Як донос на головного конструктора «подарував» країні «Волгу»

Как донос на головного конструктора «подарил» стране «Волгу»

Исследование истории советского автомобилестроения через призму биографий конструкторов, директоров заводов и министров всегда сулит много открытий, ведь это в капиталистических странах всякая модель в той либо ной степени была попыткой автомобильной компании ответить на запросы аудитории. А у нас… У нас очень нередко рождение машины было результатом сложившихся случайностей. Оно зависело в том числе и от того, работал ли тот либо иной инженер на конкретной должности определенного завода. С этим связано и много конфузов, скажімо, ГАЗ-21 «Волга» появилась на свет благодаря Андрею Липгарту, но не поэтому, что он работал на конкретной должности определенного завода, а потому, что он уже там не работал, при этом, сам того не желая…

 

Как донос на головного конструктора «подарил» стране «Волгу»
А.А. Липгарт и его возлюбленная машина Победа.

Андрея Александровича Липгарта начал трудовой путь в 20-х годах в столичном автомоторном институте НАМИ. Но когда в Нижнем Новгороде затеяли строительство завода-гиганта, рассчитанного на выпуск 100 тыщ автомобилей в год, Липгарт сам попросился туда, смело отказавшись от столичной прописки. З 1933 года – он уже главный конструктор ГАЗа, конкретно с этого времени биография Андрея Александровича начинает зарастать легендами. Липгарт основал мощную конструкторскую школу, набирая людей только с оглядкой на их деловые свойства. В самые суровые сталинские времена Липгарт приглашал на инженерные должности людей с «подозрительным» соц происхождением, «сомнительными» политическими взглядами, даже иноземцев, которым запросто поручал задания, считавшиеся стратегически необходимыми для обороны страны. События конца 30-х не обошли стороной заводнемело его управляющих оказались в тюрьме или получили расстрельные приговоры, но коллектив Конструкторско-экспериментального отдела КЭО все «очистки» миновали. За великолепную работу конструкторам ГАЗа, казалось, прощали всё. Инженеры, воспитанные Липгартом, в предстоящем сыграют важную роль в судьбе всех русских автозаводов, а некоторые станут главными конструкторами на других предприятиях либо руководителями отрасли.

Как донос на головного конструктора «подарил» стране «Волгу»
А.А. Липгарт

Опасный Крещук

Мы не будем тщательно останавливаться на вехах трудового пути Липгарта – главные «остановки» широко известны – это и М-1, именитая «Эмка» и принципиально новый для русского двигателестроения мотор ГАЗ-11 (звичайно ж, спроектированный не без оглядки на западные аналоги), и военные джипы ГАЗ-64 и ГАЗ-67 ничем, не считая типа кузова, не повторявшие американский Willys, и гоночный ГЛ-1, на котором испытатель КЭО Аркадий Николаев поставил всесоюзный рекорд скорости 161 км / год, і, природно, «Победу»… А сколько полезного он сделал для «военки»во многом благодаря этим разработкам Липгарт и его подчинённые 5 раз получали Сталинскую премию…

1 / 9

«Эмка» ГАЗ-М1

2 / 9

«Эмка» ГАЗ-М1

3 / 9

ГАЗ-61

4 / 9

ГАЗ-67

5 / 9

ГЛ-1

6 / 9

ГАЗ-51

7 / 9

ГАЗ-63

8 / 9

ГАЗ-М20 Победа

9 / 9

ЗИМ (ГАЗ-12)

Коротше кажучи, гром разразился совсем неожиданно: в декабре 1951 года Липгарта сняли с должности головного конструктора ГАЗа и отправили работать в Миасс на «отстающий» завод УралЗИС, с войны строивший примитивные грузовики ЗИС-5 с древесной кабиной. Эта кадровая перестановка сопровождалась скандалом. ГАЗ получил приказ освоить амфибию военного предназначения – «малый автомобиль водоплавающий» МАВ. Из НАМИ в Горьковатый прислали документацию на машину с индексом 011 на агрегатах устаревшего и приговорённого к скорому снятию с производства ГАЗ-67Б. Это была уже готовая разработка.

Как донос на головного конструктора «подарил» стране «Волгу»
НАМИ-011, он же ГАЗ-011

А вот в КЭО горьковского завода готовили другой проект – такую же по параметрам и предназначению машину ГАЗ-46 на агрегатах перспективного ГАЗ-69. Над ним еще предстояло поработать, но игра стоила свеч. Заказчик в погонах, пусть и на год-два позже, но получал более современный автомобиль, при этом ГАЗ был избавлен от необходимости сохранять ненадобное производство узлов ГАЗ-67 и тратить силы на освоение заранее устаревшей конструкции.

