Как отключить массу, не мешая штатному электрооборудованию

Как отключить массу, не мешая штатному электрическому оборудованию

Внезапное возгорание автомобиля – история, на щастя, не очень частая, но при этом достаточно всераспространенная, чтобы вызывать у многих водителей суровые фобии. Особенно у тех, кто хоть раз в жизни лицезрел полыхающую машину или её черныйскелетна обочине… Багато хто вважає, что спастись от подобного поможет только выключатель массы. Они правы, но неудобства от выключателя нередко превосходят его пользу. Втім, как минимум один верный вариант установки выключателя есть.

 

Предпосылкой возгорания автомобиля в движении служит утечка горючего, воспламенение предметов, попавших на раскаленную систему выпуска, либо замыкание электропроводки. В пожаре, охватившем стоящий без вмешательств снаружи автомобиль, в 99% случаев виновато электричество. Других обстоятельств просто нет: выпуск – холодный, а горючее, сочащееся или даже капающее, практически никогда не воспламеняется само по для себя. Беспокойство по поводу такого возгорания снимается при содействии выключателя массы, обесточивающего бортсеть целиком и на сто процентов. Спасет простой механический ручной «рубильник» за две-три сотки рублей, популярное в тусовке джиперов недешевое «мерседесовское реле» Грюнер-750 либо любой иной вариант.

Как отключить массу, не мешая штатному электрическому оборудованию

Вот только минусов у выключателя массы не меньше, чем плюсов (извините за каламбур).

На относительно современной машине штатная электроника не любит отключения питания, теряя опции, адаптации и память. Вдобавок многим блокам требуются иногда десятки минут на корректное «засыпание», а приплясывать около открытого капота, выжидая, пока все электрические процессы корректно завершатся, чтобы затем вырубить массубезумие. Тим більше, что зрительно это завершение и не определить.

Много и иных неудобств. С отключенным аккумом не поставишь машину на сигнализацию, не откроешь позже с брелока двери, без питания становятся никчемны системы комфорта типа открывания багажника ногой, доводчиков стекол и многого другого. Но есть способ, который поможет и защититься от пожара, и не обесточить электронику.

Звучит схожее странно и взаимоисключающе… Но один из наших читателей, Александр Цаплин, поделился с обществом «Колес» собственной оригинальной и очень обычной разработкой. Подходит этот способ владельцам неновых машин, которые разбираются в простой электрике и знают, с какого конца браться за паяльничек.

Отже, перший, что мы делаемустанавливаем-таки выключатель массы. Самым обыденным образом, как это делают всегда – отключая от кузова провод, идущий с минусовой клеммы аккума, и подключая его обратно уже через мощнейший «рубильник». Выключатель массы используем любого типа, какой нравится – ручной размыкатель с ручкой или ключом, электрически управляемый контактор от грузовика, спец реле или что-то другое.

Как отключить массу, не мешая штатному электрическому оборудованию

Теперь нам нужно приобрести несколько метров провода сечением около 2,5 мм2, соответственное количество тоненькой защитной гофры для проводов, два обыденных пятиконтактных автомобильных реле и автомобильные клеммы. Из всего этого мы соберем, согласно нижеприведенной схеме, простейшую дополнительную проводку, идущую от аккума к штатным лампам дальнего света в фарах.

Находим плюсовые провода, за котрими +12 приходит к лампам фар при включении далекого света – к правой и к левой. Эти два провода разрезаем рядом с фонарями и в разрыв каждого пайкой, обжимкой либо в крайнем случае качественной скруткой подключаем контакты и обмотки реле К1 и К2. Также эта дополнительная цепь подключается к минусовой клемме аккумуляторной батареи согласно схеме.

Как отключить массу, не мешая штатному электрическому оборудованию

Защита от короткого замыкания в проводке автомобиля готова. Рассмотрим работу этой схемы в различных режимах.

Когда выключатель массы замкнут, батарея подключена к кузову и движку штатно. Тут никаких нюансов нет – все работает как обычно.

