Син війни і трактора: тест-драйв International M-5H-6

Отпрыск войны и трактора: тест-драйв International M-5H-6

Этому грузовику сейчас живётся очень трудно и обидно: большая часть “автоэкспертов” узнают в нём Студебеккер, а более продвинутые диванные специалистыЗиС-151 либо ЗиЛ-157. Его уже почти забыли, несмотря на то что в Великую Отечественную эту машину оценивали довольно высоко. Пора немного восстановить историческую справедливость! Отже – International M-5H-6.

 

Много букв на британском

напевно, многие помнят историю о том, что в начале 2-ой мировой войны и правительство США, и южноамериканские предприниматели развели бурную деятельность: война у многих ассоциировалась с доходами. А уж после действия в гавани Перл-Харбор, после которого Америка официально вступила в войну, деятельность на этом материке стала и вовсе кипучей. Срочно потребовалась уйма грузовых автомобилей, умеющих ездить по фронтовым дорогам (тобто, практически без дорог). А таких толком и не было. Все, кто желал заработать, засуетились. Так появились на свет Dodge WC-51 (узнаваемый как “три четверти”), Willys MB, GMC CCKW, Ну і, звісно ж, Studebaker US6. Все четыре этих автомобиля мы тестировалиматериалы доступны по ссылкам.

зрозуміло, что в то время как никогда ранее потребовалась необходимость унификации машин. На американских грузовиках появились общие грузовые кузова, электрическое оборудование, оптика. Родились компании, специализирующиеся на изготовлении унифицированных запчастей (вспомним, наприклад, United Motors Service, будущий ACDelco, который с 1918 года принадлежал GM). Потому можно сказать, что у американских грузовиков уже в начале 1940-х было много общего. Но вкупе с тем было и много различий.

Отпрыск войны и трактора: тест-драйв International M-5H-6

Все мы помним, как утонченно (в сравнении с другими грузовиками) смотрелся интерьер Studebaker US6. И это непопросту: Studebaker выпускал исключительно легковые машины, при этом достаточно высокого класса. Там никому в голову не пришло, что военный грузовик может быть страшнее самой войны и при этом отлично продаваться. Вот они и занимались ерундой в виде сложных штампов и всяких маркетинговых табличек под капотом. Хотя не буду опровергать: “Студер” получился красивым. Інша справа — International.

К моменту выпуска M-5H-6 компания International Harvester уже более 100 лет занималась производством… сельскохозяйственных орудий. Ще в 1834 году изобретатель Сайрус МакКормик, основоположник McCormick Harvesting Machine Company, запатентовал дробилку. Его сын дело отца успешно продолжил и в 1902 году переименовал фирму отца в International Harvester. Об этой компании, напевно, можно рассказывать очень долго, но я позволю для себя упомянуть лишь два любопытных факта. У 1-х, именно эта компания во время 2-ой мировой активно выпускала одну из более популярных американских винтовок M1 Garand, из которой бравые южноамериканские же ребята лупили и в Корее, и во Вьетнаме. 2-ой факт более мирный. Я б сказав, даже слишком мирный.

Отпрыск войны и трактора: тест-драйв International M-5H-6

Примерно с 1960 до 1970 года в США была забавная субкультура в виде небольшой коммуны “Радостных проказников” (Merry Pranksters). Ребята известны тем, что очень уважали LSD (это таковой полусинтетический наркотик, кислота, если кто-то не знает) и пропагандировали его применение. Они же устроили путешествие по Америке, которое в российском переводе называют обычно “Далше” ( от искаженного британского Furthur вместо Further). Такое же заглавие“Далше”получил и автобус «проказников». Первым таким автобусом стал International Harvester 1939 року випуску, а позднее был куплен ещё одинInternational Harvester 1947 року. И конкретно эти автобусы стали первыми раскрашенными в “кислотные” цвета радуги. А “хипповские” Фольксвагены Т1 их всего только копировали. Так что пальма первенствау International Harvester. До речі, управляющим “проказников” и основным водителем автобуса был Кен Кизи, создатель романа “Пролетая над гнездом кукушки”.

Это всё увлекательно, но вернёмся к нашему грузовику.

Грубо, но прочно

Начнём с рамы. International мог быть 2-ух видовс короткой (3 785 мм) и длинноватой (4 293 мм) базой. Наша машина длиннобазная, что отлично видно по расположенному горизонтально запасному колесу. На короткобазных машинах запаска стояла вертикально за кабиной.

Отпрыск войны и трактора: тест-драйв International M-5H-6

Даже по фотографиям видно, что с рамой очень мудрить не стали. Лонжероны здесь изготовлены из очень толстого металла и не имеют никаких извивов или сварных соединенийпросто два ровненьких швеллера. Просто, как кувалда. И должно быть так же накрепко. Але немає. По воспоминаниям тех, кто на этих машинах успел повоевать, у короткобазных “Интеров” ломались как раз-таки рамы. И ломались они сходу позади кабины. Проблема кроется не только в самой раме, но и в конструкции задней телеги.

