Тест-драйв танка Т-62

Тест-драйв танка Т-62

Я кое-как свесил ноги в лючок и упёрся рукой в броню башни. Шофер кричит: “Ты там крышку люка придерживай! А то грохнется на ноги, поломает (непечатное слово). И сам держись, на данный момент поедем (два слова, обозначающих направление). Я вцепился одной рукою в крышку люка, а другой рукою схватился за кромку его проёма. Танк взревел и тронулся. И здесь я понял, что это хрустят пальцы, а не броня. Ох, а ведь это только началоТолько бы как-то пережить эти минутки и хотя бы попытаться надавить на эти рычаги самому!

 

“Спасибо” НАТО

История этого танка заслуживает особенного внимания. Без неё будет не совершенно понятно, почему Т-62 получился именно таким, каким вышел.

Всё началось в середине 1950-х. На вооружении Русской армии тогда стоял танк Т-54 и его модификация Т-55. Он был принят на вооружение ещё в 1946 році, и ни у кого язык не поворачивался именовать его плохим. Особенно у друзей из капиталистических государств. Но за десять лет буржуи (в первую очередьзаморские) здорово умотали вперёд и построили танк M48 (он жеПаттон III либо Паттон 48). Коварные американцы сделали хитрецкий шаг: они впервые башню не сварили, а отлили. И наши Т-54 с таковой башней ничего сделать не могли: их 100-мм нарезные пушки Д-10Т пробить броню М48 не могли. А это было, с военной точки зрения, некорректно. И тогда танк решили модернизировать ещё раз.

Небывалый проект назвали “Объект 140”. Его пробовали построить на базе старого Т-54, но вышло не очень хорошо. До 1958 году стало понятно, что выходит сложный и нетехнологичный монстр, который никому не нужен и задаром (несмотря на то что на его разработку ушло 16 мільйонів рублів, по тем временамсумма большая). Главный конструктор “Объекта 140” Леонид Николаевич Карцев остался очень недоволен своим детищем. Потом он написал о нём так:

К отдельным деталям моторного отделения вообщем невозможно было добраться обычным способом. Две тяги, наприклад, наши сборщики-асы ухитрялись соединять через лючок в днище танка, только вооружившись зеркалом, как это делают стоматологы при пломбировании труднодоступных зубов. Форсунки нижнего блока мотора можно было заменить также только через лючки в днище танка. И вообще, подмоторная часть днища «объекта 140» состояла фактически из одних люков.

Тест-драйв танка Т-62

Проект свернули. Как гласил тот же Карцев, сделали это без томных последствий. Отчасти благодаря тому, что параллельно “Объекту 140” шла разработка ещё 1-го проекта“Объекта 165”. Он представлял собой гибрид из сходу нескольких наработок и уже существовавшего на то время Т-55: корпус и башню взяли от “Объекта 140”, боевое отделениеот “Объекта 150”, а мотор, коробку и ходовую часть позаимствовали как раз от Т-55. Про Т-55 мы уже упоминали, про “Объект 140” тоже, а вот что такое “Объект 150”? А это ещё один наш подарок империалистам — 1-ый и единственный ракетный танк, ставший позже известным под названием ИТ-1“истребитель танков”. В общем, заготовок было много, и беспримерный “Объект 165” был готов всего за два года: в 1959 году на свет появились 1-ые образцы нового танка. Ещё два года ушло на их обкатку, устранение замечаний и приёмку на вооружение. В итоге Т-62 был принят летом 1962 року.

Этот танк на теоретическом уровне мог справиться с любой существующей на то время бронетехникой государств НАТО. И именно им мы должны сказать огромное человеческое “спасибо” за Т-62. Вашими молитвами, как сказано.

Сталь против стали

природно, первое, что бросается в глазаэто ствол пушки. Стрелять из неё нельзятанк демилитаризованный, и орудия в нём нет. Пушка осталась, но она тоже в нерабочем состоянии. Но она заслуживает несколько хороших слов: её можно считать гордостью этого танка.