Когда при замкнутом выключателе массы (запущен движок или нет – неважно) мы нажимаем на подрулевой тумблер, включающий дальний свет, срабатывают наши дополнительные реле, и далекий свет загорается – тут, знову ж, для водителя нет никаких конфигураций и нюансов в сравнении со штатным вариантом.

Сейчас мы покидаем автомобиль, оставляя его на парковке либо в гараже, и хотим защитить его от вероятных возгораний. Открываем капот, отключаем массу поворотом ручки, но минус на кузове… не исчезает!

Опять смотрим на схему. Теперь минус батареи оказывается поданным на кузов нашей отдельной проводкой через нормально замкнутые контакты 2-ух реле и через запараллеленные нити ламп далекого света. Сопротивление одной холодной нити накала средней лампы головного света – около 2,5 Ом. Две параллельно, как в этой схеме – около 1,2 Ома. Это ничтожное сопротивление в минусовой цепи, и практически вся штатная и нештатная электроника и электрика, включенная повсевременно (в обход ключа зажигания) его просто не замечает. Для нее отключения от питания по минусовому проводу после размыкания выключателя массы просто не происходит.

Масса отрублена, но нужные нам потребители продолжают получать напряжение питания и работать – это разные блоки штатной электроники, которые длительно «засыпают», родная и дополнительная охранные системы, турботаймер, «обходительный свет» и другие системы.

Как отключить массу, не мешая штатному электрическому оборудованию

Теперь смоделируем короткое замыкание — то, для чего, в общем-то, все и затевалось.

Допустим, плюс 12 вольт от какого-то потребителя, присоединенного к питанию не через замок зажигания, случаем касается «массы»кузова, двигателя либо какого-то оголенного минусового провода. И попадает на присоединенные к «массе» выводы ламп дальнего света. Сейчас на них – плюс! А минус на 2-ые выводы ламп у нас подан искусственно, дополнительной защитной проводкой, через нормально замкнутые контакты реле. В итоге заместо короткого замыкания мы получаем включение ламп далекого света. Если ЧП не обнаружено, за несколько часов свечения фар аккумулятор будет разряжен. Это – неминуемая плата за то, что машина не сгорела… Но, согласитесь, — жалкая!

Как отключить массу, не мешая штатному электрическому оборудованию

Ну і, дабы раскрыть тему до конца, попробуем завести движок, забыв предварительно включить «массу». Ток на стартер, как и на хоть какой потребитель в защищенном режиме, будет подан через лампы далекого света. Они вспыхнут, но стартер не двинется с места. При этом никаких перегрузок не происходит – попытка пуска безопасна. Просто стартер не сработает, и вам придется открыть капот и щелкнуть выключателем «массы».

Еще одна маленькая проверка из той же серии. Не подключив «массу» и не заведя мотор, поворачиваем ключ зажигания и пытаемся подать питание на какой-либо мощный потребитель – включить вентилятор «печки» либо опустить стекло в двери. Вентилятор заработает, но с пониженной мощностью, что будет слышно по звуку и производительности: поочередно с ним включаются лампы дальнего света, как массивные резисторы. Стекло начнет опускаться, но тоже замедленно. По этим признакам шофер понимает, что он забыл включить массу. Але все це, знову ж, безопасно и не может вывести электрическое оборудование из строя.

Принципиальные нюансы

Напоследок – принципиальные мелочи. Их две.

У 1-х, следует знать, что эта система не позволяет подать питание на стартер и завести мотор, пока выключатель массы не будет замкнут. Потому если вам требуется реализовать дистанционный пуск с брелока сигнализации или телефона, ручной «рубильник» не подойдет. Здесь придется применить в качестве выключателя массы электрически управляемый размыкатель: электрический контактор от грузовых машин или то самое реле Грюнер. Сигнализацию в этом случае необходимо сконфигурировать так, чтобы реле, размыкающее массу, активизировалось отдельным каналом «сигналки» и срабатывало первым в цикле действий при автозапуске.

И во-2-х. Эта система защиты функционирует только при использовании в качестве ламп головного света обыденных галогенных ламп накаливания. Если у вас в головном свете установлены светодиодные лампы, «неопасная масса» работать не будет.

залишити коментар

Ваша електронна адреса не буде опублікований. Обов'язкові поля позначені * *