1 / 2

ГАЗ-46

2 / 2

ГАЗ-46

С таким подходом не согласился Витольд Альбертович Крещук, ведущий конструктор, отвечавший за постановку ГАЗ-011 на газовский сборочный поток. Он написал несколько писем – в Минавтопром, Совет министров и в Кремль на имя Сталина, и из-за предъявленных Крещуком обвинений оборвалась такая блистательная горьковская карьера Липгарта. Эту историю все свидетели оценивают однозначно: Крещук среди конструкторов ГАЗа стал «личностью нон грата», много лет считался «очень нехорошим человеком». Крещука «в хвост и в гриву» не раз «разносил», мабуть, самый компетентный авто историк в нашей стране Евгений Игнатьевич Прочко, проф конструктор внедорожных автомобилей. Прочко с стальными аргументами в руках обвинял Крещука в низкой компетентности и инженерном непрофессионализме, тим більше, что предложенный Крещуком взамен ГАЗ-011 и ГАЗ-46 свой проект амфибии МАВ модели ГАЗ-48 оказался откровенно плохим, что полностью подтвердили испытания опытного эталона этой машины.

Как донос на головного конструктора «подарил» стране «Волгу»
ГАЗ-011 и ГАЗ-46

Крещука агрессивно ругал в своих дневниках главный конструктор МЗМА Александр Фёдорович Андронов. У него была суровая причина. Когда МЗМА осваивал аэродромный пусковой агрегат АПА-7, поступил аналогичный донос в руководящие инстанции со стороны 1-го из конструкторов ОГК против Андронова и головного инженера завода В.Н. Полякова, грядущего министра автомобильной промышленности СССР. Репрессий в отношении Полякова и Андронова не последовало, но они издержали изрядно нервов, отстаивая свою правоту.

Оборотная сторона медали.

Но у каждой медали есть оборотная сторона. Попробуем трезво оценить, к каким последствиям для русского автомобилестроения привели письма Крещука и последовавшая потом отставка Липгарта. Так ли всё совершенно точно? Ну, по перше, по счастью, не случилось самого ужасного: Липгарт с поста главного конструктора ГАЗа попал не в лагерь на Колыму, а всего только с сильным понижением в должности поехал на другой автозавод. Сотрудник Липгарта Л.В. Косткин, тоже снятый с должности, по тому же «сигналу» снова же, был не арестован, а выслан на МАЗ, в Минск. Проработав несколько лет на УралАЗе, Липгарт возвратился в Москву, где ещё много лет занимал руководящие должности в НАМИ, занимался конструкторской деятельностью, курировал работы на нескольких заводах, участвовал в заседаниях коллегии Министерства авто промышленности СССР, решая, какие машины необходимы, а какие нет. Считать ли такое развитие событий катастрофой? думаю, что нет!

Мы могли остаться без «Волги»

Какими последствиями отставка Андрея Александровича обернулась для ГАЗа? Последняя машина, сконструированная при Липгарте – ГАЗ-69уже без него пошла в общее производство, была передана Ульяновскому автозаводу и прожила счастливую жизнь на конвейере, сыграв видную роль в истории страны и став базой для первого поколения «Буханки» УАЗ-450.

Как донос на головного конструктора «подарил» стране «Волгу»
ГАЗ-69

А головне, уже без Липгарта во всю мощь развернулись работы над легковым автомобилем нового поколения М-21. 1-ые чертежи компоновки и макеты будущей наследницы «Победы» появились ещё при нем. Они напоминали уменьшенный в размерах ЗИМ и неиндивидуальные иномарки начала 50-х. Новый главный конструктор ГАЗа Николай Иванович Борисов, до того – главный конструктор МЗМА, уступивший эту должность А.Ф. Андронову, предоставил возможность ведущим конструкторам М-21 Владимиру Сергеевичу Соловьёву и Александру Михайловичу Невзорову, а также ведущему художнику-конструктору наружной формы кузова Льву Михайловичу Еремееву сделать таковой автомобиль, какой они сочтут нужным. Итог их усилий – знакомая нам всем «Волга» ГАЗ-21.

Как донос на головного конструктора «подарил» стране «Волгу»
Попытка сделать М-21, как уменьшенный ЗИМ

Появилась бы такая машина, останься Липгарт основным конструктором ГАЗа? Е.И. Прочко говорил, что лично видел и слышал, как сев после работы в служебную «Волгу», Липгарт начинал говорить попутчикам, какая это «безобразная», «неграмотно сконструированная» машина. Он вспоминал, какая красивая была «Победа» и объяснял, какое «чудище» «Волгу» сделали на ГАЗе без него.

