Чи допомагає від засліплення фарами палаючий в салоні плафон?

Содействует ли от ослепления фарами горящий в салоне плафон?

Ослепление водителя огнями фар встречной машины в черное время суток – проблема вечная. А с возникновением современных галогенных ламп с повышенной светоотдачей и дешевеньких комплектов для самостоятельной установки ксенона она стала только острее…

 

Если ослепление сзади частично удалось побороть использованием электрохромных самозатемняющихся зеркал (несмотря на то что бюджетные авто такой функцией, как правило, не владеют), то встречная засветка по-прежнему опасна для машин фактически любого класса и цены. Для тех, кто нередко ездит по ночам, борьба с этим явлением делится на «пассивные» способы (специальные очки-«антифары» и экраны-фильтры, крепящиеся перед очами водителя на козырек) и «активные» – в виде устройств фоновой внутрисалонной подсветки, которые заблаговременно адаптируют глаз к приближению яркого источника света снаружи. О последних мы на данный момент и поговорим! К примеру, в русское время популярным автомобильным гаджетом был противоослепляющий фонарь ФП-03УЗ, выпускаемый Рижским опытным заводом средств механизации.

Содействует ли от ослепления фарами горящий в салоне плафон?

Устройство было неописуемо примитивным в электрическом плане – оно представляло собой обыденно питаемый от прикуривателя светильник с 5-ваттной лампочкой и кнопкой включения. Осветительный прибор крепился на присоске к лобовому стеклу над головой водителя и типо сокращал на 20-30% время адаптации глаз к «световому удару», наносимому появляющимся из мглы на ночной трассе встречным автомобилем.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Почему в противоослепляющем фонаре употребляется синий светофильтр, а не, скажем, зеленоватый или вовсе неокрашенный? Все дело в физиологических особенностях людского зрения: чувствительность фоторецепторов глаз при темновой адаптации сдвигается в синюю часть спектра.

Поддерживает ли от ослепления фарами горящий в салоне плафон?

Многие из тех, кто не напрягал себя чтением инструкций, считали, что свет противоослеплящего фонарика должен был направляться в глаза водителя, но это распространенное заблуждение! На различных автомобильных форумах олдскульный фонарик ФП-03УЗ и в наши деньки поминается достаточно часто, но обычно в таком духе: «а вот у меня у отца/деда на Жигулях/Москвиче/Волге такая фигня была, но после одного-двух применений ее закинули в далекий угол как бесполезную и даже вредную!». Нам же получилось раздобыть прибор для ретро-теста в состоянии «капсулы времени»новым, в упаковке и с бумажной аннотацией, которая четко гласит: «Фонарь противоослепляющий крепится на внутренней стороне лобового стекла автомобиля таким образом, чтоб пучок света был направлен ПАРАЛЛЕЛЬНО стеклу и создавал подсветку для глаз водителя»

1 / 3

2 / 3

3 / 3

очевидно, мы не смогли отказать себе в наслаждении испытать на практике гаджет из прошедшего, чтобы понять – есть ли от него какой-нибудь эффект? Устанавливаем согласно инструкции, параллельно стеклу, включаем, получив интимную нежно-голубую подсветку, и отправляемся в путь по неосвещенным дорогам!

Поддерживает ли от ослепления фарами горящий в салоне плафон?

Что можно сказать? Umopomrachitelyno, но эффект действительно есть! Расхождение со встречными машинами на неосвещенных ночных дорогах происходит с наименьшей нагрузкой на глаза водителя. Не сказати, что улучшения конструктивны, но они однозначно заметны. Вот только есть один аспект… точно такой же эффект дает включенный потолочный осветительный прибор штатной салонной подсветки!

Но для чего же тогда выпускали «противоослепляющий фонарь ФП-03УЗ», если его можно было поменять штатной подсветкой? А причина проста – на многих моделях русских авто потолочные плафоны освещения либо отсутствовали совсем (як, скажем, на классических ВАЗах), или располагались не там, где нужно – не над головой водителя, а сзади нее, в центре крыши (к примеру, на ГАЗ-21, Москвичах 402-408 и так дальше) А вот на машинах типа АЗЛК-2141 либо ВАЗ-2109 салонный плафон стоял недалеко от зеркала заднего вида и полностью мог выполнять роль противоослепляющей подсветки. Им «ФП-03УЗ» был совсем не нужен.

Также нужно отметить, что в радиолюбительской литературе с 70-х и до 90-х годов нередко публиковались схемы автоматических противоослепляющих устройств, которые представляли собой те же фонарики над головой водителя, но с включением средством фотоэлемента, получавшего сигнал от встречных фар. правда, из-за инерционности срабатывания, а также из-за необходимости неизменной ручной подстройки чувствительности популярностью такие самоделки не воспользовались.

Сегодня же, в эру дешевых светодиодов и быстродействующих микроконтроллеров эта история восстала из небытия – к примеру, некоторая немецкая компания выпускает противоослепляющий светильник «AntiBlendLicht» – светодиодную панель, крепящуюся на солнечный козырек и автоматом включающуюся по команде встроенных световых датчиков. Стоит сей девайс 100 євро (!) в версии для легковых авто и 200 євро (!!!) в версии для грузовиков, отличаясь только 24-вольтовым питанием…

Поддерживает ли от ослепления фарами горящий в салоне плафон?

Ну и в итоге нужно отметить, что проблема ослепления водителей встречными фонарями бесконечно привлекает изобретателей, как серьезных, так и сумасшедших – на эту тему регулярно патентуется что-то новенькое! Из более любопытного и отчасти фантастического можно отметить 5 пока не реализованных, но отчасти разумных мыслях:

Введение единого эталона поляризационного покрытия стекол фар для всех производителей автомобилей и компонент, чтобы можно было выпускать по одному стандарту специальные поляризованные очки для водителей, настроенные на свет фар и отлично его ослабляющие.

Повсеместное внедрение датчиков света, управляющих яркостью фар в ночное время – чтоб при появлении встречной машины яркость лучей обоих автомобилей начинала слабеть с расстояния примерно в сотню метров и практически полностью снижалась на расстоянии около 10 метров.

Оснащение автомобилей фонарями, мигающим с частотой, превышающей инерционность глаза человека, а водителей – электрическими очками со стеклами с переменной прозрачностью, которая синхронизируется с частотой мерцания фар. Для того, чтобы очки водителя в одной машине синхронизировались с фонарями другого автомобиля, в рамках единого эталона используются радиочастотные приемопередатчики, устанавливающие соединение друг с другом при сближении машин.

Включение в состав асфальта (либо нанесение поверх, как краски) флюоресцирующего состава и одновременное применение ламп фар, светящих в мягеньком ультрафиолете – невидимых невооруженным глазом и неопасных для зрения. Подсвеченные ультрафиолетом участки дороги с таким флюоресцирующим покрытием должны сами сиять в темноте.

Оснащение фактически всех автодорог (а не только больших) стандартными мачтами освещения, но с умной системой активации фонарей, реагирующей на свет фар. На малозагруженной дороге фонари по умолчанию не светят, сберегая электроэнергию, но включаются от света фар автомобиля и дальше автоматически зажигаются перед ним и меркнут сзади, если следующая машина не возникает. Это позволит автомобилистам полностью отказаться от далекого света и снизить яркость ближнего. А то и совсем обойтись ходовыми огнями.

залишити коментар

Ваша електронна адреса не буде опублікований. Обов'язкові поля позначені * *