Справа в тому, что Т-62это 1-ый в мире танк с гладкоствольным орудием. Казалось, нарезное было бы уместнее, почему оно гладкоствольное? А это как раз обосновано спецификой танкадырявить другие танки. Гладкоствольная пушка У-5ТС «Молот» была получена методом модификации пушки Д-54. Последняя на вооружение так и не встала, при этом сразу по двум причинам.

Тест-драйв танка Т-62

У 1-х, она оказалась недостаточно эффективной в борьбе с зарубежной бронетехникой, а во-вторых, военным очень не приглянулся дульный тормоз. Вы наверняка видели, что такое дульный тормозтакая набалдашка на конце ствола. Если краткоона помогает снизить отдачу при выстреле. Но все-же военные от него решили отказаться. У 1-х, он сильно демаскирует танкпри выстреле там видны и дым, и пламя. По-2-х, дульный тормоз опасен для десанта, который во время выстрела может ехать на броне. В итоге военные решили, что чёрт с ней с отдачей, но тормоза не нужно. Осталось решить вопрос с бронебойностью.

Здесь пошли простым путём: убрали нарезку. Заряд снаряда без вырезки можно увеличить, а значить, лететь он будет веселее. Так и вышло. Вот так из пушки Д-54 вышла совсем другая пушка У-5ТС.

Есть у этой пушки и ещё две “фишки”, которые сделали её для собственного времени почти революционной. Перваяэто устройство для выброса стреляных гильз. После выстрела оно выбрасывает гильзу через лючок в башнетаким образом сберегли внутреннее пространство. Вторая особенность У-5ТСнеобыкновенный стабилизатор «Комета» вместо «Молнии» на Д-54. С ним можно было стрелять из пушки на ходу, что для танка с гладким стволом было в новинку.

Тест-драйв танка Т-62

Казённая часть пушки

Ну а сейчас перейдём непосредственно к танку.

Чесно кажучи, вокруг него можно ходить часами, но ничего увлекательного снаружи не видно. Просто 37 тонн стали и брони. Обычному глазу не видно, что корпус танка собран из листов катаной броневой стали шириной от 16 до 100 мм. При этом сталь тут не простая, а хромо-никель-молибденовая.

Зато если забраться наверх танка, то можно узреть щиты, закрывающие его моторно-трансмиссионное отделение. И вот здесь уже интересно: тут как раз и стоит самая узкая броня — 16 мм. Но один человек замучается открывать эти лючки. Смотрите сами: сначала надо взять ключ на 27 и открутить болты. Позже этим же ключом сдвинуть запоры люков. А позжеоткрыть люки, суммарный вес которых составляет примерно 700 кг. Задача не из лёгких. Взагалі-то, потому мы в моторный отсек и не попалиэто длительно и очень сложно. Но кое-что про мотор все-же расскажем.

Люки моторно-трансмиссионного отделения

Запоры люков моторно-трансмиссионного отделения

Есть таковой миф: ресурс танкового двигателя очень небольшой, ибо он должен выдержать бой, а позже его всё равно надо “капиталить”. Этот вопрос я задал механику-водителю. Мехвод ответил уклончиво:

А я знаю? Работал бы на заводесам бы спросил. Вон, 10 тисяч — и опять расход масла 20 л.. Опять на капиталку…

Що ж, частично миф подтверждён. Но если серьёзно, гарантийный срок работы мотора был заявлен в 350 часов. Вправду, не слишком много. А что это за мотор вообщем?

Тут стоит дизель В-55В. Это четырёхтактный мотор V12 объёмом 38,9 L. Наибольшая мощность для такого объёма не так уж велика — 580 к.с. Зато момент воистину танковый — 2 250 нм. Размещен мотор поперечно. Коробка передачпятиступная. Подробнее о них мы расскажем чуток ниже.