Тут всё сделано совершенно не так, как у наших ЗиС-6 либо ГАЗ-ААА. И даже не похоже на южноамериканские и немецкие грузовики того времени. В International пошли своим методом, и путь этот получился надёжным, но очень и очень жёстким. В этой машине балансиры через шарниры соединяют мосты снизу. Сверху стоят толкающие штанги. Выходит такой своеобразный жёсткий прямоугольник, где к раме через рессоры крепятся только балансиры. Из-за всего этого на раму действуют очень сильные нагрузки на кручение. А так как участок меж кабиной и местом крепления задней телеги у короткобазной машины получался недлинным, в этом месте рама и ломалась. А вот у грузовиков с длинноватой базой рама всё же немного могла “сыграть”, предотвращая свою поломку.

Передняя подвеска полностью типичная, с рычажными амортизаторами двустороннего деяния. Отличают её только слишком суровые даже по тем временам “тепловозные” рессоры. В загальному, сзади они ещё более дикие.

Отпрыск войны и трактора: тест-драйв International M-5H-6

Чуток больше необычного скрыто в трансмиссии “Интера”. У 1-х, бросаются в глаза пыльники переднего моста, сделанные из кожи. Ну, а во вторыхсхема полного привода.

Поглянути цю публікацію в Instagram

Мы много лицезрели раздаток, но такое встречаем впервые. До речі, саму РК видно плохо, а барабан стояночного тормоза виден отлично. #тестдрайв #грузовик #военнаятехника #ретро #international

Публікація від Колёса.ру (@kolesaru) 6 Май 2019 в 1:35 PDT

Такую особенность обеспечивает та самая огромная раздаточная коробка Thornton Tamdem Co. Само собою, в ней есть и понижающий ряд. Коробка передач — пятиступная, как и у Студебекера.

Отпрыск войны и трактора: тест-драйв International M-5H-6

Сейчас перейдём к мотору. На первых International с индексом M-5-6 стояли моторы FBC-318B (100 L. с.). Потом стали ставить FBC-361B, а потом поменяли и его. У нашей машины 1944 года выпуска стоит поздний мотор мощностью 111 к.с. И если вся машина серо-зелёного цвета, то мотор здесь именно “red”. Говорят, это могло здорово облегчить жизнь южноамериканским реднекам, не блистающим грамотностью, но эксплуатирующим эти неубиваемые машины даже сейчас: красный цвет мотора помогает им безошибочно найти, что под капотом именно Red Diamond. А означає, проще заказывать запчасти, которые есть в продаже до сих пор.

Карбюратор

Мотор Red Diamond-361В

Мотор Red Diamond-361В

Мотор Red Diamond-361В

Этот мотор верхнеклапанный, но с карбюратором Zenith с восходящим потоком. Достаточно редкое сочетание.

И ещё одну увлекательную деталь можно обнаружить за правой подножкойздесь стоит настоящий вакуумный усилитель тормозов! правда, у нас он, схоже, не работает.

Интерьер кабины M-5H-6 принуждает грустить и вспоминать тракторное прошлое всей компании International. Тоскливо, граждане. Тоскливо и скучновато. Ни тебе выштамповок, ни интересных дизайнерских решений. Несмотря на то что, може, это и лучше, чем современный “рояльный лак” и дерево из элитных видов пластмассы.

Приборная панель незамудреная, как кирзовый сапог: покажчик рівня пального, амперметр, спидометр, давление масла и температура охлаждающей воды (тобто, воды). И над спидометромплафон подсветки устройств.

Набор выключателей на панели тоже довольно убогий: центральный переключатель света (до речі, тоже унифицированный со многими южноамериканскими военными грузовиками), “подсос”, замок зажигания, фиксированный газ. И над всем этимкнопка стартера.

мабуть, у инженеров International на панель не хватило сил после разработки сидения. Вот с ним они постарались. У него есть то, что на данный момент называют регулировкой длины подушки. Тобто, его можно двинуть вперёд или назад, но спинка при этом остаётся стоять бездвижно у задней стенки кабины. Очень увлекательное решение. І, как мне показалось, очень бестолковоекомфортно там сидеть всё равно негде.

Под сидением спрятаны небольшие инструментальные ящики, а прямо под левой ногой оказывается барашек переключения меж топливными баками (их тут два).

Ну что, пора вынудить всё это ехать!

