места и ударного воздействия, связанного с дополнительной нагрузкой – к примеру, буксировкой тяжелого прицепа или длительной езды внатяг на бездорожье.

В облегченном виде неисправности сцепления сводятся к трём категориям – не врубается, не выключается, и работает с вибрацией.

Есть ли не совершенно типичные примеры неисправности сцепления?

Кроме типовых случаев неисправности сцепления на практике встречаются и другие примеры его неверной работы. Рассмотрим несколько случаев.

В первом случае через несколько месяцев после покупки машины сцепление равномерно стало буксовать все больше и больше, пока машина фактически не перестала трогаться с места. Необыкновенный владелец «сдался» и поехал в сервис, где сняли коробку передач и демонтировали само сцепление. К удивлению механиков и владельца, ведомый диск оказался в отличном состоянии – судя по всему, его меняли незадолго до реализации автомобиля.

зчеплення, каковы его обычные неисправности, і як їх уникнути зчеплення, каковы его обычные неисправности, і як їх уникнути

Сцепление отчаянно буксует, а снятый диск – фактически без следов износа!

А вот рабочие поверхности корзины и маховика оказались максимально изношенными – настолько, что новый диск контактировал с ними практически в паре мест по радиусу, а не прижимался по всей поверхности. очевидно, говорить о нормальной работе сцепления не приходилось – две тонкие «полосы контакта» никак не могли передать вращающий момент от маховика к первичному валу коробки передач.

1 / 6

Маховик и корзина изношены так, что даже с новым ведомым диском сцепление не могло стопроцентно включиться

2 / 6

Маховик и корзина изношены так, что даже с новым ведомым диском сцепление не могло стопроцентно включиться

3 / 6

Маховик и корзина изношены так, что даже с новым ведомым диском сцепление не могло вполне включиться

4 / 6

Маховик и корзина изношены так, что даже с новым ведомым диском сцепление не могло вполне включиться

5 / 6

Маховик и корзина изношены так, что даже с новым ведомым диском сцепление не могло стопроцентно включиться

6 / 6

Маховик и корзина изношены так, что даже с новым ведомым диском сцепление не могло стопроцентно включиться

Вприбавок корзина имела явные следы перегрева в прошедшем, на что красноречиво указывал синий цвет рабочей поверхности диска. А снутри «колокола» коробки передач обнаружились остатки фрикционных накладок старенького диска в виде характерного черного порошка.

зчеплення, каковы его обычные неисправности, і як їх уникнути зчеплення, каковы его обычные неисправности, і як їх уникнути

Вывод прост: сцепление «сожгли», но заместо полноценной замены узла в сборе ограничились установкой дешевейшего ведомого диска. Это условно вернуло работоспособность сцепления, что позволило продать машину без излишних вложений.

2-ой пример немного похож на первый: сцепление тоже начало очень буксовать, хотя после вскрытия следов выработки на поверхностях маховика, корзины и накладках диска не наблюдалось. Зато там в обилии присутствовало моторное масло, попавшее в сцепление из-за негерметичного заднего сальника коленчатого вала. Под машиной издавна появлялись характерные капли (и даже лужицы) масла, но владелец решил отложить решение вопроса «до наилучших времён», поскольку демонтаж коробки передачне самая доступная процедура. В итоге пришлось не только платить за сборочно-разборочные работы и подмену потёкшего сальника, но и менять ведомый диск.

зчеплення, каковы его обычные неисправности, і як їх уникнути

3-ий случай – пожалуй, наиболее нетипичный. При следующем переключении передач во время движения со стороны коробки передач раздались посторонние звуки, которые появлялись при попытке отпустить сцепление даже при выключенной передаче! Обладателю пришлось на буксире ехать в сервис, где в снятом сцеплении нашелся редкий казус: центральная часть ведомого диска (со шлицами) проворачивалась относительно остального диска.

1 / 2

Не самая обычная неисправность: шлицевая часть ведомого диска стала подвижной относительно других частей диска

2 / 2

Не самая обычная неисправность: шлицевая часть ведомого диска стала подвижной относительно других частей диска

При этом первичный вал мог «стоять», в то время как прижатые корзиной и маховиком накладки ведомого диска крутились. зрозуміло, ни о каком переключении передач при таковой поломке речь не шла, из-за чего и пришлось прибегнуть к буксирному тросу. Но возникла эта проблема отнюдь не на ровненьком месте: владелец признался, что накануне ему довелось два раза буксировать автомобиль аналогичной массы, причем процесс сопровождался рывками и стартами на подъемах. Результат вполне закономерен.

Наряду с тормозными дисками и колодками сцепление относится к тем узлам, ресурс которых прямо связан с манерой езды водителя и особенностями эксплуатации машины.

Как избежать заморочек со сцеплением?

Чтоб продлить жизнь сцеплению, достаточно соблюдать несколько легких правил. По перше, нужно следить за его правильной регулировкой, по другому сцепление может как «вести», так и «буксовать». По-2-х, нельзя перегружать сцепление – к примеру, активно и долго буксовать в снегу либо грязи, резко стартовать, переключать передачи при не стопроцентно выжатой педали сцепления, держать её в полувыжатом состоянии и так дальше. нарешті, нужно с осторожностью относиться к просьбам «дотащить на буксире», в особенности если состояние сцепления неизвестно, а масса буксируемого автомобиля подобна или превышает вес собственной машины. Естественно, сцепление может выйти из строя вследствие очевидного износа или заводского брака, но часто в его преждевременной кончине виноват тот, кто выжимает крайнюю левую педаль.

залишити коментар

Ваша електронна адреса не буде опублікований. Обов'язкові поля позначені * *