Как донос на головного конструктора «подарил» стране «Волгу»
«Волга» ГАЗ-21

В 1955-м на Коллегии Минавтопрома, обсуждавшей движок «Москвич-406», Липгарт раздражённо заявил, что «его околпачили, сконструировав “Волгу”». Нам пока не получилось обосновать мотивацию Липгарта, понять и найти в документах его претензии к конструкции «Волги», но картина вырисовывается обычная. Если бы не письма Крещука и снятие Липгарта с поста головного конструктора ГАЗа, семейства знаменитой «Волги» ГАЗ-21 не было бы в природе, принаймні, в отлично знакомом нам виде.

Умеренная рабочая лошадка.

В загальному, вполне возможно в словах Андрея Александровича, в его суждениях о «Волге» была обида, ведь конструктором он был высококлассным и, звичайно, тяжело переживал переезд в Миасс. Но и на новеньком месте он подтвердил свою высокую квалификацию. Давайте вспомним кинофильм «Джентльмены удачи», а в нём – цементовоз, сидя в цистерне которого главные герои совершают побег из лагеря. Это «УралЗИС-355М», который появился как раз благодаря Липгарту. Сходу после войны ведущие автозаводы выпустили новые грузовики ЗИС-150 и ГАЗ-51, а «УралЗИС» продолжал изготавливать старенькый ЗИС-5, причем в упрощенном варианте военного времени с древесной кабиной.

Как донос на головного конструктора «подарил» стране «Волгу»
Послевоенный ЗИС-5 производства «УралЗИСа»

В 1949 году конструкторы завода выстроили и передали на испытания в НАМИ эталоны нового грузовика. Когда Липгарт приехал из Горьковатого в Миасс, ему показали чертежи машины. Быстро осмотрев их, Липгарт тут же пошел глядеть «живой» автомобиль, обмерил его рулеткой и в тот же день «набросал» черновой эскиз доработанной компоновки, позволившей при тех же размерах прирастить вместимость бортовой платформы. Затем Андрей Александрович тщательно объяснил уральским коллегам, как следует переработать движок и шасси. Пользуясь оставшимися связями на ГАЗе, он достигнул передачи в Миасс оснастки на кабину ГАЗ-51 с древесными дверцами, которую в Горьком как раз собирались поменять новой цельнометаллической кабиной ГАЗ-51А. нарешті, Липгарт «пробил» в министерстве принципное решение о замене ЗИС-5 новой машиной «УралЗИС-355М». На время с 1958-го по 1965-й этот грузовик стал основной моделью уральского завода: раз в год выпускалось от 22 до 29 тыщ таких машин.

Как донос на головного конструктора «подарил» стране «Волгу»
«УралЗИС-355М»

що, «Урал-355М», не блестел новизной конструкции. Но получилась отличная «рабочая лошадка» для провинциальной России, Сибири, целинных земель Северного Казахстана. Машина отличалась надёжным, долговременным двигателем, терпевшим масло и бензин низкого свойства, но при этом потреблявшим настолько не достаточно бензина, насколько это возможно. У неё было простейшее «неубиваемое» шасси, а «добытую» Липгартом кабину получилось оснастить самым тёплым среди тогдашних русских грузовиков отопителем, радовавшим шофёров в свирепые морозы. нарешті, у «Урал-355М» вышло прибыльное соотношение собственной массы и грузоподъёмности. Создание «неэстетичной», но дешёвой, надёжной и удобной машины оборвалось только потому, что «УралАЗ» перепрофилировали на трехосные грузовики военного предназначения.

Как донос на головного конструктора «подарил» стране «Волгу»
«УралЗИС-355М»

Итак, «подлый донос» В.А. Крещука и отставка А.А. Липгарта подарили стране два успешных и популярных автомобиля – легковушку и грузовик. Сам Крещук был изгнан с ГАЗа на должность головного конструктора Львовского велосипедного завода. Вскоре там развернулся выпуск мопедов, а через несколько лет появилась и пользующаяся популярностью и «Верховина». В одном из наших будущих материалов мы поведаем, имел ли к этому отношение опасный конструктор Крещук и был ли он на самом деле бесталантным и слабым инженером.

залишити коментар

Ваша електронна адреса не буде опублікований. Обов'язкові поля позначені * *