Прибор наблюдения заряжающего

Прибор наблюдения наводчика

Я не буду углубляться в исследование средств связи, наблюдения и навигации. Если краткоони тут есть. У командира есть бинокулярный перископический смотровой прибор ТКН и электронно-оптический инфракрасный прибор ночного видения. У наводчика есть ещё и призменный перископ ТНП-165. Ужаснее всего приходится мехводу: в бою он может глядеть на мир только через два недвижных призменных перископических прибора однократного увеличения. При этом один из них смотрит прямо вперёд, а 2-ойчуть правее курса. А вот что творится с боковой стороны, механик-водитель не видит вообще.

Тест-драйв танка Т-62

Перископический прибор механика-водителя

Уже очень не терпится залезть на место механика-водителя, но начнём мы все-же не с этого, а с покатушек на месте командира танка.

Здесь вам не Европа!

К огорчению, этот танк демилитаризован чуть более, чем вполне, поэтому в башне и центральной части танка царствует разруха. Тут не осталось даже сидений для экипажа. Так что мне придётся устроится мягеньким местом на броне, свесив ноги просто в пустоту лючка. Держаться не за что, а вот лючок держать надо. Жить хочется, поэтому держимся изо всех сил. Запуск мотора, погнали!

Тест-драйв танка Т-62

Якщо чесно, я ждал, что сейчас как затрясёт да заколбасит! А ничего подобного. Танк идёт очень мягко, не чета этим вашим Киа Соул. Ну а как по другомупочти сорок тонн… А ещёперсональная торсионная подвеска. К тому же здесь есть даже гидравлические амортизаторы, соединенные с балансирами фронтальных и задних опорных катков. Сами же катки здесь обрезиненные, так что ход у танка умопомрачительно плавный. А вот когда водитель подвёз меня к снежной горе, я сообразил, что всё, отписался. Но ничего подобного: для танка это не преграда! Ну и нужно отметить, что механик-водитель у нас превосходный, так что скоро стало даже скучновато. Единственное, что развлекалоэто дымовая заавесь, которую устроил жрущий масло дизель. Какая уж здесь маскировка…

Поглянути цю публікацію в Instagram

шкода, що «Оскар» в Америке уже прошёл. А ведь могли бы получить статуэтку за самое кислое видео года! Просто Т-62, который за час тест-драйва сожрал 100 L. солярки и 20 литров масла. Ничего необыкновенного, можно листать дальше. #тестдрайв #танк #военнаятехника

Публікація від Колёса.ру (@kolesaru) 26 Фев 2019 в 5:03 PST

От таковой “экологии” в Европе сошли бы с мозга. Хотя от Т-62 сошли бы с мозга, даже если бы он укладывался в Евро-6.

Ну а как здесь на месте мехвода? О, сказочно! Сказочно тесновато.

Тест-драйв танка Т-62

Так смотрится место мехвода

У кресла водителя есть регулировка, которая, грубо кажучи, сводится к трём положениям: голова наружу, голова снутри и «серединка». В боевых критериях, звичайно, кресло надо опустить и закрыть лючок. Но тогда тут практически вообще ничего не видно! очевидно, на танковом полигоне это не очень критично, но всё равно очень некомфортно. Можно занять компромиссное среднее положение, и тогда можно выглядывать из лючка, высунув голову. Так мы и сядем.

Все вы отлично знаете что руля у танка нет. Так что будем говорить об “ухватистых” и “пухлых” рычагах фрикционов (на самом деле никакие они не ухватистые и тем более не пухлые). Здесь нет даже нормальных педалей. точніше, педаль газа обычная, а вот тормоз и сцеплениеэто какие-то лошадиные стремена, а не педали.