Ползком по дороге

Если кратко суммировать ощущения от вождения этого M-5H-6, то на мозг приходит аттракцион в виде механического быка, на котором нужно продержаться несколько секунд. Тут точно так же трясёт, и никуда ничего не едет. правда, бык несмотря на то что бы крутится на месте, а повернуть M-5H-6 очень трудно: он неповоротлив, как мёртвый мамонт. «Интер» очень уверенно прёт по прямой, да и в рыхловатом песке показал себя молодцом. И на этом всё.

Все 111 к.с. ушли в рёв мотора, Котрий, зізнатися, очень приятно работает на холостых оборотах и без труда запускается что прохладным, что горячим. Мабуть, этот грузовик неплох как тягач или вездеход, а вот ехать куда-то сколь-нибудь стремительно на нём нельзя. У него и по паспорту-то наибольшая скорость 67 км / год, а в жизни… А в жизни на первой же кочке поначалу летишь головой в потолок, потом мягеньким местом в пол. І це — на малых скоростях.

Зато проходимость хорошая. Пока я считал ворон и пялился на то, как люди пялятся на грузовик, въехал в участок с рыхловатым песком. На повышенном ряду “раздатки” и на третьей передаче КП. Усе, думаю, приехали… Но тракторные гены M-5H-6 взяли верх: уже фактически на холостых оборотах мотор вытянул тяжеленную даже по грузовым меркам (практично 5 300 кг) машину на жесткое покрытие. Такому бензиновому мотору могут позавидовать некие современные дизели, угробленные нормами Евро-5 и Евро-6.

На теоретическом уровне, коробка передач тут может быть и синхронизированная, но без двойного выжима кататься не вышло. То ли возраст, то ли правда нет синхронизаторов… Несмотря на то что переключения вполне чёткие, и недостаток у рычага коробки только одинпредохранительная “собачка”. Её нужно не тянуть вверх, что было бы логичнее, а толкать вниз. Это неловко.

Руль, по моему развращенному подобной техникой мнению, выглядит прекрасно. Четыре изогнутые спицы, узкий обод… Классика!

Поглянути цю публікацію в Instagram

Почему ранее обод руля был не только огромного диаметра, но и очень тонкого сечения? Группа английских учёных разобралась в этом вопросе, сидя в International 1944 року випуску. #грузовик #ретро #тестдрайв #international

Публікація від Колёса.ру (@kolesaru) 16 Май 2019 в 10:32 PDT

Не будем здесь говорить о том, как M-5H-6 “проходит прямики” и “держит дугу”. Как-то проходит и что-то держит. Трясясь в кабине, я задумывался о том, что стихия этого автомобиляне асфальт и не бетонка (до речі, на их тоже трясёт немилосердно на каждой кочке и ямке). напевно, он хорош в грязи, куда мы, ясное дело, не поехалив Рф это единственный ходовой экземпляр M-5H-6, и губить его из-за наших тест-драйверских амбиций было бы негуманно. По комфорту и скорости он значительно не дотягивает до Студебекера, но на голову выше ЗиСа (у того и мотор на практически на 40 к.с. слабее, и прикручен он прямо к раметрясёт ещё больше, едет ещё тише). Но на эти машины, наприклад, ставили “Катюши” БМ-13. А ещё обратите внимание на правый и левый крюки на фронтальной части рамы. Левый (если смотреть впереди) — родной, а правого не было, пришлось поставить крюк от ЗиС-151. И они вполне идентичные. Дальше продолжать эту тему не буду: начнётся неконтролируемое бурление воззрений.

… и ещё несколько фактов

О недочетах этой машины я уже сказал. Но в процессе её эксплуатации нередко жаловались ещё и на очень стремительно зарастающие нагаром свечи зажигания. Швидше за все, дело в нашем бензине, а не в конструктивном недочете мотора, но это очень мешало репутации машины в Русской Армии.

Отпрыск войны и трактора: тест-драйв International M-5H-6

Зато поглядите на это руководство для военного грузовика. думаю, эти рисунки очень милые, чи не так? Немцы, наприклад, иногда рисовали в своих мануалах нагих женщин. Но не для эстетики, а чтоб хоть как-то заставить солдат Вермахта эти самые мануалы читать. Ну либо хотя бы разглядывать.

И нельзя не отметить ещё одну деталь. В США этих машин было не так уж много (их предпочитали отправлять в СССР и Китай), но они были. И машины с моторами Red Diamond сыграли очень огромную рольони стали одними из первых тягачей американских дальнобойщиков. Надёжность International с этим движком, да ещё и на хорошей дороге, оказалась практически феноменальной. Запас прочности мостов, коробок и ходовой части у машины просто обезумевший. Так что кузов снимали, ставили прицепное устройствои в путь. повільно, але вірно.

Благодарим компанию Retrotruck за предоставленный на тест-драйв автомобиль

залишити коментар

Ваша електронна адреса не буде опублікований. Обов'язкові поля позначені * *