Тест-драйв танка Т-62

так, что здесь нам надо знать, прежде чем тянуть руку к кнопке стартера? У 1-х, обратим внимание на рычажок перед рычагом КП. С его помощью перед запуском мотора нам надо подкачать топливо. Хитрецкий “барашек” рядом с нимтумблер между топливными баками. Баков на Т-62 несколько. Главные стоят внутри корпуса, и они накрепко защищены бронёй. Снаружи вдоль правого борта есть ещё два запасных бака, из которых солярку можно перекачать в главные. Но мы этот переключатель не трогаем. А вот кнопку маслозакачивающего насоса (МЗН) надавить придётся: перед пуском дизеля в него нужно “накачать” масло. Но перед этим необходимо ещё включить “массу”. Для этого жмем кнопку питания, расположенную почти около правого уха.

Тест-драйв танка Т-62

Вообщем, тут всё сделано так, чтобы танкист в бою выжил, но страшно измучился. И кнопок, которые легко нажимаются пальцем, здесь тоже почти нет. Поэтому по кнопке массы приходится стучать кулаком. Сейчас нажимаем кнопку МЗН, ждём несколько секунд и нажимаем кнопку стартера. В принципі, мотор можно запустить и сжатым воздухом, но у нас все четыре 24-вольтовые АКБ заряжены. Итак, дизель запущен.

розумієте, чем обычная современная машина, даже грузовая, отличается от танка? В ней всегда тише, чем снаружи. Закрыл окошкои мотора практически не слышно. А вот в Т-62 всё строго напротив. Рёв внутри танка просто чудовищный. Мехвод несмотря на то что бы в шлеме, а вот у меня уши ничем не прикрыты. Кричать тут тоже бесполезно, так что заткнулись и терпим.

Терпим не только шум, но и унижения от рычагов коробки. Пам'ятається, я как-то радовался, что рычаги Шерпа можно двигать пальчиками. Но Т-62ни разу не Шерп, несмотря на то что тут тоже есть бортовая трансмиссия. правда, другая. Здесь стоят двухступенчатые планетарные механизмы поворота с блокировочными фрикционами. У рычагов два положения, и в зависимости от того, как сильно потянуть рычаг на себя, радиус поворота изменяется. Само собой, ступенчато. Как наш мехвод ухитрялся рулить этим танком точномозга не приложу.

Силу нужно прикладывать не только к рычагам, но и к педалям. Но здесь выручает посадка: ноги выпрямить просто негде, потому они всё время согнуты в коленях. Упираемся спиной в кресло и давим со всей дурачься. И при переключении передач не забываем жать “собачку” на рычаге. До речі, коробка здесь пятиступенчатая с абсолютно нелогичной схемой переключения передач: 1-аявниз, втораявлево и вниз, 3-явлево и вверх, четвёртаяна право и вверх, пятаявправо и вниз, а задняяпросто вперёд.

Тест-драйв танка Т-62

Баки-стеллажи

Контрольный выстрел в головуэто абсолютная невидимость органов управления в “походном” положении. Выручает ужасная теснота: руками махать негде, и рычаги находятся сами собой. Если опустить голову в танк, органы управления видны, но не видно дорогу. И вообщем ничего не видно.

Допускаю идея, что мне с ростом метр восемьдесят в танке вообщем не место. Я тут не мог развернуться с фотоаппаратом, а как здесь воеватьвообще непонятно. И не дай бог этого осознать.

Т-62 закончили выпускать в 1975 році, но повстречать их можно до сих пор. Из недавнешних боевых действий можно вспомнить вооружённый конфликт в Южной Осетии, штатские войны в Ливии и Сирии. Т-62 до сих пор стоит на вооружении 13 государств мира. Хороший, звичайно, танк. Но пусть лучше он стоит, а не ездит и стреляет. Так всем будет лучше.

Выражаем благодарность за предоставленную на тест-драйв машину межрегиональной публичной организации содействия изучению и эксплуатации военной техники “Военно-техническое общество”.

залишити коментар

Ваша електронна адреса не буде опублікований. Обов'язкові поля позначені * *